Сущность педагогического процесса и его движущие силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение особенностей функционирований целостного педагогического процесса.
Объект исследования: целостный педагогический процесс.
Предмет: движущие силы педагогического процесса.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты сущности педагогического процесса.
2. Изучить педагогический процесс , как целостное явление.
3. Описать внешние и внутренние противоречия педагогического процесса.

Содержание работы

Введение
1.Движущие силы педагогического процесса, как психолого – педагогическая проблема.
1.1 Основные аспекты педагогического процесса.
1.2 Педагогический процесс , как целостное явление.
2. Движущие силы педагогического процесса. Внутренние и внешние противоречия.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 157.02 Кб (Скачать файл)

Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического  процесса (обмен деятельностями) своей  конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством  во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, содержание образования (опыт, базовая культура) и средства - еще два компонента педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.                             Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Цель внутренне присуща (имманентна) педагогически интерпретированному социальному опыту, присутствует в явном или неявном виде как в средствах, так и в деятельности педагогов и воспитанников. Она функционирует на уровне ее осознания и реализации. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.                                                                                                                             С позиции системного подхода безосновательным представляется возведение в ранг структурных компонентов педагогического процесса методов педагогической деятельности, приемов, средств коммуникативного воздействия, организационных форм и т.п. Они, так же как и цель, имманентны динамической системе "педагог-воспитанник". В них самих и в результате их взаимодействия рождаются методы, приемы, формы организации и другие искусственные элементы педагогического процесса.                                    Рассматривая педагогический процесс как динамическую систему и учитывая, что его динамика, движение обусловлено взаимодействием или обменом деятельностями главных участков, проследить переход педагогического процесса из одного состояния в другое можно только определившись с его основной единицей ("клеточкой"). Только при этом условии можно понять педагогический процесс как развивающееся взаимодействие его субъектов, направленное на решение образовательно-воспитательных задач.                                           Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса, развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса, по которой только и можно судить о его течении, должна, по мнению Б. Битинаса, удовлетворять следующим условиям: обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.                                                            В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.                                                      Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального управления. Однако "клеточкой" педагогического процесса, стремясь к его наименьшей единице, можно считать только оперативные задачи, органично выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их то, что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:      1.  Анализ ситуации и постановка педагогической задачи;                                          2.  Проектирование вариантов и выбор оптимального для данных условий решения;                                                                                                     3.  Осуществление плана решения задачи на практике, включающее организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса;                                                                                   4.  Анализ результатов решения.

Педагогическое взаимодействие и его виды. Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой  педагогического процесса. Оно значительно  шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям, которые, в свою очередь, являются следствием механического переноса в педагогическую действительность основного постулата теории управления: если есть субъект управления, то должен быть и объект. В теории традиционной педагогики субъект - это педагог, а объектом естественно считается ребенок, школьник и даже обучающийся взрослый. Представление о педагогическом процессе как субъект-объектном отношении закрепилось вследствие утверждения в системе образования авторитаризма как социального явления.                                             Между тем даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: "ученик-ученик", "ученик-коллектив", "ученик-учитель", "учащиеся - объект усвоения" и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность-деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник-объект усвоения".                                                                                           В этом заключается и сама специфика педагогических задач. Они могут быть решены и решаются только посредством руководимой педагогом активности учащихся, их деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал, что основное отличие учебной задачи от всяких других в том, что ее цель и результат - в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия. Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования.

С опорой на категорию "взаимодействие" педагогический процесс может быть представлен как интеграция взаимосвязанных  процессов взаимодействия педагогов  с воспитанниками, родителями, общественностью; взаимодействия учащихся между собой, с предметами материальной и духовной культуры и т.п. Именно в процессе взаимодействия устанавливаются и  проявляются информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные и другие связи и отношения. Но из всего многообразия отношений воспитательными оказываются лишь те, в ходе реализации которых осуществляются воспитательные взаимодействия, приводящие к усвоению воспитанниками тех или иных элементов социального опыта, культуры. От богатства действительных отношений личности и зависит ее действительное духовное богатство. Отношения воспитанника, включенного в педагогический процесс, являются универсальным явлением, характеризующим воспитание. По уровню их сформированности можно судить и об общем уровне развития личности.                        Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно, и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.                                                                  Веским аргументом в защиту взаимодействия как сущностной характеристики педагогического процесса является тот факт, что вся разнообразная духовная жизнь воспитанников, в которой происходит их воспитание и развитие, имеет в качестве своего источника и содержания именно взаимодействие с реальным миром, организуемое и направляемое педагогами, родителями и другими воспитателями. Причем по мере развития воспитанников возрастает их собственная роль в этих взаимодействиях.

 

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два  взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию  воспитанника.                                                                                                                  Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие и переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

 

2. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ПРОЦЕССА . ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ.

