Сущность обучения. Основные дидактические принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности.

Содержание работы

1.Обучениие как общественное явление.
2. Теория познания – методологическая основа обучения
3. Сущность процесса обучения.
4. Основные дидактические принципы и их сущность.

Файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 60.25 Кб (Скачать файл)

13.  Учителя всех учебных  предметов, а не только учители  языка должны следить за способом и формой выражения мысли учащимися на всех уроках.

14. Постоянно и терпеливо приучать своих учащихся к самостоятельному труду, постепенно усложняя его и создавая возможности для самостоятельного решения все более трудных задач. Не подменять учащихся, лучше помогать им.

15.  Следует чаще показывать  учащимся перспективы их обучения.

16.  Не злоупотреблять актуализацией чувственного опыта и опорных знаний, их следует вспомнить ровно столько, чтобы хватило для введения нового, не делать проблемы из тривиальных знаний, вещей, известных каждому.

17.  Не забывать, что понимание системы требует логики, а формирование ее — также чувств и эмоций. Обучать энергично, с подъемом,

использовать яркие факты из жизни, литературы: понятия объясняют, образы влекут, стимулы побуждают к действию.

18.  В конце раздела, курса обязательно проводить уроки обобщения и систематизации.

19.  Постоянно, настойчиво и доброжелательно исправлять ошибки учащихся, допущенные в устных ответах и письменных работах, приучать учащихся к систематическому анализу собственных ошибок.

20.  Не следует возбуждать  деятельность уставших учеников  искусственными методами, злоупотреблять  интересом к новой деятельности. Придерживаться физических норм умственной активности учащихся, предусматривать и планировать ее спады и подъемы.

21.  Глубокие истины  превращаются в банальные фразы,  если усваиваются поверхностно. Качественный учебно-воспитательный процесс — тот, в котором присутствуют мысль, мораль, чувство.

22.  Не стремится с помощью чрезмерно «хитрых» средств достичь за один урок того, что в условиях естественного обучения учащиеся могут усвоить на протяжении нескольких занятий.

23.  Требовать от учащихся усвоения системы знаний, умений, навыков по каждому разделу и по всей программе.

24.   Помнить, что сформировавшаяся система знаний — важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее — с большим трудом.

25.  Вся работа должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.

26. Быть наблюдательным, приучать своих учащихся постоянно систематически и целенаправленно наблюдать и видеть существенное в явлениях, предметах, человеческих отношениях.

 

Принцип прочности.

Принцип подытоживает теоретические  поиски ученых и практический опыт многих поколений учителей по обеспечению прочного усвоения знаний. В нем закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся — две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

В современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, входят:

Запоминание без перегрузки памяти; объяснения, не препятствующие сознательному усвоению, хорошему осмыслению; использование различных справочников-словарей.

Материал не должен иметь  обширных размеров. Повторение материала  должно быть согласовано с психологическими закономерностями забывания. Задания  должны быть рассчитаны на то, чтобы  вызывать интерес у учащихся.

Контроль внутренних факторов (рассеянность, занятие посторонней  деятельностью и т.д.) и внешних (опоздания, нарушение дисциплины и  т.д.) отвлекающих внимание учащихся.

Требования к каждому  ученику работать в полную силу, опираясь на оптимальный темпо-ритм деятельности.

Формирование интереса и  положительного отношения к изучению нового материала, логическая связь  подачи его.

Использование взаимообучения. Использование различных мнемотехнических приемов, облегчающих запоминание.

Использование дифференцированного  подхода к учебному материалу, положительных  мотивов и стимулов.

Повторение и закрепление  изученного, чтобы активизировать память, мышление и чувства учащихся, вводя  новые примеры, уточняющие обобщения, яркие иллюстрации, что предоставляет  возможность учащимся рассматривать  материал с разных сторон.

Яркое эмоциональное изложение  материала, наглядные пособия, технические  средства, дидактические игры, учебные  дискуссии.

Связь материала с ранее  пройденным.

Подбор упражнений, имеющих  смысл.

Выполнение упражнений, решение  задач, дающих эффект требующий активного  размышления, поиска рационального  решения, проверки результатов путем  сопоставления с данными условия.

Предупреждение усталости  учащихся, чтобы не доводить их до переутомления.

Применение современных  научно обоснованных видов, средств, методов  контроля, пользование диагностическими способами выявления и измерения сдвигов в развитии учащихся, чтобы определить эффективность обучения, его результативность.

Контроль над факторами, связанными с оценкой труда учащихся, их сознательного и ответственного отношения к любой деятельности и контролированию результатов  своего труда.

 

Принцип доступности.

Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с  одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся, с другой. 

В основе принципа доступности  лежит закон тезауруса: доступным  для человека является лишь то, что  соответствует его тезаурусу. Латинское  слово tesaurus означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений, способов мышления.

Закономерности, лежащие  в основе принципа доступности: доступность  обучения определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей; доступность обучения зависит от организации учебного процесса, применяемых учителем методов обучения и связана с условиями протекания процесса обучения; доступность обучения определяется его предысторией; чем выше уровень умственного развития школьников и имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при изучении новых знаний; постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие учащихся и формирование их моральных качеств; обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темны и эффективность обучения, качество знаний.

Я.А. Каменский сформировал  классические правила принципа доступности: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Теория и практика временного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения.

