Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:44, контрольная работа
Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности.
1.Обучениие как общественное явление.
2. Теория познания – методологическая основа обучения
3. Сущность процесса обучения.
4. Основные дидактические принципы и их сущность.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО Рыбинская государственная авиационная
технологическая академия имени П.А.Соловьёва
Кафедра философии и социально-культурных технологий
Контрольная работа
по дисциплине «Педагогика»
на тему: «Сущность обучения. Основные дидактические принципы».
Вариант № 16
Студентка: Смирнова А.В. Группа: ЗСС-08 Преподаватель: Зиновьева Т.Г. | |
Оценка _______________________ Подпись преподавателя_________________ Дата __________________________ |
Рыбинск, 2010 год.
Содержание:
1.Обучениие как общественное явление.
2. Теория познания – методологическая основа обучения
3. Сущность процесса обучения.
4. Основные дидактические принципы и их сущность.
Обучение является сердцевиной
общественного явления
Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе. Содержанием обучения являются основные формы общественного сознания, прежде всего наука, искусство, право, мораль, а также культура, производственный опыт и навыки к труду. Главными механизмами освоения содержания в процессе обучения является целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей и взрослых, их содержательное познавательное общение.
Обучение состоит из двух неразрывно связанных явлений: преподавания взрослых и учебной трудовой деятельности, именуемой учением детей. Преподавание есть специальная деятельность взрослых, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения. Общая структура обучения включает в себя педагогическую обработку преподаваемых детям знаний, умений и навыков; искусство их воспроизведения и разъяснения; выявление детских задатков, способностей дарований; стимулирование детской познавательной деятельности (учения) детей, решение комплекса обучающих, развивающих и воспитательных задач. Учение – специально организованная, активная, самостоятельная познавательная, трудовая и эстетическая деятельность детей, направленная на освоение знаний, умений и навыков, развитие психических процессов и способностей. Общая структура активной познавательной деятельности детей включает в себя восприятие материала, его осмысление, сознательную творческую переработку, ясное выражение, самопроверку и применение, как в системе учебных упражнений, так и в решении жизненных задач. Обучение как единство преподавания и учения – органически целостный и вместе с тем противоречивый процесс. Противоречия возникают в нем как внутри явлений преподавания и учения, так и между ними, Разрешение противоречий составляет суть обучения.
Всякое целенаправленное обучение дает ребенку определенное образование. Прежде всего, образование есть относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у детей системе знаний, умений и навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни, Вместе с тем образование представляет собой процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом. Образование – не только сумма знаний, но и основа психологической готовности человека к непрерывности в накоплении знаний, их переработке и совершенствованию.
Обучение по отношению к воспитанию является его органической частью, духовным стержнем, сердцевиной. Оно формирует духовное ядро личности – ее мировоззрение, нравственно-эстетическое отношение к действительности. В отличие от воспитания, обучение имеет свои специфические особенности. Они состоят, прежде всего, в строгом отборе содержания культуры, научного материала, в своеобразии познавательного материала, в своеобразии форм и методов познавательной деятельности. Обучение подвержено действию его наиболее общих закономерностей, оно зависит от конкретно-исторических условий. Различные эпохи и цивилизации оставляют свой отпечаток на организации обучения: отборе содержания материала для различных социальных групп, подборе методов идеологической обработки и манипуляции сознанием. Социальная, педагогическая, психологическая сущность обучения наиболее полно и ярко проявляется в его практически целесообразных функциях. Среди них на первом месте наиболее существенная – вооружение детей знаниями, умениями и навыками. Обучение готовит ребенка к активному участию в производстве и общественных отношениях. Оно раскрывает перед нами картину реального мира, жизни природы и общества, готовит к практической деятельности. Эта функция решает в единстве проблему общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовке при ведущей роли общеобразовательной. Без общего образования и развития невозможно создать в человеке основу для овладения профессией, для непрерывного обновления знаний. Вместе с тем без профессиональных знаний в современных условиях невозможно осуществить политехническое образование, соединение обучения с производительным трудом.
