Сущность понятий «отношение», «межличностные отношения», «общение» и их содержательные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 05:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение теоретических аспектов проблемы межличностных отношений в студенческом коллективе
Объект исследования – межличностные отношения.
Предмет исследования – теоретические аспекты развития межличностных отношений студентов в социальной работе.
Задачи исследования:
Провести анализ отечественной и зарубежной литературы, освещающей межличностные отношения.
Изучить сущность понятий «отношение», «межличностные отношения», «общение» и их содержательные характеристики
Выявить особенности проявления межличностных отношений в юношеском возрасте
Рассмотреть психологические особенности студенческого возраста

Содержание работы

Введение

1.1 Сущность понятий «отношение», «межличностные отношения», «общение» и их содержательные характеристики

1.2 Особенности проявления межличностных отношений в юношеском возрасте

1.3 Психологические особенности студенческого возраста

1.4 Возможности изучения и коррекции межличностных отношений студентов в социальной работе

Вывод

Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсак 1.docx

— 58.24 Кб (Скачать файл)

Л.С. Выготский  вслед за П.П. Блонским рассматривает  определенные стадии развития в общей  схеме переломов, личностных кризисов, пограничными критериями которых выступают  качества, приобретшие актуальност.

В целом вся  система взаимоотношений в студенческом возрасте становится сложнее, чем она  была в школьном возрасте. С одной  стороны, студенчество – это период юности, первый период взрослой, самостоятельной  жизни и определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью.[24]

Студенты начинают играть множество различных социальных ролей. Всевозможные отношения, в которые  включаются юноши и девушки, теряют непосредственный характер и своеобразные детские черты, превращаются в такие, которые внешне и внутренне похожи на отношения, существующие между взрослыми  людьми. Их основой становятся взаимное уважение и равноправие.

Главное психологическое  приобретение ранней юности ¾ открытие своего внутреннего мира. В отличии от ребенка, для которого единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, а понимание собственных поступков не влечет за собой осознания психических состояний, для  юности внешний, физический мир ¾ только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам.

Развитие самосознания ¾ центральный психический процесс юношеского возраста. Самосознание  или иначе, «Я-концепция» - это относительно устойчивая осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими   людьми и сообразно этому относится к себе. По мнению А.В. Батаршева, самосознание – это образ себя и отношение к себе.  «Открытие» внутреннего мира — важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие — самая распространенная форма юношеской самокритики. [12]

Для юношеского возраста особенно важны процессы развития самосознания, динамика самостоятельной регуляции образов «Я». Подростки начинают с периода относительно диффузного, расплывчатого «Я». Затем они проходят стадию «ролевого моратория», которая может быть неодинаковой у разных людей и в разных видах деятельности. Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение  между 18 и 21 годами.

Уровень развития «Я» тесно связан с развитием  других личностных особенностей: выработки  взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, созревания его когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок. Возникает устойчивая потребность в поиске смысла, определение перспективы своего существования и развития всего человечества. [19]

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство  одиночества. Юношеское «Я» еще  неопределенно, расплывчато, оно нередко  переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую  необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность  в уединении. Другие люди ¾ не внешняя среда, предметно воспринимаемая человеком, не обстоятельство его жизни, но его внутреннее достояние, главное содержание его личности. Самосознание человека возможно только через его отношения с другими. [19]

В отечественной  психологии наиболее ярко эту мысль  выразил С.Л. Рубинштейн в своей  последней работе «Человек и мир»: «Я» не может быть раскрыто как  объект непосредственного осознания, через отношение к самому себе, обособленно от других людей. Исходным условием моего существования является существование личности, субъектов, обладающих сознанием, ¾ существование психики, сознания других людей».

О несамодостаточности, невозможности существования одного изолированного сознания много и  убедительно писал М.М.Бахтин: «Быть ¾ значит быть для другого и через него. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь всегда на границе, смотря внутрь себя он смотрит в глаза другому или глазами другого». «Реальный другой может войти в мир человека лишь как тот другой, с которым он уже ведет свою внутреннюю полемику. Всякий реальный чужой голос неизбежно сливается с уже звучащим в ушах героя своим ¾ чужим голосом». Поэтому очень важным становится формирование взаимоотношений со сверстниками. [6]

Взаимоотношения со сверстниками разделяются на товарищеские и дружеские, а отношения со взрослыми  – на личные и деловые.. Межличностное  общение у студентов занимает еще больше времени, чем в школьном возрасте, причем большая часть времени  приходится на общение со сверстниками. Признанием и уважением у юношей и девушек пользуются такие сверстники, которые являются их близкими друзьями. С остальными же поддерживаются только товарищеские или приятельские отношения. Особенной популярностью пользуются те из товарищей, которые сами по-доброму  и внимательно относятся к  людям. Такие сверстники отзывчивы, сдержанны, добродушны, уступчивы, обладают хорошим чувством юмора. Они всегда держаться естественно, уверенно, энергичны, активны, являются лидерами, помогают своим друзьям в разных делах  и в разрешении личных проблем. Напротив, скованные, неуверенные в себе, нервозные, замкнутые юноши и девушки  вызывают у сверстников отрицательное  к себе отношение и нередко  оказываются социально-психологические  изолированными. Не пользуются уважением  и те, чье внимание и интересы направлены исключительно на себя, кто груб, бестактен и равнодушен к другим людям. [8]