  1. Все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно

 ступеням возраста.

  1. Обучать, исходя из уровня подготовленности и развития учащихся, учить, опираясь на их возможности. Изучать, учитывая жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.

     3. Учитывать возрастные особенности учащихся, чтобы содержание и способы обучения несколько опережали их развитие.

    4. Учитывать индивидуальную обучаемость каждого учащегося, объединять в дифференцированные подгруппы учащихся с одинаковой обучаемостью.

   5. Учебный процесс  вести в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действия у средних и слабых.

   6. Поддерживать напряженность  обучения: работать в полную силу, устанавливая оптимальные темпы.

  7. Использовать новейшие достижения педагогики и психологии: конкретные знания, умения формировать с помощью маленьких шагов, обобщение — с помощью увеличенных шагов.

  8.  Для доступности широко использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление.

  9. При изучении нового и сложного материала привлекать сильных учащихся, а при закреплении — средних и слабых.

10. Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.

11. Вносить посильный вклад в процесс формирования методологических знаний: для этого иллюстрировать примерам учебного предмета многообразное проявление общих и всеобщих закономерностей.

  12. Не принимать мимолетный проблеск мысли учащегося за свершившийся акт познания, использовать его как начало познания.

  13. Доступность зависит от ясности изложения и речи учителя; поэтому четко и однозначно формулировать понятия, избегать монотонности, обучать образно, используя яркие факты, примеры из жизни, литературы.

  14. Тонко чувствовать, что необходимо объяснить, а что учащиеся поймут самостоятельно, не объяснять того, что может быть легко усвоено самими учащимися.

  15.  На первом этапе обучения изучать не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы учащиеся основательно усвоили главное, затем при закреплении вводить новые примеры, факты, уточняющие изученное.

  16. Главное внимание  уделять управлению познавательной деятельностью учащихся.

  17. Помочь, направить, непонятное раскрыть через понятное, дать кончик нити для самостоятельного анализа.

  18. Развивать и тренировать работоспособность, приучать школьников осуществлять  все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность — снижаем 6арьер доступности обучения.

            

 

 

 Принцип научности.

Принцип научности обучения требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение подрастающих поколений системой знаний об объективной действительности; научность обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием образования, строгим соблюдением принципов его формирования; научность обучения зависит от реализации учителями принятого содержания; научность обучения, действенность приобретенных знаний зависят от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой, от межпредметных связей.

Правила реализации данного  принципа:

1. Обучать на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики, передового педагогического опыта.

2. Использовать логику не только индуктивного, но и дедуктивного обучения, вводить абстракции, позволяющие глубже понять конкретное в рамках школьного курса.

3. Воспитывать у учащихся диалектический подход к изучаемым предметам, явлениям, формировать элементы научного диалектического мышления.

4. Каждое нововведенное научное понятие систематически повторять, применять и использовать на всем протяжении учебного курса.

5. Изучая законы науки  проводить, учитывая наиболее важные стороны процесса развития изучаемых явлений: зависимость от внешних условий, места и времени, конкретные формы изменения явления, борьбу старого с новым, содержание и форму.

6. Отражать методы научного познания, развивать мышление учащихся, подводя их к поисковой, творческой работе в учении.

7. Систематически информировать  учащихся о новых достижениях в науке, технике, культуре, связывая новые достижения с формируемой у учащихся системой знаний.

8. Знакомить учащихся с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки.

9. Раскрыть перед учащимися методы и сложности научного познания, показывать зависимость результатов от методов.

10. Применять новейшую научную терминологию, быть в курсе самых последних научных достижений по своему предмету.

11. Раскрывать генезис научного знания, эмбриологию истины, последовательно реализовать требования историзма в обучении.

12. В связи с все увеличивающимся потоком научной информации главное внимание уделять ключевым проблемам науки, раскрывать перед учащимися основные идеи научных достижений, приучать их следить за научной информацией, поощрять коллективное обсуждение научно-технических и социальных проблем.

13. В доступной форме  раскрывать спорные научные проблемы: их содержание и перспективные пути решения, если позволяют условия, организовать дискуссию.

14. Поощрять исследовательскую работу школьников: ознакомить их с техникой экспериментальной и опытнической работы, алгоритмами решения изобретательских задач, обработкой первоисточников и справочных материалов, архивных документов.

15. Дать учащимся возможность пережить радость открытия, чувство успеха, удовлетворенности от познавательного напряжения.

16. Освещая новые достижения в науке и технике, рассказать о совершенствовании технологии обучения, раскрывая сложности учебного труда и пути повышения его эффективности путем познания тайн обучения и внедрения новых средств; настойчиво пропагандировать идеи научной организации учебного труда.

17. Следует развивать детскую фантазию, остроту мыслей, не забывая, что серьезные вещи должны восприниматься серьезно и однозначно.

 

Принцип связи  теории с практикой.

Основой данного принципа является центральное положение классической философии и современной гносеологии, согласно которому точка зрения жизни, практики — первая и основная точка зрения познания.

 Принцип опирается на многие философские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал: эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой; практика — критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения; правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности; эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность и определяется содержанием, видами, формами и направленностью последней; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся; чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адаптация к условиям современного производства; чем выше уровень политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся; чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Информация о работе Сущность обучения. Основные дидактические принципы