Движущие силы педагогического  процесса исследуются многими советскими психологами и педагогами (Н. И. Болдырев, М. А. Данилов, Ф. Ф. Королев, Г. С. Костюк, Г. И. Щукина, Б. Т. Лихачев и др.). В  педагогической теории считают, что  движущими силами этого процесса являются присущие ему противоречия.

 
 
Все противоречия делят на объективные  и субъективные. 
Объективные: 
- Противоречия между уровнем развития ребенка, состоянием его знаний, умений и навыков и возрастающими требованиями жизни. Оно преодолевается за счет непрерывного образования, интенсивного обучения, трудового, гражданского, физического, нравственного воспитания. Усложнение общественной жизни, постоянный рост требований к объему и качеству обязательной информации, умений и навыков, которыми должны обладать дети, порождает целый ряд сложностей, связанных с увеличением количества обязательных для изучения предметов, видов учебной, трудовой, физической и иной деятельности. Образуется дефицит времени, возникают неизбежные интеллектуальные, физические, моральные перегрузки. 
- Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями по их реализации. Это противоречие становится источником движения системы к общей цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими. Следовательно, задача педагога состоит в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать ученический и педагогический коллективы, а также, его отдельных членов, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в постоянно зовущие вперед конкретные задачи. 
- Между активно-деятельностной природой ребенка и социально – педагогическими условиями жизни. 
Субъективные: 
- Противоречия между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса. Постоянные изменения в общественной жизни, возникновение новых ситуаций, отношений, требований к детям делают невозможным создание неизменной педагогической системы, абсолютно совершенной педагогической целостности. 
- Между возрастающей ролью гуманитарных предметов в  становлении человека и тенденциями технократизации  педагогического  процесса. 
Преодоление противоречий,   обеспечение полной   эффективности педагогического процесса достигается за счет полноценного функционирования основных содержательных элементов.                                         

К таким слагаемым относятся:                                                                                                 - детский трудовой воспитательный коллектив, разнообразные общественные организации как ведущие содержательные системы общественных отношений, факторы и условия воспитания; 
- обучение, как стержневой элемент целостности; 
- общественно-полезный, производительный труд, как важнейшая основа воспитания;                                                                                                                         - внеучебная (внеклассная, внешкольная) творческая деятельность.               Достижения педагогической теории, передового опыта школ и учителей обогащают педагогический процесс, но само внедрение передового опыта предполагает отказ от сложившихся, иногда хорошо отрегулированных, но устаревших по существу процессов, что вызывает противоречия между новым и старым. 
Организация педагогического процесса строится с учетом его движущих сил: преодоления негативных явлений и фактов, утверждения позитивных тенденций. Так, неблагоприятно сказывается на  педагогическом  процессе несоответствие воспитательных влияний школы и семьи, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям школы. Серьезные затруднения в педагогическом  процессе возникают в связи с противоречиями в усвоении учащимися все возрастающей информации. Ограниченность учебного времени и практически неограниченный рост информации, необходимой для плодотворной и разнообразной деятельности, могут сказаться на перенапряженности нервной системы учащихся, их развитии. Вот почему становится необходимым развитие умения ориентироваться в потоке информации, умения самостоятельно пополнять свои знания. Комплексный подход к воспитанию предполагает обеспечение и гармоничность интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности. В практике же  нередко недооценивается эмоциональное и волевое развитие личности за счет чрезмерной рационализации обучения. В результате может возникать дисгармония в развитии этих качеств, эмоциональная неразвитость, невоспитанность, разрыв между теоретически усвоенными принципами, нормами, ценностями и поведением. Противоречие между словом и делом нередко является следствием переоценки словесных методов воспитания и относительной обособленности их от практического поведения личности. 
Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями, запросами, стремлениями и достигнутым уровнем возможностей их удовлетворения. Возникающее расхождение побуждает личность к активности, направленной на усвоение новых норм поведения, необходимых для удовлетворения этих потребностей. На разных этапах развития это противоречие проявляется и разрешается по-разному. Типичным его проявлением у школьников является расхождение между их стремлением активно участвовать в окружающей жизни и действительным уровнем развития их физических и психических сил. 
Существуют противоречия между уровнем развития личности школьника и образом его жизни, выполняемыми им функциями. Школьник как бы постоянно вырастает из сложившегося образа жизни и стремится к новому положению, к новым видам общественно значимой деятельности. Воспитание только тогда ведет за собой развитие, когда оно способствует реализации этих стремлений. Между объективными и субъективными аспектами формирования потребностей могут возникать противоречия уже потому, что осознание школьником своих новых нужд осуществляется не одновременно с изменением условий и не всегда соответствует им. Так как процесс осознания предполагает не только понимание, но и определенное эмоциональное отношение, то возможны противоречия между велениями разума и чувств. 
Потребности личности могут формироваться и на базе отживших условий и устаревших форм общественных отношений, однако они могут в течение длительного времени (иногда и всю жизнь) побуждать человека к действиям, не отвечающим новым обстоятельствам. Даже в условиях строительства социализма у некоторых людей сохраняется потребность в личном обогащении, стяжательстве, праздной жизни, возникают карьеристские устремления и т. п. В формировании потребностей, таким образом, имеют значение не только внешние и внутренние условия, но и активное сознание личности, ее активная жизненная позиция. 
В психолого-педагогической литературе принято классифицировать потребности как материальные, социальные и духовные. В процессе развития и обогащения общественных отношений огромную роль играет культура потребностей. Она является результатом сложного процесса направленного формирования всей мотивационной сферы личности и предполагает не только воспитание разумного отношения к удовлетворению материальных и духовных потребностей, но и обогащение системы человеческих потребностей, их социального содержания. К такого рода духовным потребностям относятся потребности в образовании, воспитании, политическом, эстетическом, общекультурном развитии. 
Развитие эмоциональной  и  волевой  жизни  ребенка,  осуществляемое  в воспитательном процессе, также имеет свои специфические противоречия. Эмоции, например, по своим характеристикам выступают как противоположности: удовольствие — неудовольствие, радость — печаль, уверенность — сомнение и т. п. Единство и борьба этих противоположностей играют существенную роль в развитии эмоций, в переходе от ситуативных эмоциональных переживаний к устойчивым положительным чувствам. В этом процессе одни эмоции осознаются, закрепляются и преобразуются в чувства посредством других, им противоположных: смелость — через переживание стыда за некоторые свои действия и поступки, любовь к людям — через отвращение к их отрицательным чертам и т. д.. Задача воспитания заключается в том, чтобы содействовать правильному разрешению этих противоречий, укреплять социально ценные чувства, преодолевать противоположные тенденции. 
В развитии личности всегда борются две противоположные тенденции: с одной стороны, стремление к устойчивости, к сохранению оправдавших себя связей и способов действия, с другой — необходимость их изменения под влиянием изменившихся задач, внешних и внутренних условий существования. Разрешаются эти противоречия путем выработки более совершенных способов регуляции взаимодействия индивида со средой. 
Такими способами, по мнению Г. С. Костюка, являются обобщенные знания, системы обобщенных умственных операций, легко переносимые на разные ситуации. Подобного рода обобщения складываются и в развивающейся мотивационной сфере личности, обеспечивая правильное, устойчивое ее поведение в варьирующихся жизненных ситуациях, единство слова и поступка. Разрешение противоречий в педагогическом  процессе достигается путем совершенствования всех сфер жизнедеятельности школьника (учения, труда, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной и других видов деятельности), а также путем совершенствования отношений в сфере общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Педагогический процесс  – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на развитие образовательных  задач. Целостная гармоничная личность может быть сформирована только в  целостном педагогическом процессе.

