Структурные элементы воспитания. Цели, содержание, источники воспитания
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 22:55, курсовая работа
Описание работы
Проблемы воспитания иобучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человекакак целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влиянияобучающих и воспитательных воздействий на развитие человека.[1]А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностныхориентации и интеллекта. Еще Платон писал: «… самым важным в обучении мыпризнаем надлежащее воспитание».[2]Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания естьсвои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится нами с цельюобъяснения их сущности.
Содержание работы
Введение. 3 1.Содержание и понятие воспитания. 5 2.Направления воспитательной работы… 8 3.Сущность воспитания и его особенности. 11 4.Цели воспитания. 15 5.Источники воспитания и межнациональное общение в социальном пространстве 17 Заключение. 22 Списоклитературы… 25
Реферат: Структурные элементы
воспитания. Цели, содержание, источники
воспитания
Работана тему:
Структурныеэлементы воспитания.
Цели, содержание, источники воспитания
2006
Содержание
Введение. 3
1.Содержание и понятие
воспитания. 5
2.Направления воспитательной
работы… 8
3.Сущность воспитания
и его особенности. 11
4.Цели воспитания. 15
5.Источники воспитания
и межнациональное общение в
социальном пространстве 17
Заключение. 22
Списоклитературы… 25
/>/>/>Введение
Проблемы воспитания иобучения
неразрывно связаны, поскольку данные
процессы направлены на человекакак целое.
Поэтому на практике трудно выделить сферы
исключительного влиянияобучающих и воспитательных
воздействий на развитие человека.[1]А
именно как его эмоций, воли, характера,
так и мотиваций, ценностныхориентации
и интеллекта. Еще Платон писал: «… самым
важным в обучении мыпризнаем надлежащее
воспитание».[2]Однако в научном понимании
и организации процессов обучения и воспитания
естьсвои особенности. Поэтому разделение
данных процессов проводится нами с цельюобъяснения
их сущности.
Теория и методикавоспитания
являются разделами общей педагогики,
в которых уточняется сущность,принципы
и методы, цели и содержание процесса воспитания.
На протяженииисторического
развития педагогической мысли вышеозначенный
процесс находился вфокусе внимания ученых
и практиков. Поэтому и в наше время воспитание
остаетсяосновной категорией педагогики.
Содержание данного явления обновляется
по мереразвития практического опыта,
педагогической науки и ее ведущей доктрины.Общественная
практика передачи социального опыта
от старшего поколения кмладшему сложилась
гораздо раньше обозначающего ее термина.
Поэтому сущностьвоспитания трактуется
с различных точек зрения. В любом случае
в качествепредмета воспитания рассматривается
человек, испытывающий соответствующеевоздействие.
Сущность воспитаниязаключается
в таком взаимодействии, что воспитатель
намеренно стремитсяповлиять на воспитуемого:
«чем человек как человек может и должен
быть». [3]
То есть воспитаниеявляется
одним из видов деятельности по преобразованию
человека или группылюдей. Это практико-преобразующая
деятельность, направленная на изменениепсихического
состояния, мировоззрения и сознания,
знания и способадеятельности, личности
и ценностных ориентации воспитуемого.
Свою специфику воспитаниеобнаруживает
в определении цели и позиции воспитателя
по отношению квоспитаннику. При этом
воспитатель учитывает единство природной,
генетической,психологической и социальной
сути воспитуемого, а также его возраст
и условияжизни.
/>/>/>1.Содержание и
понятие воспитания
Центральной категориейнаучного
осмысления воспитательного процесса
и профессиональной педагогическойдеятельности
по воспитанию детей выступает понятие
«воспитание». От того, кактрактуется
это понятие, зависит многое в последующем
анализе и пониманиисущности спрятанного
за данным термином явления. Поэтому обратимся
в первуюочередь к терминологии.
Исходное значение слова«воспитание»
обусловлено корневой частью слова: «воспитание»
— это вскармливание,питание ребенка,
не приспособленного к жизни и совершенно
беспомощного прирождении. В данном бесхитростном
значении слова процесс воспитания свойственени
животным — «питают» своим молоком млекопитающие;
детеныш кенгуру«воспитывается» матерью,
жеребенок, встав на ножки после рождения,
тянет своюмордочку под брюхо лошади —
«воспитываться», вскармливаться.
Первоначально в русскомязыке
это слово полностью соответствовало
своему исходному значению.
Обыденное сознаниеотносится
к «воспитанию» одиозно, потому что понимает
под ним «нравоучение»,«наставление»,
«длинное и нудное морализирование». При
таком понимании человекиспользует слово
«воспитание» как посягательство на его
свободу, он говорит,защищаясь от пустых
сентенций: «Не воспитывай меня!» — плохо
отдавая себеотчет в том, что там, где истинное
воспитание, не может быть скучных поучений,а
там, где пышные и длинные поучения, нет
воспитания.
