Структурные элементы воспитания. Цели, содержание, источники воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Проблемы воспитания иобучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человекакак целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влиянияобучающих и воспитательных воздействий на развитие человека.[1]А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностныхориентации и интеллекта. Еще Платон писал: «… самым важным в обучении мыпризнаем надлежащее воспитание».[2]Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания естьсвои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится нами с цельюобъяснения их сущности.

Содержание работы

Введение. 3
1.Содержание и понятие воспитания. 5
2.Направления воспитательной работы… 8
3.Сущность воспитания и его особенности. 11
4.Цели воспитания. 15
5.Источники воспитания и межнациональное общение в социальном пространстве 17
Заключение. 22
Списоклитературы… 25

Файлы: 1 файл

1.docx

— 38.89 Кб (Скачать файл)

Чтобы содействоватьстановлению личности, надо знать природу такого становления: как формируются социальныеотношения ребенка? что выступает фактором такого формирования? каково этапноедвижение данного процесса? и как при формировании социально ценностныхотношений ребенок обретает свою индивидуальность?

Педагог не может неинтересоваться этими вопросами, ибо ответ на них лежит в основанииорганизуемой педагогом деятельности. Своевольное выстраивание системы безопоры на объективную природу предмета неизбежно приводит к педагогическомуфиаско.

Формирование личности несовершается в одном акте, а протекает процессуально, как движение, вызываемоепричинами, проходящее свои этапы, имеющее свои темпы, свою историю. Этодвижение длительное. Оно существует, пока в личности происходят изменения. Ипо достижении зрелых лет формирование не приостанавливается, потому чтоизменяется социальная действительность, меняется и положение личности вобществе, а значит, его социальная роль претерпевает изменения, да и жизненныйопыт вынуждает личность перестраивать что-то во взаимоотношениях с миром. Остановкаформирования личности — гибель личности; ведь способ существования личности вее взаимодействии с социальным миром, когда она общается с другими людьми,выражает свое мнение по поводу социальных событий, созидает материальные илидуховные ценности для общества, осмысливает ход истории, оценивает значимостьтех или иных объектов для человеческой жизни. Только в социальной средесуществует личность и в этой среде утверждает свое Я.

Сначала человек осваиваетмир. Один объект за другим попадает в зону его восприятия, находя в его сознаниисвое отражение. Предметное взаимодействие с объектами окружающего ребенка мирасовершается через духовные усилия; ребенок воспринимает объект, распознает егоназначение, проживает ситуацию событийного участия объекта в его личной жизни,производит обобщение объектов до явления жизни.

Но в отражении реальнойдействительности решающую роль сыграет отношение окружающих ребенка людей.Через призму наблюдаемого поведения взрослых он выстраивает собственноеотношение к объекту и представление о его ценности. Со временем, приобретяопыт и самостоятельность, человек станет осваивать неизвестное, но ориентацияна поведенческую модель постоянно будет присутствовать в формировании личностив той или иной степени.

Заметим попутно: отчеготак трудно идет усвоение норм этикета у школьников, несмотря на многочисленныеуроки этикета в системе школьного образования? У школьника нет в повседневнойжизни примера для подражания, у него не было в раннем детстве, когда все осваиваетсялегко и прочно, школы подражания взрослым, соблюдающим элементарный этикет.

Узкая среда ребенка даетскудные представления о мире и бедный поведенческий опыт, тогда палитра егоповеденческого выбора однообразна и одноцветна. Дети далеких деревень, невзираяна широкую сеть телевизионной связи, являются живым примером влияния ограниченнойи однообразной среды: они ортодоксальны, их шокирует необычное в человеке, они,как правило, осудительно относятся ко всему, что противоречит деревенскимустоям. Первичные впечатления ребенка глубоки. Их стереть в дальнейшем почтиневозможно, они всегда так или иначе проявляют себя и оказывают корректирующеевоздействие на все последующие впечатления.

Содержанием среды какфактора социального развития личности выступают предметно-пространственное окружение,социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационноеокружение; совокупность их разворачивается на фоне природного окруженияребенка. Педагог, профессионально использующий объективное влияние данныхсоциальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводясоциальную ситуацию развития в педагогическую — тем самым и создаваявоспитывающую среду. Иногда такой перевод осуществляется путем специальногонаблюдения, иногда такой перевод достигается путем оценки-реплики, иногдаучитель совершает перевод через подчеркивание достоинств происходящего, частоон производится в ходе беседы с детьми об увиденном.