Можно полагать, что отношения «я ¾ ты» являются необходимой предпосылкой развития индивидуального сознания. Поэтому игнорировать этот тип отношений мы не можем. Здесь важно подчеркнуть, что,  говоря о проблеме межличностных отношений, нельзя не затронуть проблему самосознания. Собственное «я» человека также может тяготеть к полюсу овеществления или персонификации. Оно может восприниматься как вещь, как объект, как совокупность конкретных качеств, которые включают социальный статус, представление о своих качествах, знания, образ, который мы хотим создать у других, оценку собственных качеств и способностей т.д. В то же время оно может быть целостным, неразложимым на части, непосредственно связанным с бытием, с другими людьми, незавершенным и до конца не определенным. Как и отношение к другому, отношение к себе колеблется между этими пределами, не достигая их до конца. Вместе с тем в самосознании человека всегда живет другой, который и делает возможным осознание себя. [11]

Общение со сверстниками очень важный специфический канал  информации; по нему юноши и девушки  узнают многие необходимые вещи, которых  по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Также общение со сверстниками ¾ это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. По мнению А.А. Бодалева, при сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффилиации (т.е. потребности в принадлежности), индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающие информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются. [20]

Как ни важны  для юности товарищеские отношения  и чувство своей принадлежности к коллективу, групповые контакты обычно включают в себя соревновательность, борьбу за положение и авторитет. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу личную симпатию. Поэтому наряду с развитием коллективных товарищеских отношений юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как высокоиндивидуализированной, прочной и глубоко эмоциональной привязанности. Узнавание себя в другом и другого в себе ¾ две стороны единого процесса. Жажда самовыражения, предпосылкой которой является осознание своей особенности, составляет одну из главных черт юношеской психологии.

Соревновательность  групповых взаимоотношений, которой  нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

С другой стороны, студент по-прежнему попадает в ситуацию взаимоподчинения со взрослыми (родителями, преподавателями), однако эти отношения  начинают изменяться.  «Мы и взрослые» ¾ постоянная тема юношеской рефлексии. Одной из самых важных потребностей юношеского возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же появляется эта возрастная тенденция в отношениях с наиболее значимыми конкретными взрослыми, которые являются не только старшими по возрасту, но и полномочными представителями общества взрослых в целом.

Одна из главных  тенденций юношеского возраста ¾ переориентация общения с родителей, преподавателей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит она обязательно. [23]

Еще один из авторов, занимающийся проблемой взаимоотношений  юношества со сверстниками А. Маслоу, говорит о том,  что юность ¾ одновременно самый искренний и самый неискренний возраст. В юности сильнее всего потребность быть в согласии с самим собой, бескомпромиссность, жажда полного и безоглядного самораскрытия. Однако известная неустойчивость представлений о собственном «я» рождает желание проверить себя путем разыгрывания каких-то несвойственных ролей. Юноша страдает от того, что у него не хватает средств и возможностей выразить свой внутренний мир. Но беда его не столько в недостатке средств, сколько в реальной неясности, незавершенности его «я».

Особенности межличностных  отношений между людьми, находящимися в отношениях субординации, оказывают  существенное влияние на характер мотивации, уровень самоуважения, способность  к саморегуляции личностей, находящихся  в подчиненном или зависимом  положении.

Студенческая  группа - важнейшая группа принадлежности студента. Но ученический коллектив - явление двойственное. С одной стороны, это функция педагогических усилий взрослых, так как проектируется взрослыми и развивается под их прямыми и косвенными, непосредственными или опосредованными влияниями. С другой стороны - он - спонтанно развивающееся явление, так как дети нуждаются в общении и вступают в общение отнюдь не только по установленным взрослыми рецептам.

Любая студенческая группа дифференцируется на группы и  подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам. Критерии, определяющие социометрический статус студента в коллективе многообразны. [25]

И.С. Кон подчеркивал, что чем бы ни определялся статус студента в коллективе, он оказывает  сильнейшее влияние на его поведение  и самосознание. Неблагоприятное положение в студенческом коллективе - одна из главных причин преждевременного ухода студентов из учебного заведения, причем такие юноши часто попадают под дурное влияние вне учебы.

В студенческих группах официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Часто его выдвигают не столько сами ребята, сколько взрослые; успешность его деятельности зависит в этом случае от того, сумеет ли он наладить контакт с неформальными лидерами, которые по тем или иным причинам не занимают официальных постов, но пользуются реальным влиянием. В стихийных группах, каким бы острым ни было в них внутреннее соперничество, вожаком может быть лишь тот, кто обладает реальным авторитетом.

Период обучения в учебном заведении для молодых  людей является сензитивным в  восприятии нового, он является периодом личностного становления и самоопределения. Пластичность психики, ориентация на самопознание данного возраста определяют возможность  появления новообразований в  социальных контактах. Однако не каждый контакт будет позитивным. В нашем  исследовании важным, значимым является коллектив студентов, формирование которого осуществляется во внеучебной деятельности. [28]

 

 

 

1.3. Психологические  особенности студенческого возраста

 

 Студенчество в качестве  отдельной возрастной и социально-психологической  категории выделено в науке  относительно недавно - в 1960-х  годах ленинградской психологической  школой под руководством Б.Г.  Ананьева при исследовании психофизиологических  функций взрослых людей. Как  возрастная категория студенчество  соотносится с этапами развития  взрослого человека, представляя  собой «переходную фазу от  созревания к зрелости» и определяется  как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества  внутри эпохи зрелости - взрослости  основано на социально-психологическом  подходе. [5]

Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно  объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения  высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью  и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной  социализации человека, развития высших психических функций, становления  всей интеллектуальной системы и  личности в целом. Если рассматривать  студенчество, учитывая лишь биологический  возраст, то его следует отнести  к периоду юности как переходному  этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с  процессом взросления. [27]

Информация о работе Сущность понятий «отношение», «межличностные отношения», «общение» и их содержательные характеристики