Структурные элементы воспитания. Цели, содержание, источники воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Проблемы воспитания иобучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человекакак целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влиянияобучающих и воспитательных воздействий на развитие человека.[1]А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностныхориентации и интеллекта. Еще Платон писал: «… самым важным в обучении мыпризнаем надлежащее воспитание».[2]Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания естьсвои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится нами с цельюобъяснения их сущности.

Содержание работы

Введение. 3
1.Содержание и понятие воспитания. 5
2.Направления воспитательной работы… 8
3.Сущность воспитания и его особенности. 11
4.Цели воспитания. 15
5.Источники воспитания и межнациональное общение в социальном пространстве 17
Заключение. 22
Списоклитературы… 25

Файлы: 1 файл

1.docx

— 38.89 Кб (Скачать файл)

Чтобы расширить картинусоциального пространства, педагог предъявляет детям множества фактов содружества,творчества, товарищества, любви и самоотвержения в союзе людей разныхнациональностей. В случае информационных сообщений о событиях в жизни другойнации педагог обязан задержать внимание детей на происшедшем, осмыслить,прожить сочувствие и принять участие в акте помощи, если это под силу детям.

Нельзя обойти вниманиемявление мирового масштаба — национальной ассимиляции, слияния одного народа сдругим путем усвоения языка, обычаев, стиля жизни. «Обрусевшие евреи»,«обрусевшие немцы», «обрусевшие испанцы» могут стать тому ярким примером.Смешение наций — тенденция развития мира. Борьба за суверенитет протекает врамках стремления к единению. И об этом противоречии следует говорить с детьми.

Остатки старой культуры ввиде диких националистских и расистских предрассудков обязательно следует обсуждатьс детьми, анализировать их смысл для каждого человека и печальные последствияпринятия предрассудков за правду и истину. Надо корректировать любого планауничижительные насмешки над малыми нациями, но столь же неукоснительнопроизводить педагогическую коррекцию, когда вектор цинизма направляет в сторонусобственной нации.

Интернационализм какэтическое социально-психологическое образование выражается в уважении кпредставителю любой национальной общности, расположенности к содружеству слюдьми любой нации и желании блага представителям всех национальных принадлежностей.

Разумеется, общимусловием решения вопроса межнационального общения станет личный примерпедагога: он будучи представителем определенной национальности, проявляет своеосознание такой принадлежности, но он, воспринимая человека инойнациональности, проявляет уважение, интерес и признание достоинств людей инойнациональности. Тем самым предъявляет детям конкретный наглядный образпрактического воплощения этической идеи интернационализма.

 
/>/>/>Заключение

Как показывает практика,функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами,на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек можетцеленаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своимпсихологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можноговорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себязависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

В ходе истории и процессеразвития самой педагогической науки понимание теории и практики воспитанияпретерпело существенные изменения. Начинали исследовать феномен воспитанияпрежде всего с позиций социальной функции, порой даже отождествляли ссоциализацией, что неправомерно.

Итак, сегодня воспитаниепонимают как:[16]

·   передачусоциального опыта и мировой культуры;

·   воспитательноевоздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);

·   организациюобраза жизни и деятельности воспитанника;

·   воспитательноевзаимодействие воспитателя и воспитанника;

·   создание условийдля развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки вслучае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональнойдеятельности.

Разные подходы копределению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность имногогранность этого явления.

В целом воспитаниепредставляет собой воспитательный акт, основными составляющими которогоявляются воспитатель (группа воспитателей) и воспитанник (группавоспитанников), вышеозначенный процесс и условия его протекания.

Структура воспитательногопроцесса раскрывается через единство цели содержания способов достижениярезультата.

Организациявоспитательного процесса и реализация его целей могут осуществляться вусловиях семьи, школы, вуза, музея, партийной фракции, уличной среды,предприятия, зоны заключения.

В воспитании, какмногофакторном процессе, особенно значимы группы объективных и субъективныхусловий. Поскольку вышеозначенный процесс реализуется в системе отношения«человек-человек», постольку в нем велика доля взаимной субъективнойзависимости воспитателя и воспитанника. Поэтому столь сложно устанавливатьзакономерности воспитания.

Историческая и мироваяпрактика показывают, что главная цель воспитания определяется как формированиевсесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельнойжизни и деятельности в современном обществе, способного разделять иприумножать ценности последнего в будущем.

В целях гармоничного ивсестороннего развития человека осуществляют умственное, нравственное,трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское,  экономическое, экологическое  воспитание.

В качестве егорезультатов выступают личностные новообразования, связанные с осознанием иизменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбиратьобраз жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современнойкультуры. То есть в человеческом и социальном пространстве «добра-зла»,«истины-лжи», «прекрасного- безобразного», «честности-беспринципности»,«любви-ненависти», «дружбы-предательства», «прав и обязанностей» всегдаоставаться человеком.

Воспитание может бытьреализовано на социетарном, институциональном, социально-психологическом,межличностном и интраперсональном уровнях.[17]

 
/>/>/>Списоклитературы

1.  Российская педагогическаяэнциклопедия. Т. 1. — М., 1993

2.  Педагогика / Подред. П. И. Пидкасистого. — М., 1996

3.  Щедровицкий Г. П.Новое педагогическое мышление. – М., «Просвещение», 1989.

4.  Орлов Ю. М. Восхождениек индивидуальности. — М., 1991.

5.  Бордовская Н. В.,Реан А. А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. – СПБ. “Питер”, 2000

 


Информация о работе Структурные элементы воспитания. Цели, содержание, источники воспитания