Педагог, не учитывающийвлияния окружающей реальности, закрывающий глаза или отторгающий дажевозможность такого влияния или же пассивно констатирующий случайный характерфакторных средовых влияний на ребенка, предоставляет случаю, стихии, обстоятельствамопределять становление личности — тем самым неизбежно отказывается от воспитания.Так мы приходим к проблеме цели воспитания. Профессиональное назначениепедагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности — какмы сказали, организовать жизнь ребенка как постоянное восхождение к культуре,взаимодействие с миром на уровне современных достижений культуры, чтобы в ходетакого взаимодействия протекало максимальное развитие личности и на уровнеданного развития он входил в контекст социальной жизни.

Но любая человеческаядеятельность нуждается в предваряющем эту деятельность предвидении результата,на достижение которого направляются физические либо духовные усилия. Идеальноепредвидение результата называется целью.

Цель -исходный компонентдеятельности.

Цель придает смысл активностисубъекта, инициирует его энергию, обогащает содержание жизни. Угасание,исчезновение цели деятельности делает последнее бессмысленным, преобразуя ее вдвижение, в действие, совершаемое под внешним давлением, посторонней волиизвне.[12]

 

 

/>/>  
4. Целивоспитания

В первую очередь, следуетобратить внимание на специфические черты цели как социально-психологическогофеномена:[13]

·    цель существует,но она недостижима, так как в процессе движения к ней изменяется субъект цели,а, следовательно, видоизменяется и тот образ продукта, который складывается вего сознании;

·    цель имеет лишьвнешние контуры, лишена конкретных характеристик, потому что динамичны обстоятельстважизни, в которых разворачивается достижение цели, а значит, динамична и самацель, динамическую характеристику она сохраняет, лишь будучи общей целью,освобожденной от конкретных и частных деталей;

·    цель, при ееобъективном характере, с точки зрения зарождения, всегда субъективна: ее ставити формулирует субъект, а значит, цель сохраняет его субъективное, отличное отдругого субъекта восприятие действительности, предвосхищение реальности,очертания, признаков желаемого результата.

В конечном счете,целеполагание разворачивается перед исследователями в непосильной, неодолимойтрудности, а попытка назвать вещи своими именами, то есть предложить четкую иясную цель воспитания, вместо того чтобы стать отправной точкой работы педагогас детьми, угасает и как бы не существует более.

Второе, что объясняетдвусмысленность нашей позиции по отношению к цели воспитания, — наш сложныйкризисный период общества, без стратегии социальной перестройки и при слабомнаучно-теоретическом обосновании ее содержания. Отсюда неизбежность размытыхидеалов, ложность предлагаемых образцов жизни и пропагандируемых эталоновповедения. Цель «идеальна» и в плане ее способности отражать эталонное,образцовое, наилучшее на данный момент жизни человека. Но где взять этотобразец в распавшейся действительности? Будучи субъективной, цель объективна втом смысле, что она черпается из объективной реальности и — ниоткуда более.

В практической работеучителя проблема цели становится камнем преткновения, если он не признает этупроблему краеугольным камнем воспитательной системы. Для его жепрофессиональной аттестации вопрос о цели воспитания — пробный камень егопедагогического мастерства. Однако все это не означает невозможности преодолениявсех подводных камней поставленного вопроса. Приступим же к нахождению ответа,хотя вопрос трудный и сложный и вызывает аналогию крепкого камня,сопротивляющегося человеческим слабым силам.

Но сначала предупредимпрямолинейное представление о воспитании как целенаправленном подавленииличности ребенка и психологическом манипулировании.

Истинное воспитаниепотому и сочетает в себе науку и искусство, как это отмечал К.Д. Ушинский, чтообъективные закономерности социального развития в жестких рамках культурыдолжны оставлять место индивидуальному своеобразию, свободе личностного «Я»,становлению субъектности. Если бы мы не признавали такой гармонии, мы бы либозаняли позицию грубого давления на личность, в корне отличную от истинноговоспитания тем, что продиктована интересами того, кто воздействует на ребенка,но нисколько не интересами самого ребенка, либо отступили бы от воспитания,предоставив дело развития личности случаю и стихии, а ребенка — слепой судьбе.

Противоречиенеобходимости и свободы, должного и желаемого, социального и индивидуальногоразрешается общим характером цели воспитания так, чтобы этот общий характерпозволял сохранять в границах своих бесконечную вариативность индивидуальногоразвития.

Главное, чтобы жизнь вобществе была осмысленной для человека, чтобы, находясь в системе социальных отношений,он понимал их содержание, назначение, ценность для всех и для отдельногочеловека, чтобы этот подрастающий человек становился личностью. Не особьютолько. Не индивидом только. А особью и индивидом на уровне личности.

