Структурные элементы воспитания. Цели, содержание, источники воспитания
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 22:55, курсовая работа
Описание работы
Проблемы воспитания иобучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человекакак целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влиянияобучающих и воспитательных воздействий на развитие человека.[1]А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностныхориентации и интеллекта. Еще Платон писал: «… самым важным в обучении мыпризнаем надлежащее воспитание».[2]Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания естьсвои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится нами с цельюобъяснения их сущности.
Содержание работы
Введение. 3 1.Содержание и понятие воспитания. 5 2.Направления воспитательной работы… 8 3.Сущность воспитания и его особенности. 11 4.Цели воспитания. 15 5.Источники воспитания и межнациональное общение в социальном пространстве 17 Заключение. 22 Списоклитературы… 25
Чтобы расширить картинусоциального
пространства, педагог предъявляет детям
множества фактов содружества,творчества,
товарищества, любви и самоотвержения
в союзе людей разныхнациональностей.
В случае информационных сообщений о событиях
в жизни другойнации педагог обязан задержать
внимание детей на происшедшем, осмыслить,прожить
сочувствие и принять участие в акте помощи,
если это под силу детям.
Нельзя обойти вниманиемявление
мирового масштаба — национальной ассимиляции,
слияния одного народа сдругим путем усвоения
языка, обычаев, стиля жизни. «Обрусевшие
евреи»,«обрусевшие немцы», «обрусевшие
испанцы» могут стать тому ярким примером.Смешение
наций — тенденция развития мира. Борьба
за суверенитет протекает врамках стремления
к единению. И об этом противоречии следует
говорить с детьми.
Остатки старой культуры ввиде
диких националистских и расистских предрассудков
обязательно следует обсуждатьс детьми,
анализировать их смысл для каждого человека
и печальные последствияпринятия предрассудков
за правду и истину. Надо корректировать
любого планауничижительные насмешки
над малыми нациями, но столь же неукоснительнопроизводить
педагогическую коррекцию, когда вектор
цинизма направляет в сторонусобственной
нации.
Интернационализм какэтическое
социально-психологическое образование
выражается в уважении кпредставителю
любой национальной общности, расположенности
к содружеству слюдьми любой нации и желании
блага представителям всех национальных
принадлежностей.
Разумеется, общимусловием
решения вопроса межнационального общения
станет личный примерпедагога: он будучи
представителем определенной национальности,
проявляет своеосознание такой принадлежности,
но он, воспринимая человека инойнациональности,
проявляет уважение, интерес и признание
достоинств людей инойнациональности.
Тем самым предъявляет детям конкретный
наглядный образпрактического воплощения
этической идеи интернационализма.
/>/>/>Заключение
Как показывает практика,функция
воспитательного воздействия может реализовываться
разными способами,на различных уровнях,
с множественными целями. Например, сам
человек можетцеленаправленно оказывать
на себя воспитательное влияние, управляя
своимпсихологическим состоянием, поведением
и активностью. В таком случае можноговорить
о самовоспитании. При этом от позиции
человека в отношении себязависит выбор
воспитательной цели и способов ее достижения.
В ходе истории и процессеразвития
самой педагогической науки понимание
теории и практики воспитанияпретерпело
существенные изменения. Начинали исследовать
феномен воспитанияпрежде всего с позиций
социальной функции, порой даже отождествляли
ссоциализацией, что неправомерно.
Итак, сегодня воспитаниепонимают
как:[16]
· передачусоциального опыта
и мировой культуры;
· воспитательноевоздействие
на человека, группу людей или коллектив
(прямое и косвенное, опосредованное);
· организациюобраза жизни и
деятельности воспитанника;
· воспитательноевзаимодействие
воспитателя и воспитанника;
· создание условийдля развития
личности воспитанника, то есть оказание
ему помощи и поддержки вслучае семейных
проблем, трудностей в учебе, общении или
профессиональнойдеятельности.
Разные подходы копределению
сущности воспитания подчеркивают практическую
сложность имногогранность этого явления.
В целом воспитаниепредставляет
собой воспитательный акт, основными составляющими
которогоявляются воспитатель (группа
воспитателей) и воспитанник (группавоспитанников),
вышеозначенный процесс и условия его
протекания.
Структура воспитательногопроцесса
раскрывается через единство цели содержания
способов достижениярезультата.
Организациявоспитательного
процесса и реализация его целей могут
осуществляться вусловиях семьи, школы,
вуза, музея, партийной фракции, уличной
среды,предприятия, зоны заключения.
В воспитании, какмногофакторном
процессе, особенно значимы группы объективных
и субъективныхусловий. Поскольку вышеозначенный
процесс реализуется в системе отношения«человек-человек»,
постольку в нем велика доля взаимной
субъективнойзависимости воспитателя
и воспитанника. Поэтому столь сложно
устанавливатьзакономерности воспитания.
Историческая и мироваяпрактика
показывают, что главная цель воспитания
определяется как формированиевсесторонне
и гармонично развитого человека, подготовленного
к самостоятельнойжизни и деятельности
в современном обществе, способного разделять
иприумножать ценности последнего в будущем.
В целях гармоничного ивсестороннего
развития человека осуществляют умственное,
нравственное,трудовое, эстетическое,
физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое
воспитание.
В качестве егорезультатов
выступают личностные новообразования,
связанные с осознанием иизменением системы
мировоззрения, ценностных отношений,
позволяющих выбиратьобраз жизни и стратегию
поведения, ориентироваться в языке современнойкультуры.
То есть в человеческом и социальном пространстве
«добра-зла»,«истины-лжи», «прекрасного-
безобразного», «честности-беспринципности»,«любви-ненависти»,
«дружбы-предательства», «прав и обязанностей»
всегдаоставаться человеком.
Воспитание может бытьреализовано
на социетарном, институциональном, социально-психологическом,межличностном
и интраперсональном уровнях.[17]
/>/>/>Списоклитературы
1. Российская педагогическаяэнциклопедия.
Т. 1. — М., 1993
2. Педагогика / Подред. П. И. Пидкасистого.
— М., 1996
3. Щедровицкий Г. П.Новое педагогическое
мышление. – М., «Просвещение», 1989.
4. Орлов Ю. М. Восхождениек индивидуальности.
— М., 1991.
5. Бордовская Н. В.,Реан А. А. Педагогика.
Учебник для ВУЗов. – СПБ. “Питер”, 2000