Сущность обучения. Основные дидактические принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности.

Содержание работы

1.Обучениие как общественное явление.
2. Теория познания – методологическая основа обучения
3. Сущность процесса обучения.
4. Основные дидактические принципы и их сущность.

Файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 60.25 Кб (Скачать файл)

Образование – система  приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знания – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом. 
Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени  совершенства.

Цель (учебная и образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его  усилия.

Содержание (обучение и образование) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, предание ему необходимой  формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма – способ существования  учебного процесса, оболочка для его  внутренней сущности, логики и содержания. Она связана с количеством  обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и  т.п.

Метод – путь достижения целей и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса.

Средствами являются речь педагога, его мастерство в широком  смысле, учебники, классного оборудования и т.д.

Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приводит обучение, конечное следствие учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Все основные дидактические  категории являются структурными компонентами целостного процесса обучения и связаны  между собой.

Обучение выполняет две  основные функции теоретическую  и практическую на всех уровнях учебной  деятельности.

 

 

4. Основные дидактические  принципы и их сущность.

 

Принцип сознательности и активности.

В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого  образования составляют глубоко  и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

Принцип сознательности и  активности осуществляется путем:

1.  Ясного понимания целей и задач предстоящей работы — это необходимое условие сознательного обучения, важность и значение, перспективы.

2.  Обучение такого, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их.

3. Используя все виды и формы познавательной деятельности, объединяя анализ с синтезом, индукцию с дедукцией, сопоставление с противопоставлением, чаше применяя аналогию.

4.  Обеспечивая понимание учащимися смысла каждого слова, предложения, понятия: раскрывая понятия, опираясь на знания и опыт учащихся, используя образные сравнения.

5.  Использования силы взаимообучения учащихся. Обеспечивая надлежащие условия для развития коллективных форм поиска правильного ответа.

6.  Воспитания активности, т.к. сегодняшний активный ученик — завтрашний активный производственник, член общества.

7.  Логически увязывая с известным: где нет логической связи между усвоенными и усиливаемыми знаниями, там нет сознательного обучения.

8.  Формирования  личности так, чтобы учащийся не был «дополнением» к учебному предмету, но наоборот — субъектом его активного освоения.

9.  Ситуаций, включая обучаемых в них, которые требуют обнаружения и объяснения расхождений между наблюдаемыми фактами и имеющимся знанием.

10.  Оптимального количества примеров, чтобы стало достаточно ясно, как разнообразно его применение.

11. Нахождения и различия  главного и второстепенного в изучаемом, выделяя главное, добиваться, прежде всего, понимания и усвоения главного.

12.  Опоры на один  авторитет, учить при помощи  доказательств, основанных на  чувстве и разуме.

13.  Помощи учащимся в овладении наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить их учиться.

14.  Контролирования факторов, отвлекающих внимание учащихся от объекта изучения, как внутренние (рассеянность мысли, занятия посторонними делами на уроке и т. п.), так и внешние (опоздания, нарушения дисциплины и т. п.), устраняя неблагоприятно действующие причины из учебно-воспитательного процесса.

15.  Понимания причинно-следственных связей — непременное условие развивающего обучения.

16. Обоснования доказательствами и аргументами, что не остается места ни сомнению, ни забвению.

17. Применения на практике.

18. Использования индивидуальных интересов своих учащихся, развивать и направлять их таким способом, чтобы они согласовывались с личными и общественными потребностями.

19. Использования в обучении практических ситуаций, требуя от учащихся самостоятельного видения, понимания и осмысления различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением.

20.  Обучения такого, чтобы знания приобрели силу убеждения и руководства к действию.

21. Развития творческого  мышления всесторонним анализом  проблем, решения познавательных  задач несколькими логически  различающимися способами, практикуя творческие задания. 

22.  Мастерства задавать вопросы и выслушивать ответы – одно из важных условий стимулирования и поддержания активности.

 

Принцип наглядности  обучения.

Это один из самых известных  и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. У подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность каналов связи от рецепторов к центральной нервной системе различная: оптического канала связи — 1,6 х 106 бит/сек; акустического — 0,32 х 106 бит/сек; тактильного — 0,13 х 106 бит/сек. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы.  Информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.