Аспекты целостности:

  1. Содержательно-целевой
  2. Организованно-процессуальный
  3. Операционно-технологический

Наиболее крупными аспектами  педагогического процесса являются процессы обучения и воспитания.  Обучение и воспитание состоят из взаимосвязанных процессов преподавания и учения.

Процессуальными аспектами  являются не сами педагоги и воспитуемые, и не условия, а цель, задачи, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, и дальнейшие при этом результаты. 

Следовательно, педагогический процесс является органическим единством  процессов обучения, воспитания и  развития гармоничной личности, включаещий в себя «внешнюю» и «внутреннюю» стороны процесса.

Условиями любого развития и движения является разрешение противоречий, которые возникают   внутри системы  при взаимодействии с внешней  средой.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Посание Президента  Республики Казахстан Н.А. Назарбаева  народу Кахахстана от 28 января 2011г.                                                                                                2 . Реан А., Бордовская Н., Розум С.   Психология и педагогика.

3. Крысько В.   Психология и педагогика в схемах и таблицах.

4. Подласый И. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов                 педагогических  вузов 
5. Богданов И., Лазарев С., Ануфриенко С., Чмыхова Е., Усольцева И., Калинина Н.   Психология и педагогика.

6. Сластенин В.А.,  Исаев  И.Ф., Шиянов Е.Н.   Педагогика.  Учебное  пособие для студентов   высших  педагогических  учебных   заведений.  Издательский центр  "Академия",  Петербург   2002г. 

7. Бордовская Н.В., Реан А.А.    Педагогика. Учебник для вузов .   Питербург,2000. - 304 с.

8. П.И. Пидкасистого.   Педагогика. Учебное пособие для  студентов педагогических вузов  и педагогических колледжей.   Педагогическое общество России, 1998г.

9. Гребенюк О.С.  Общая  педагогика: Курс лекций.  Калининград, 1996г.

10.  В.Д. Симоненко, М.В.  Ретивых.  Общая и профессиональная  педагогика: Учебное пособие для  студентов, обучающихся по специальности  «Профессиональное обучение»: г.  Брянск:  Изд-во Брянского государственного  университета, 2003г.

Информация о работе Сущность педагогического процесса и его движущие силы