Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 05:32, курсовая работа
Цель исследования: рассмотрение теоретических аспектов проблемы межличностных отношений в студенческом коллективе
Объект исследования – межличностные отношения.
Предмет исследования – теоретические аспекты развития межличностных отношений студентов в социальной работе.
Задачи исследования:
Провести анализ отечественной и зарубежной литературы, освещающей межличностные отношения.
Изучить сущность понятий «отношение», «межличностные отношения», «общение» и их содержательные характеристики
Выявить особенности проявления межличностных отношений в юношеском возрасте
Рассмотреть психологические особенности студенческого возраста
Введение
1.1 Сущность понятий «отношение», «межличностные отношения», «общение» и их содержательные характеристики
1.2 Особенности проявления межличностных отношений в юношеском возрасте
1.3 Психологические особенности студенческого возраста
1.4 Возможности изучения и коррекции межличностных отношений студентов в социальной работе
Вывод
Библиографический список
Л.С. Выготский вслед за П.П. Блонским рассматривает определенные стадии развития в общей схеме переломов, личностных кризисов, пограничными критериями которых выступают качества, приобретшие актуальност.
В целом вся
система взаимоотношений в
Студенты начинают играть множество различных социальных ролей. Всевозможные отношения, в которые включаются юноши и девушки, теряют непосредственный характер и своеобразные детские черты, превращаются в такие, которые внешне и внутренне похожи на отношения, существующие между взрослыми людьми. Их основой становятся взаимное уважение и равноправие.
Главное психологическое приобретение ранней юности ¾ открытие своего внутреннего мира. В отличии от ребенка, для которого единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, а понимание собственных поступков не влечет за собой осознания психических состояний, для юности внешний, физический мир ¾ только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам.
Развитие самосознания ¾ центральный психический процесс юношеского возраста. Самосознание или иначе, «Я-концепция» - это относительно устойчивая осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к себе. По мнению А.В. Батаршева, самосознание – это образ себя и отношение к себе. «Открытие» внутреннего мира — важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие — самая распространенная форма юношеской самокритики. [12]
Для юношеского возраста особенно важны процессы развития самосознания, динамика самостоятельной регуляции образов «Я». Подростки начинают с периода относительно диффузного, расплывчатого «Я». Затем они проходят стадию «ролевого моратория», которая может быть неодинаковой у разных людей и в разных видах деятельности. Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение между 18 и 21 годами.
Уровень развития «Я» тесно связан с развитием других личностных особенностей: выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, созревания его когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок. Возникает устойчивая потребность в поиске смысла, определение перспективы своего существования и развития всего человечества. [19]
Вместе с осознанием
своей уникальности, неповторимости,
непохожести на других приходит чувство
одиночества. Юношеское «Я» еще
неопределенно, расплывчато, оно нередко
переживается как смутное беспокойство
или ощущение внутренней пустоты, которую
необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет
потребность в общении и
В отечественной психологии наиболее ярко эту мысль выразил С.Л. Рубинштейн в своей последней работе «Человек и мир»: «Я» не может быть раскрыто как объект непосредственного осознания, через отношение к самому себе, обособленно от других людей. Исходным условием моего существования является существование личности, субъектов, обладающих сознанием, ¾ существование психики, сознания других людей».
О несамодостаточности,
невозможности существования
Взаимоотношения
со сверстниками разделяются на товарищеские
и дружеские, а отношения со взрослыми
– на личные и деловые.. Межличностное
общение у студентов занимает
еще больше времени, чем в школьном
возрасте, причем большая часть времени
приходится на общение со сверстниками.
Признанием и уважением у юношей
и девушек пользуются такие сверстники,
которые являются их близкими друзьями.
С остальными же поддерживаются только
товарищеские или приятельские отношения.
