Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 05:32, курсовая работа
Цель исследования: рассмотрение теоретических аспектов проблемы межличностных отношений в студенческом коллективе
Объект исследования – межличностные отношения.
Предмет исследования – теоретические аспекты развития межличностных отношений студентов в социальной работе.
Задачи исследования:
Провести анализ отечественной и зарубежной литературы, освещающей межличностные отношения.
Изучить сущность понятий «отношение», «межличностные отношения», «общение» и их содержательные характеристики
Выявить особенности проявления межличностных отношений в юношеском возрасте
Рассмотреть психологические особенности студенческого возраста
Введение
1.1 Сущность понятий «отношение», «межличностные отношения», «общение» и их содержательные характеристики
1.2 Особенности проявления межличностных отношений в юношеском возрасте
1.3 Психологические особенности студенческого возраста
1.4 Возможности изучения и коррекции межличностных отношений студентов в социальной работе
Вывод
Библиографический список
стр. |
Введение |
|
1.1 Сущность понятий «отношение», «межличностные отношения», «общение» и их содержательные характеристики |
|
1.2 Особенности проявления межличностных отношений в юношеском возрасте |
|
1.3 Психологические особенности студенческого возраста |
|
1.4 Возможности изучения и коррекции межличностных отношений студентов в социальной работе |
|
Вывод |
|
Библиографический список |
|
Приложения |
Введение
Система среднего профессионального образования в России переживает преобразование и адаптируется к новым рыночным условиям. В то же время реформа здравоохранения предъявляет новые требования к специалистам сестринского дела. Сегодня лечебным учреждениям нужна не просто медицинская сестра, а специалист, способный творчески подойти к своей деятельности, хорошо образованный профессионал.
Идея целостности, единства
личностного и
В основу оценки этих качеств заложена совокупность ряда психологических методик, позволяющих отследить и сформировать эталон личности выпускника.
Искусство общения, умение строить отношение с людьми, находить подход к ним необходимы каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха.
Юношество – это возраст, когда происходит значительное расширение круга общения. По окончании периода юности личность ориентирована на усвоение профессии. По утверждению авторов Мухиной В.С., Гамезо М.В., Петровой Е.А., Хухлаевой О.В., на юность приходится так называемый пик межличностного общения. [5]
Межличностные отношения
возникают и складываются на основе
определенных чувств, рождающихся у
людей по отношению друг к другу.
Эмоции и чувства выполняют
Актуальность проблемы межличностных отношений в юношеском возрасте состоит в том, что в этом возрасте определяются особенности взаимоотношений личности с окружающими, которые влияют на ее формирование и развитие, а также на развитие индивидуальности; в действиях личности формируется совокупность норм, правил и форм поведения, личность утверждает свое место в обществе.
Проблему межличностных
отношений рассматривали в
Цель исследования: рассмотрение теоретических аспектов проблемы межличностных отношений в студенческом коллективе
Объект исследования – межличностные отношения.
Предмет исследования – теоретические аспекты развития межличностных отношений студентов в социальной работе.
Задачи исследования:
Гипотеза : изучение понятий «отношение», «межличностные отношения», «общение» и их содержательные характеристики. Позволить выявить теоретические аспекты развития межличностных отношений студентов в социальной работе.
Методологическая основа исследования составляет совокупность философских, социально-психологических положений, раскрывающих сущность психологии межличностных отношений.
Теоретическая значимость исследования
состоит в том, что оно позволяет
расширить и уточнить представление
о межличностных отношениях юношеского
возраста. Теоретические и
1.1.Сущность
понятий «отношения», «
Приступая к изучению основ развития межличностных отношений, необходимо выяснить сущность основных понятий.
Ключевыми понятиями курсовой работы выступают понятия «отношения», «межличностные отношения», «общение».
В толковом словаре «отношения» определяется как взаимное общение, связь между кем-нибудь, образующееся из общения на какой-либо почве.
Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности, включает в себя обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между группами; выработку совместной стратегии деятельности, в которую включены субъекты общения; восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач. [10]
Иногда проявляется тенденция к отождествлению понятий “общение”, “социальные отношения”, “межличностные отношения”. Однако эти понятия, будучи взаимосвязанными, не являются тождественными, поскольку имеют свою специфику. Понятие общения имеет более широкий смысл. Общение объективно порождается совместной жизнедеятельностью людей в системах их внешних отношений с социальной средой и внутри групповых межличностных отношении.
Социальные отношения - безличностные - проявляются в общении людей не как личностей, а как представителей социальных классов (отношения работодателя и работника), экономических структур (продавец и покупатель товара), иерархических формальных организаций (областные и районные отделы образования) и т. п. [19]
Межличностные отношения строятся на основе деловых и эмоциональных оценок, а также предпочтений людьми друг друга.
По мнению Р. Бернсу, «межличностные отношения» - это так называемая «скрытая программа социализации», благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нем другие. [28]
К.К. Платонов определяет межличностные отношения как вид массовых явлений, возникающих в любой группе людей как результат их психического взаимоотражения в процессе общения, взаимопознания и взаимопереживания. Межличностные отношения в свою очередь как непосредственно, так и опосредованно являются психологическим климатом, иногда способствующими, а иногда и мешающими достижению общей цели. [20]
А.В.Петровский и И.В. Дубровина считают, что межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.
По мнению Р.С. Немова, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского и др., межличностные отношения — это система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе. В многочисленных работах, посвященных исследованию групп и коллективов, групповой динамике, группообразованию, коллективообразованию и т.д., показано влияние организации совместной деятельности и уровня развития группы на становление межличностных отношений, а также обратное влияние межличностных отношений на становление сплоченности, ценностно-ориентационного единства членов коллектива. [22]
Исследователями (Р.С. Немов, А.Г Кирничик, В.Н. Мясищев) выделены разнообразные виды межличностных отношений - деловые и личные, приятельские, товарищеские и супружеские. Проба и оценка межличностных отношений возникает на работе, в учебном коллективе, в быту. Межличностные отношения людей образуют сложную, изменяющуюся взаимосвязанную систему. По их мнению, относительную независимость, право на раздельное существование и изучение имеет каждый вид отношений, так как они могут быть дополнены через другие отношения, приобретая при этом свой специфический, социально-психологический оттенок. [21]
Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомства осуществляются в зависимости от социокультурных норм общества. Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. На этапе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу. Дружеские отношения имеют общее предметное содержание – общность интересов, целей деятельности. Среди них выделяют утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу. [25]
На развитие межличностных отношений оказывают влияние такие факторы, как:
В.Н Мясищев
говорит о том, что развитие межличностных
отношений обусловливается
Можно выделить критерии проявления межличностных отношений:
Механизмом развития
межличностных отношений
Эмпатия имеет несколько уровней:
1. уровень
- эмпатия (когнитивная), как понимание
психического состояния
2. уровень
– эмпатия в форме не только
понимания состояния
3. уровень
включает когнитивные,
4. уровень
предполагает межличностную
Развитие рефлексии позволяет человеку изменять пространство взаимодействия, положительно влиять на формирование межличностных отношений. [23]
Таким образом, в нашем исследовании межличностные отношения понимаются как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые формируются и развиваются в непосредственных контактах людей друг с другом во время общения и деятельности. Проведенный анализ позволил обозначить необходимость поиска путей развития межличностных отношений, основанных на субъект-субъектном взаимодействии и складывающихся в определенный временной период развития личности, в частности у такой социальной группы как студенчество в условиях стимулирования личностной рефлексии, эмпатии. [17]
1.2. Особенности проявления межличностных отношений в юношеском возрасте
Студенчество – это особая социальная категория. Это специфическая общность людей, организационно объединенных институтом образования (Н.В.Кузьмина, А.А. Реан, П.А. Просецкий, В.А. Сластенин).
Обращаясь к возрастной периодизации (А.Валлон, Ж.Пиаже, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Э. Эриксон) как основному фактору дифференциации субъектов учебной деятельности, определим характеристику студенчества в русле понимания отечественной наукой возрастного развития личности как внутренне противоречивого, связанного с возникновением психических и личностных новообразований процесса.