Роль педагога состоит, втаком случае, в разворачивании перед воспитанником веера разнообразных жизненныхвыборов и научении ребенка производить свободный осознанный выбор, за которыйв дальнейшем он и станет нести ответственность.

Разумеется, у данноговыбора существуют границы, очерченные культурой. Современность выработалавполне определенный, хотя и весьма широкий образ достойной жизни для сегодняшнегочеловека. «Достойная жизнь» — это жизнь, соответствующая всем предназначениямчеловека, позволяющая ему раскрыть все потенции, реализующая его сущностныефункции, в корне отличающие его от животного, это жизнь, основанная на Добре,Истине, Красоте. Педагогу следует ориентировать ребенка на выбор,соответствующий основам достойной жизни,

В итоге формулировка целивоспитания принимает следующий вид: личность, способная строить Жизнь,достойную Человека.

 

 

/>/>/>/>5. Источники воспитания  и межнациональное общение всоциальном  пространстве

Динамика жизни икардинальные социально-политические события в стране резко изменили национальныйсостав социального пространства, обострив межнациональные взаимоотношениямежду людьми и тем самым поставив ребенка в поле социально-психологическогонапряжения. Обыденное житейское сознание, наполненное агрессией в адресмигрантов из соседних республик от бессилия перед обездоленностью собственногореального положения, не может не сказываться на отрицательном отношении детейк представителям других наций. Проблема интернационального воспитанияобострилась и выдвинулась в число актуальных воспитательных проблем.

Несмотря на то, чтомалышам не свойственно разделение людей по национальной принадлежности, онииграют вместе, не интересуясь национальностью друг друга.

Исходным положениемданного вопроса является отношение к человеку как таковому. Формирование ценностногоотношения к человеку как феномену мира и культуры, а значит привитие детямуважительного отношения к человеку любого рода, любой нации, любой страны ужепредполагает гуманистическое отношение к людям разных национальностей. Обратяськ многообразию социальных ролей, которыми наделен человек и которые емуприходится играть, педагог выделяет ключевую центральную роль — роль Человека.И формирует у детей образ достойного человека. Идея Человека — сплачивающая иконсолидирующая.[14]

Очень важно расширять удетей этнографические представления о разных нациях, разворачивающие картинуособенностей материальной, общественной и духовной жизни отдельных народов,рассматривать обусловленность этих особенностей географическим расположениемнарода на земле.

Несходство нацийразъединяет людей — идея Человека объединяет людей разных наций.

Немаловажным являетсяосмысление особенностей характерологических черт нации. Детям современной школыэтот вопрос наиболее близок: в одной учебной группе находятся степенные якуты,взрывчатого нрава грузины, неугомонные африканцы, сдержанные и внешне холодныеэстонцы, мягкие татары и трудолюбивые чуваши. Особенности характера вносятосложнения в протекание взаимных отношений между детьми. Однако эти трудностипреодолимы, если педагог неуклонно приучает детей принимать другого человекакак данность. Педагогическая  инструментовка высокой ценности индивидуальногосвоеобразия человека как представителя другой нации принесет соответствующийдуховный результат, и очень скоро дети научаются учитывать особенности национальногохарактера.

Однако не следуетигнорировать национальную принадлежность отдельного человека и инструментоватьотсутствие таковой в детской группе. Наоборот, важно содействоватьидентификации ребенком себя с представителями вполне определенной нации.Национальная идентификация выступает условием осознания уникальности каждойнации. К тому же она помогает ребенку чувствовать еще большую привязанность кжизни и людям, так как с новой стороны открывается его связь с людьми на земле.Необходимо обязательно правильно расставлять педагогические акценты: принадлежностьк какой-либо нации не дает никаких преимуществ, однако возлагает некоторуюответственность на человека, который в своем поведении представляетнациональную группу, а по нему судят о нации.

Человек обладаетспособностью переживать стыд за своих братьев по национальной принадлежности.Весть о преступлении, слух о подлости, сообщение о катастрофе всегдасопровождается указанием на национальную принадлежностъ субъектов деяния. Хранитьдостоинство своей нации — великое обретение. Держать честь нации — высокий дарчеловека.

Противоречие, котороескрыто в осмыслении своей национальной принадлежности, легко разрешает педагогс детьми методом аналогии: с одной стороны, каждый член общества; с другойстороны, каждый представляет определенную семью.

Дети легко улавливаютсущность вопроса благодаря этой аналогии. Иногда развивают предложенный методосмысления: «С одной стороны, я человек земли, а значит космополит; с другойстороны, я сын своего Отечества, а значит — патриот. Я несу в себе две роли,одна — общая, другая — частная».[15]

Информация о работе Структурные элементы воспитания. Цели, содержание, источники воспитания