Центральное понятие«воспитание»
имеет целый веер педагогических терминов,
обозначающих явления,лежащие рядом или
тесно связанные с воспитанием.[4]В первую
очередь отметим «становление» — термин,
отражающий некоторое условноедостижение
ребенком такого уровня развития, когда
он становится способнымсамостоятельно
жить в обществе, распоряжаться своей
судьбой и самостоятельновыстраивать
свое поведение, а также обладает способностью
осознавать своиотношения с миром и производить
относительно устойчивый ценностный выбор.
Воспитание как педагогическое понятие
включает всвое содержание три существенных
признака:[5]
первый — целенаправленность, наличиекакого-то
образца, пускай самого общего, как социально-культурного
ориентира;
второй — соответствие хода процессасоциально-культурным
ценностям как достижениям исторического
развития человечества;
третий — присутствие определенной
системыорганизуемых влияний.
Так мы обнаруживаемглубокое
значение наличия в педагогическом лексиконе
очень близких по смыслу,но все-таки различных
терминов.
Становление личности,свершающееся
в жизни ребенка, рождает еще одно педагогическое
явление, получившееназвание «самовоспитание».
Суть его — в указании на смещение субъектавоспитания:
соотносить социально-культурный образец
с поведением станет самвоспитанник. Подрастающий
ребенок принимает воспитательную эстафету
упедагога и несет ее далее по дороге собственного
совершенствования.
«Самовоспитание» подчеркивает субъектность
вчерашнеговоспитанника — он сегодня
эмансипировался от воспитывающих его
взрослых и свое«Я» превратил в объект
собственного восприятия и продуманного
воздействия.[6]
Воспитание инициирует самовоспитание.Эти
явления идут рядом, и термины всегда располагаются
в одном педагогическомполе. Педагог обязан
профессионально разбираться как в закономерностяхвоспитания,
так и в социально-психологических механизмах
самовоспитания, аследовательно, еще один
веер педагогических терминов станет
средствомпрофессионального осмысления
воспитательной работы с детьми: «самоконтроль»,«самооценка»,
«саморегуляция», «самочувствие», «самоприказ»,
«самоубеждение»,«аутотренинг» (самотренинг),
«саморазвитие». Веер этих терминов ограничиваетвнешние
воздействия — они как будто условно не
принимаются во внимание, истокомвсего
набора данных психолого-педагогических
явлений объявляется самвоспитанник как
таковой на данный этап его личностного
развития, которыйопределен воспитанием.
Латентный характерпротекающих
в личности процессов и длительность их
завершающего формированияставят как
педагога, так и самого воспитанника перед
фактом неожиданных явныхнесоответствий
личности общепринятым нормам и неразвитости
некоторых качеств,востребованных современной
жизнью. Удивление и огорчение часто сопровождаютпрофессиональную
деятельность педагога. Стремление скорректировать,
добавить,ликвидировать появляется как
ответная профессиональная реакция на
произведеннуюработу.
Так вошло впедагогическую
терминологию понятие «перевоспитание»
как отражение этой стороныпедагогической
деятельности.
Приставка «пере-» ужесама по
себе говорит о желании что-то изменить,
сделать не так, как оно естьсейчас.
К понятию«перевоспитание»
обращаются, когда речь заходит о социально
неодобряемомповедении, о качествах личности,
противоречащих человеческому общежитию,
в томчисле и о противоправных деяниях.
«Перевоспитание» — термин далекого педагогическогопрошлого,
когда ребенок, будучи для педагога объектом
воздействия, трактовался как носитель
суммы качеств.[7]Предполагалось, что отрицательные
качества нужно «удалять», «уничтожать»,
даже«вытравливать», «подавлять», а положительные
— вкладывать на местовытравленных, как
если бы ребенок был магнитофоном, в который
педагог можетвставить нужную кассету
с хорошей, чистой записью, а дурную кассету
с непристойнымизаписями удалить.
Отголоски такогопедагогического
представления о природе воспитания звучат
до сих пор впедагогической практике,
апеллирующей к медицинской аналогии:
педагог «якобы»иногда должен быть подобен
хирургу, скальпелем удаляющему «ненужное»
ворганизме или заменяющему «больной
орган» «здоровым».
Центральные категориитеории
воспитания отличаются от такого же рода
категорий любой другой наукитем, что
язык других наук складывался в стороне
от повседневной практики и помере исследования
каких-то новых явлений вырабатывался
наукой специальный язык,и потом, по истечении
некоторого времени, выработанные новые
понятия входили вповседневность.