Правила, раскрывающие применение принципа наглядности.

1.  Использовать в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.

2.  Помнить — дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком.

3.  Золотое правило  учащих: все, что только можно,  представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания.

4.  Никогда не ограничиваться наглядностью — наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся.

5. Не забывать, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.

6.  Использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся.

7.  Наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.

8.  Наблюдения учащихся должны быть систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.

9.  Применяя наглядные средства, рассматривать их с учащимися сначала в целом, потом — главное и второстепенное, а затем — снова в целом.

10.  Не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.

11.  Активизировать чувственный опыт учащихся, опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия.

12.  Изготовлять вместе с учащимися наглядные пособия: лучше всего то пособие, которое изготовлено самими учащимися.

13.  Никогда не показывать того, чего сами хорошо не знаете; старательно готовьте наглядность к применению.

14.  Научно обоснованно применять современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, кодослайды, полиэкранную проекцию и др.; в совершенстве владеть техническими средствами обучения, методикой их использования.

15.  Применяя наглядные средства, воспитывать у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.

16.  Использовать наглядность как одно из средств связи с жизнью.

17.  Помнить, что в условиях кабинетной системы обучения, возможности использования наглядности расширяются: это требует вдумчивого отношения к ней, внимательного планирования и тщательной дозировки.

18.  С возрастом учащихся  предметная наглядность должна уступать место символической; при этом предметом особой заботы учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.

19.  Наглядность — сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.

20.  При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.

 

 

 

Принцип систематичности  и последовательности.

Принцип опирается на следующие  научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражнять навыки, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.

Принцип систематичности  и последовательности обучения реализуется  путем соблюдения многих правил обучения.

1.  Использовать схемы,  планы, чтобы обеспечить усвоение  учащимися системы знаний. Разделять  содержание учебного материала  на логически завершенные части  (шаги), последовательно их реализовать, приучать к этому учащихся.

2.  Не ставить на  уроке ни одного вопроса, не  вносить в план ни одного  пункта, на основательное раскрытие  и рассмотрение которого не рассчитываете.

3.  Не допускать нарушения  системы, как в содержании, так  и в способах обучения, а если  система нарушена, немедленно ликвидировать  пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость.

4. Учебный предмет —  уменьшенная копия науки. Показать  учащимся ее систему, формировать  понятие о своем предмете как  о частице науки, реальной действительности. Постоянно использовать межпредметные  связи.

5.  Пользоваться проверенной  схемой формирования теоретических знаний: а) установить объект и предмет (природы и научной теории); б) изложить основания теории; в) раскрыть инструментарий теории; г) объяснить следствия теории; д) показать границы ее применения.

6.  Помнить, то, что является элементарным и простым исторически и логически, часто оказывается самым трудным для сознательного усвоения: поэтому нужно с особой тщательностью внедрять логику науки и исторического процесса в сознания учащихся.

7.  Следует обеспечивать  преемственность, как в содержании, так и в методах обучения между начальными и средними, средними и старшими классами.

8.  Использовать передовые достижения методики обучения: составлять со своими учащимися опорные конспекты, структурно-логические  схемы  учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.

9.  Чаще повторять и  совершенствовать ранее усвоенное,  чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении.

10.  К кратким и обобщающим повторениям нужно прибегать не только в начале урока, когда обычно обобщают ране изученный материал, и не только при его окончании — для закрепления рассмотренной в ходе урока основной проблемы, но и после изложения отдельных частных вопросов.

11.  Ничего не следует  добавлять к объяснению нового  материала, кроме того, что вступает в ассоциативные связи легко, просто, естественно. Идеи, искусственно вплетенные в тему урока (образовательные, развивающие, воспитательные), снижают его ценность. Учитывать это, планировать усвоения важнейших идей на весь период учебно-воспитательного процесса в соответствии с содержанием обучения и возможностями учащихся.

12.  Проводить повторение изученного не только в начале урока для проверки уровня усвоения и не только в конце урока с целью закрепления полученной информации, но также и по завершении каждого логически законченного отрезка обучения в ходе урока.

Информация о работе Сущность обучения. Основные дидактические принципы