Особенной популярностью
Можно полагать, что отношения «я ¾ ты» являются необходимой предпосылкой развития индивидуального сознания. Поэтому игнорировать этот тип отношений мы не можем. Здесь важно подчеркнуть, что, говоря о проблеме межличностных отношений, нельзя не затронуть проблему самосознания. Собственное «я» человека также может тяготеть к полюсу овеществления или персонификации. Оно может восприниматься как вещь, как объект, как совокупность конкретных качеств, которые включают социальный статус, представление о своих качествах, знания, образ, который мы хотим создать у других, оценку собственных качеств и способностей т.д. В то же время оно может быть целостным, неразложимым на части, непосредственно связанным с бытием, с другими людьми, незавершенным и до конца не определенным. Как и отношение к другому, отношение к себе колеблется между этими пределами, не достигая их до конца. Вместе с тем в самосознании человека всегда живет другой, который и делает возможным осознание себя. [11]
Общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему юноши и девушки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Также общение со сверстниками ¾ это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. По мнению А.А. Бодалева, при сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффилиации (т.е. потребности в принадлежности), индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающие информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются. [20]
Как ни важны для юности товарищеские отношения и чувство своей принадлежности к коллективу, групповые контакты обычно включают в себя соревновательность, борьбу за положение и авторитет. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу личную симпатию. Поэтому наряду с развитием коллективных товарищеских отношений юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как высокоиндивидуализированной, прочной и глубоко эмоциональной привязанности. Узнавание себя в другом и другого в себе ¾ две стороны единого процесса. Жажда самовыражения, предпосылкой которой является осознание своей особенности, составляет одну из главных черт юношеской психологии.
Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.
С другой стороны, студент по-прежнему попадает в ситуацию взаимоподчинения со взрослыми (родителями, преподавателями), однако эти отношения начинают изменяться. «Мы и взрослые» ¾ постоянная тема юношеской рефлексии. Одной из самых важных потребностей юношеского возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же появляется эта возрастная тенденция в отношениях с наиболее значимыми конкретными взрослыми, которые являются не только старшими по возрасту, но и полномочными представителями общества взрослых в целом.
Одна из главных тенденций юношеского возраста ¾ переориентация общения с родителей, преподавателей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит она обязательно. [23]
Еще один из авторов, занимающийся проблемой взаимоотношений юношества со сверстниками А. Маслоу, говорит о том, что юность ¾ одновременно самый искренний и самый неискренний возраст. В юности сильнее всего потребность быть в согласии с самим собой, бескомпромиссность, жажда полного и безоглядного самораскрытия. Однако известная неустойчивость представлений о собственном «я» рождает желание проверить себя путем разыгрывания каких-то несвойственных ролей. Юноша страдает от того, что у него не хватает средств и возможностей выразить свой внутренний мир. Но беда его не столько в недостатке средств, сколько в реальной неясности, незавершенности его «я».
Особенности межличностных отношений между людьми, находящимися в отношениях субординации, оказывают существенное влияние на характер мотивации, уровень самоуважения, способность к саморегуляции личностей, находящихся в подчиненном или зависимом положении.
Студенческая группа - важнейшая группа принадлежности студента. Но ученический коллектив - явление двойственное. С одной стороны, это функция педагогических усилий взрослых, так как проектируется взрослыми и развивается под их прямыми и косвенными, непосредственными или опосредованными влияниями. С другой стороны - он - спонтанно развивающееся явление, так как дети нуждаются в общении и вступают в общение отнюдь не только по установленным взрослыми рецептам.
Любая студенческая группа дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам. Критерии, определяющие социометрический статус студента в коллективе многообразны. [25]
И.С. Кон подчеркивал, что чем бы ни определялся статус студента в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в студенческом коллективе - одна из главных причин преждевременного ухода студентов из учебного заведения, причем такие юноши часто попадают под дурное влияние вне учебы.
В студенческих группах официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Часто его выдвигают не столько сами ребята, сколько взрослые; успешность его деятельности зависит в этом случае от того, сумеет ли он наладить контакт с неформальными лидерами, которые по тем или иным причинам не занимают официальных постов, но пользуются реальным влиянием. В стихийных группах, каким бы острым ни было в них внутреннее соперничество, вожаком может быть лишь тот, кто обладает реальным авторитетом.
Период обучения
в учебном заведении для
1.3. Психологические
особенности студенческого
Студенчество в качестве
отдельной возрастной и
Рассматривая студенчество
как «особую социальную категорию,
специфическую общность людей, организованно
объединенных институтом высшего образования»,
И.А. Зимняя выделяет основные характеристики
студенческого возраста, отличающие
его от других групп населения
высоким образовательным