/>/>/>2.Направления воспитательной
работы
Цели воспитания — этоожидаемые
изменения в человеке (или группе людей),
осуществленные подвоздействием специально
подготовленных и планомерно проведенных
воспитательныхакций и действий.[8] Процесс
формулировки таких целей,как правило,
аккумулирует гуманистическое отношение
воспитателя (группы иливсего общества)
к личности воспитуемого.
Направление воспитанияопределяется
единством целей и содержания.
По этому признакувыделяют
умственное, нравственное, трудовое, физическое
и эстетическоевоспитание. В наше время
формируются новые направления воспитательной
работы — гражданское, правовое, экономическое,
экологическое.
Умственное воспитание ориентировано на развитиеинтеллектуальных
способностей человека, интереса к познанию
окружающего мира исебя.
Оно предполагает:[9]
· развитие силыволи, памяти
и мышления как основных условий познавательного
иобразовательного процессов;
· формированиекультуры учебного
и интеллектуального труда;
· стимулированиеинтереса к
работе с книгой и новыми информационными
технологиями;
· а также развитиеличностных
качеств — самостоятельности, широты
кругозора, способности ктворчеству.
Задачи умственноговоспитания
решаются средствами обучения и образования,
специальнымипсихологическими тренингами
и упражнениями, беседами об ученых, государственныхдеятелях
разных стран, викторинами и олимпиадами,
вовлечением в процесстворческого поиска,
исследования и эксперимента.
Целью эстетическоговоспитания являетсяразвитие эстетического
отношения к действительности.
Эстетическое отношениепредполагает
способность к эмоциональному восприятию
прекрасного. Оно можетпроявляться не
только по отношению к природе или произведению
искусства.Например, И. Кант считал, что
созерцая художественное произведение,
созданноерукою человеческого гения,
мы приобщаемся к «прекрасному». Однако
лишь бушующийокеан или извержение вулкана
мы постигаем как «возвышенное», которое
человексотворить не в силах.
Основными задачамифизического
воспитания являются: правильное физическое
развитие, тренировка двигательныхнавыков
и вестибулярного аппарата, различные
процедуры закаливания организма,а также
воспитание силы воли и характера, направленное
на повышениеработоспособности человека.
Организация физическоговоспитания
осуществляется посредством занятий физическими
упражнениями дома, вшколе, вузе, в спортивных
секциях. Она предполагает наличие контроля
за режимомучебных занятий, труда и отдыха
и врачебно-медицинской профилактики
заболеванийподрастающего поколения.
Для воспитания физическиздорового
человека чрезвычайно важно соблюдение
элементов повседневногорежима: продолжительный
сон, калорийное питание, продуманное
сочетаниеразличных видов деятельности.
Гражданское воспитание предполагает формирование
у человекаответственного отношения к
семье, к другим людям, к своему народу
и Отечеству.Гражданин должен добросовестно
выполнять не только конституционные
законы, нои профессиональные обязанности,
вносить свой вклад в процветание страны.
В тожевремя он может чувствовать ответственность
за судьбу всей планеты, которойугрожают
военные или экологические катастрофы,
и становиться гражданином мира.
Экономическоевоспитание — этосистема мер, направленная
на развитие экономического мышления
современногочеловека в масштабах своей
семьи, производства, всей страны. Данный
процесспредполагает не только формирование
деловых качеств — бережливости,предприимчивости,
расчетливости, но и накопление знаний,
касающихся проблемсобственности, систем
хозяйствования, экономической рентабельности,
налоговогообложения.
Экологическоевоспитание основанона понимании непреходящей
ценности природы и всего живого на Земле.
Оноориентирует человека на бережное
отношение к природе, ее ресурсам и полезнымископаемым,
флоре и фауне. Каждый человек должен принять
посильное участие впредотвращении экологической
катастрофы.[10]
Правовое воспитание предполагает знание своих
прав иобязанностей и ответственность
за их несоблюдение. Оно ориентировано
навоспитание уважительного отношения
к законам и Конституции, правам человека
ина критическое отношение к тем, кто преступает
последние.
/>/> 3. Сущностьвоспитания
и его особенности
Определить сущностьпредмета
— значит найти и обозначить, что есть
этот предмет среди ряда других,что отличает
его от множества других и какой признак
делает этот предмет тем,что он есть. А
так как любой предмет принадлежит одновременно
разным группам,то, следовательно, необходимо
предварительно очертить ракурс рассмотрения,
позициюнаучно-теоретического взгляда,
позволяющего осуществить раскрытие сущностныхчерт
изучаемого предмета.[11]
Личность в процессевоспитания
— это человек в его социальных связях
и взаимных социальныхотношениях, это
член общества, подвергающийся воздействию
среды, и сознательновыстраивающий свои
отношения с людьми и всей совокупностью
социальных явлений.Мера осознанности
различна у каждого человека, но личностью
он становитсяпостольку, поскольку функционирует
как некая автономность в социуме и отдаетсебе
отчет в своих отношениях.