Сущность обучения. Основные дидактические принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности.

Содержание работы

1.Обучениие как общественное явление.
2. Теория познания – методологическая основа обучения
3. Сущность процесса обучения.
4. Основные дидактические принципы и их сущность.

Файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 60.25 Кб (Скачать файл)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Рыбинская государственная  авиационная 

технологическая академия имени  П.А.Соловьёва

 

       Кафедра философии и социально-культурных технологий

 

                   Контрольная работа

по дисциплине «Педагогика»

на тему: «Сущность обучения. Основные дидактические принципы».

 

Вариант № 16

 

Студентка: Смирнова А.В.

Группа: ЗСС-08

Преподаватель: Зиновьева Т.Г.

 

Оценка  _______________________

Подпись

преподавателя__________________

Дата __________________________




 

                                

 

 Рыбинск, 2010 год.

Содержание:

 

   1.Обучениие как  общественное явление.

   2. Теория познания – методологическая основа обучения

   3. Сущность процесса обучения.

   4. Основные дидактические принципы и их сущность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Обучение как общественное явление.

 

Обучение является сердцевиной  общественного явления воспитания. Его цель в том, чтобы обеспечить приспособление ребенка к действительности, сориентировать его в разнообразных  жизненных условиях и ситуациях, подготовить к трудовой деятельности.

Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим  и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного  сознания, культуры производительного  труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное  функционирование общества и соответствующий  уровень развития личности. В этом заключается его объективное  назначение в обществе. Содержанием  обучения являются основные формы общественного  сознания, прежде всего наука, искусство, право, мораль, а также культура, производственный опыт и навыки к  труду. Главными механизмами освоения содержания в процессе обучения является целенаправленно организованная в  специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей и  взрослых, их содержательное познавательное общение.

Обучение состоит из двух неразрывно связанных явлений: преподавания взрослых и учебной трудовой деятельности, именуемой учением детей. Преподавание есть специальная деятельность взрослых, направленная на передачу детям суммы  знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения. Общая структура  обучения включает в себя педагогическую обработку преподаваемых детям  знаний, умений и навыков; искусство  их воспроизведения и разъяснения; выявление детских задатков, способностей дарований; стимулирование детской  познавательной деятельности (учения) детей, решение комплекса обучающих, развивающих и воспитательных задач. Учение – специально организованная, активная, самостоятельная познавательная, трудовая и эстетическая деятельность детей, направленная на освоение знаний, умений и навыков, развитие психических процессов и способностей. Общая структура активной познавательной деятельности детей включает в себя восприятие материала, его осмысление, сознательную творческую переработку, ясное выражение, самопроверку и применение, как в системе учебных упражнений, так и в решении жизненных задач. Обучение как единство преподавания и учения – органически целостный и вместе с тем противоречивый процесс. Противоречия возникают в нем как внутри явлений преподавания и учения, так и между ними, Разрешение противоречий составляет суть обучения.

Всякое целенаправленное обучение дает ребенку определенное образование. Прежде всего, образование есть относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у детей системе знаний, умений и навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни, Вместе с тем образование представляет собой процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом. Образование – не только сумма знаний, но и основа психологической готовности человека к непрерывности в накоплении знаний, их переработке и совершенствованию. 

Обучение по отношению  к воспитанию является его органической частью, духовным стержнем, сердцевиной. Оно формирует духовное ядро личности – ее мировоззрение, нравственно-эстетическое отношение к действительности. В отличие от воспитания, обучение имеет свои специфические особенности. Они состоят, прежде всего, в строгом отборе содержания культуры, научного материала, в своеобразии познавательного материала, в своеобразии форм и методов познавательной деятельности. Обучение подвержено действию его наиболее общих закономерностей, оно зависит от конкретно-исторических условий. Различные эпохи и цивилизации оставляют свой отпечаток на организации обучения: отборе содержания материала для различных социальных групп, подборе методов идеологической обработки и манипуляции сознанием. Социальная, педагогическая, психологическая сущность обучения наиболее полно и ярко проявляется в его практически целесообразных функциях. Среди них на первом месте наиболее существенная – вооружение детей знаниями, умениями и навыками. Обучение готовит ребенка к активному участию в производстве и общественных отношениях. Оно раскрывает перед нами картину реального мира, жизни природы и общества, готовит к практической деятельности. Эта функция решает в единстве проблему общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовке при ведущей роли общеобразовательной. Без общего образования и развития невозможно создать в человеке основу для овладения профессией, для непрерывного обновления знаний. Вместе с тем без профессиональных знаний в современных условиях невозможно осуществить политехническое образование, соединение обучения с производительным трудом.