В результате обучения дети
получают систему научных знаний,
фактов, обобщений, законов. Они овладевают
наиболее общими умениями и навыками,
которые помогают им утвердится в
коллективе, в обществе, в окружающем
предметном мире, овладеть способами
объяснения мира и орудиями практической
деятельности. С помощью функции
вооружения детей знаниями реализуется
центральная функция обучения –
формирование мировоззрения школьников.
Оно формируется у детей
В неразрывной связи с
предыдущими функциями
Существует и действует объективный закон: чем организованнее и интенсивнее обучение, тем интенсивнее и эффективнее развитие ребенка. Обучение как социальный процесс изначально является ведущим фактором развития детей. В процессе жизни обучение и развитие взаимодействуют между собой; обучение ведет за собой развитие, становление способностей, дарований, а развитие расширяет возможности обучения. С функцией развития в процессе усвоения знаний, умений и навыков органически связана функция по формированию в детской личности основ духовной жизни – духовных потребностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер.
Обучение обеспечивает пищу
для духовно-эмоциональной
Приобретение новых знаний,
самоопределения в учебном
Все основные функции обучения,
выражающие его глубинную сущность,
тесно взаимосвязаны и
2. Теория познания
– методологическая основа
Понимание обучения как общественного явления, как объективно необходимой передаче старшим поколением подрастающему опыта общественных отношений, организации производства и навыков к труду неразрывно связано с теорией познания человеком действительности.
Человек отражает в своем сознании взаимосвязь постоянного и вечного движения и изменения, открывает для себя различные стороны изменяющейся действительности, познавая их сущность, овладевая относительной истиной и бесконечно стремясь к познанию истины.
Научно организованное обучение
преследует две цели: раскрытие детям
истины, а также формирование у
них научного теоретического мышления.
Оно вырабатывает у школьников способность
от разрозненных понятий и абстракции
восходить к воссозданию и
пониманию сути целостного, реального,
конкретного явления
В условиях научно-технического
прогресса, требующего от человека глубокого
интеллектуально-творческого
Наиболее существенные различия процессов познания:
законов, сведений, данных, фактов
объективной реальности, выдвижение
теорий, концепций, идей. Обучение представляет
собой ограниченный определенными
рамками процесс. Оно вводит детей
в основы знаний о природе, обществе,
мышлении, которые идеологически
осмыслены и педагогически
Оно требует развития мышления и богатого творческого воображения.
Обучающее познание направлено на формирование творческого подхода человека к любому виду общественной деятельности. Закон обучения заключается в том, что чем более творческий путь усвоения знаний избирается педагогом и детьми, чем более новый и необычный результат получается в итоге, тем сознательнее и прочнее усвоение знаний. Творчество самих детей – действенный способ глубокого освоения и применения знаний, умения и навыков на практике, одновременного развития их творческих сил, дарований, способностей. Процесс обучающего познания использует творчество как способ мобилизации всех духовно-интеллектуальных, эмоциональных и физических сил детей в целях освоения ими объективного знания о реальном мире.
Диалектическая теория познания
является методологической основой
научного понимания обучающего познания,
поэтому научная педагогика рассматривает
все теоретические и
Одним из главных педагогических процессов, является процесс обучения (учебный процесс). Он включает большое количество разнообразных связей и отношений.
В начале нашего века в понятие обучение стали включать два составляющих этот процесс компонента – преподавание и учение.
Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение – как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. В понятие обучения нашли отражение управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности и совместная деятельность учителя и учащихся.
Школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях.
Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.
Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, результаты обучения.
Преподавание – это упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
Учение – сопроцесс, в
ходе которого на основе познания, упражнения
и приобретенного опыта возникают
новые формы поведения и
Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
Информация о работе Сущность обучения. Основные дидактические принципы