В результате обучения дети получают систему научных знаний, фактов, обобщений, законов. Они овладевают наиболее общими умениями и навыками, которые помогают им утвердится в  коллективе, в обществе, в окружающем предметном мире, овладеть способами  объяснения мира и орудиями практической деятельности. С помощью функции  вооружения детей знаниями реализуется  центральная функция обучения –  формирование мировоззрения школьников. Оно формируется у детей объективно, постепенно, по мере все большей  обобщенности знаний, позволяющих судить об окружающем мире. Мировоззрение  представляет собой и целостную, завершенную систему знаний, убеждений, взглядов и основу процесса дальнейшего  укрепления, совершенствования этих убеждений. Чем более цельное и научно обоснованное мировоззрение удается сформировать, чем более оно осознано и внутренне принято школьником, тем более воспитатель и сам ребенок получают возможность влиять на поведение, критически относится к потоку информации, определять нравственно-эстетическое отношение к жизни.

В неразрывной связи с  предыдущими функциями находится  функция общего психического, интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей  в процессе обучения. Развитие ребенка  есть количественный и качественный рост его физических, физиологических, психических структур. Количественные накопления ведут к возникновению новых качественных состояний, а качественные изменения формируют новые условия для дальнейшего количественного роста. Развитие обеспечивает ребенку возрастание его способностей, расширение возможностей совершенствования физических сил, психических функций, умственных операций, речевой деятельности.

Существует и действует  объективный закон: чем организованнее и интенсивнее обучение, тем интенсивнее и эффективнее развитие ребенка. Обучение как социальный процесс изначально является ведущим фактором развития детей. В процессе жизни обучение и развитие взаимодействуют между собой; обучение ведет за собой развитие, становление способностей, дарований, а развитие расширяет возможности обучения. С функцией развития в процессе усвоения знаний, умений и навыков органически связана функция по формированию в детской личности основ духовной жизни – духовных потребностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер.

Обучение обеспечивает пищу для духовно-эмоциональной жизни, формирует черты характера, прежде всего, волю. Развитие духовных потребностей и воли преследует цель приоритетного развития в человеке подлинно человеческого духовного начала. Обучение всегда закономерно влечет за собой развитие у детей познавательного интереса разнообразных способностей, глубоко эмоционального отношения к процессу и результатам познавательной деятельности, волевого напряжения в практической деятельности по приобретению знаний. Это неизбежно способствует углублению в ребенке познавательной потребности, нужды в приобретении новых знаний об окружающем мире, жизнь природы и общества.

Приобретение новых знаний, самоопределения в учебном труде  доставляет глубокое удовлетворение и  радость, влекут за собой переживания, укрепляют и развивают творческие потребности, закрепляющиеся стимулами  учебной деятельности детей.

Все основные функции обучения, выражающие его глубинную сущность, тесно взаимосвязаны и взаимодействуют  между собой.

 

2. Теория познания  – методологическая основа обучения.

 

Понимание обучения как общественного  явления, как объективно необходимой  передаче старшим поколением подрастающему  опыта общественных отношений, организации  производства и навыков к труду  неразрывно связано с теорией  познания человеком действительности.

Человек отражает в своем  сознании взаимосвязь постоянного  и вечного движения и изменения, открывает для себя различные  стороны изменяющейся действительности, познавая их сущность, овладевая относительной  истиной и бесконечно стремясь к  познанию истины.

Научно организованное обучение преследует две цели: раскрытие детям  истины, а также формирование у  них научного теоретического мышления. Оно вырабатывает у школьников способность  от разрозненных понятий и абстракции восходить к воссозданию и  пониманию сути целостного, реального, конкретного явления действительности. От тычинки, рыльца, пыльцы, лепестка ребенок  постепенно приходит к пониманию  конкретного целого – цветка. Задача состоит в том. Чтобы на основе живого созерцания, глубокого проникновения  в сущность деталей, частностей конкретного  явления обеспечить детям возможность  более глубокого проникновения  в целостное конкретное, многообразное  явление.

В условиях научно-технического прогресса, требующего от человека глубокого  интеллектуально-творческого развития, в процессе обучения важно усилить  внимание как к формированию у  детей отдельных понятий, абстракций путем живого созерцания реально-конкретного, так и к процессу использования  ими абстракций в целях освоения конкретного целого: от конкретного  к абстрактному и наоборот. Ребенок переходит от общего представления к отвлеченному знанию, от абстрактных понятий к проникновению в сущность явления, как целого. В этом взаимодействии мыслительных процессов и заключается основной закон познания в процессе обучения. Отличие же обучения от общественно-исторического познания обусловлено спецификой задач, содержания, форм и методов подготовки подрастающего поколения, а также возрастно-индивидуальными особенностями детей.

Наиболее существенные различия процессов познания:

  1. В общественно-историческом познании происходит открытие новых

законов, сведений, данных, фактов объективной реальности, выдвижение теорий, концепций, идей. Обучение представляет собой ограниченный определенными  рамками процесс. Оно вводит детей  в основы знаний о природе, обществе, мышлении, которые идеологически  осмыслены и педагогически структурированы.

  1. Общественно-историческое познание человека объективной действительности преследует цель развития науки, а также бесконечного совершенствования на ее основе производства материальных и духовных благ.
  2. В процессе общественно-исторического познания разрабатывают методики познания объективной действительности, создают исследовательскую, материально-техническую базу, развивают разнообразные типы творческого мышления.
  3. Критерием истины в общественно-историческом познании является общественно-историческая практика, результаты которой привлекаются в учебный процесс как исходный материал познания источник подтверждения истинности изучаемых детьми знаний. Большое значение в обучении также имеет общественная практика самих учащихся в учебном процессе, в общественно полезном труде, в производстве. Индивидуальный опыт ребенка убеждает его в истинности передаваемых ему знаний, возможности приобрести умения и навыки практической деятельности. Таким образом, практика – способ утверждения и обретения возможностей участия в общественной жизни.
  4. Общественно-историческое познание представляет творческий процесс познания и преображения действительности.

Оно требует развития мышления и богатого творческого воображения.

Обучающее познание направлено на формирование творческого подхода  человека к любому виду общественной деятельности. Закон обучения заключается  в том, что чем более творческий путь усвоения знаний избирается педагогом  и детьми, чем более новый и  необычный результат получается в итоге, тем сознательнее и прочнее  усвоение знаний. Творчество самих  детей – действенный способ глубокого  освоения и применения знаний, умения и навыков на практике, одновременного развития их творческих сил, дарований, способностей. Процесс обучающего познания использует творчество как способ мобилизации  всех духовно-интеллектуальных, эмоциональных  и физических сил детей в целях  освоения ими объективного знания о  реальном мире.

Диалектическая теория познания является методологической основой  научного понимания обучающего познания, поэтому научная педагогика рассматривает  все теоретические и практические вопросы организации учебно-воспитательного  процесса, методик обучения и самостоятельного учения школьников.

 

 

  1. Сущность процесса обучения.

 

Одним из главных педагогических процессов, является процесс обучения (учебный процесс).  Он включает большое  количество разнообразных связей и  отношений.

В начале нашего века в понятие  обучение стали включать два составляющих этот процесс компонента – преподавание и учение.

Преподавание понимается как деятельность учителей по организации  усвоения учебного материала, а учение – как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. В  понятие обучения нашли отражение  управляющая деятельность учителя  по формированию у учащихся способов познавательной деятельности и совместная деятельность учителя и учащихся.

Школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях.

Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.

Основными категориями дидактики  являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а  также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, результаты обучения.

Преподавание – это  упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение  информирования, воспитания, осознания  и практического применения знаний.

Учение – сопроцесс, в  ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают  новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. 

Обучение – упорядоченное  взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Информация о работе Сущность обучения. Основные дидактические принципы