Сущность понятий «отношение», «межличностные отношения», «общение» и их содержательные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 05:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение теоретических аспектов проблемы межличностных отношений в студенческом коллективе
Объект исследования – межличностные отношения.
Предмет исследования – теоретические аспекты развития межличностных отношений студентов в социальной работе.
Задачи исследования:
Провести анализ отечественной и зарубежной литературы, освещающей межличностные отношения.
Изучить сущность понятий «отношение», «межличностные отношения», «общение» и их содержательные характеристики
Выявить особенности проявления межличностных отношений в юношеском возрасте
Рассмотреть психологические особенности студенческого возраста

Содержание работы

Введение

1.1 Сущность понятий «отношение», «межличностные отношения», «общение» и их содержательные характеристики

1.2 Особенности проявления межличностных отношений в юношеском возрасте

1.3 Психологические особенности студенческого возраста

1.4 Возможности изучения и коррекции межличностных отношений студентов в социальной работе

Вывод

Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсак 1.docx

— 58.24 Кб (Скачать файл)

Одна из самых известных  методик регистрации межличностных  отношений принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему, позволяющую  по единому плану регистрировать различные виды интеракции в группе. По этой схеме обученный наблюдатель  может кодировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, которые объединены в четыре более  общие категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и  область негативных эмоций. Благодаря  такой формализованной процедуре  наблюдения можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т.д. Например: человек, получивший высокий балл в области решения проблем, рассматривается как деловой лидер, а в области позитивных эмоций - как эмоциональный лидер. [18]

Средства исследования, основанные на феноменах "личностного пространства", можно разделить на три категории:

а) методики наблюдения реальной ситуации;

б) методики символического моделирования реальной ситуации;

в) проективные средства.

Считается, что методики наблюдения реальной ситуации дают наиболее достоверную информацию о межличностных  отношениях. Классическую, наиболее типичную процедуру представляет собой схема  исследования, в которой поведение  двух людей фиксируется наблюдателем или же, в более сложных схемах, поведение членов группы записывается на видеопленку с последующим  анализом поведения каждого.

Перспективным направлением в исследовании и диагностике  межличностных отношений является наблюдение за игровым имитированием  определенной ситуации. Это так называемые ситуационные тесты, в которых человек  ставится в ситуацию, наиболее выпукло  показывающую некоторые стороны  реальной жизненной ситуации. Наблюдение за поведением человека в ситуационном тесте позволяет хорошо диагностировать  его межличностные отношения, предвидеть их развитие в реальной ситуации. Благодаря  своей приближенности к жизни  и хорошим прогностическим результатам  ситуационные тесты являются перспективными для диагностики межличностных  отношений. [10]

Одним из таких приемов  является групповая дискуссия без  лидера. Группе испытуемых дается задача или тема для обсуждения в течение  определенного времени, но ни один из участников не назначается главным и ни на кого не возлагается особая ответственность. Такая ситуация позволяет оценить такие черты, как находчивость, инициативность, лидерство, способность к совместной работе, взаимодействию. Она позволяет предсказать успешность выполнения таких видов деятельности, которые требуют вербального общения для решения проблем, а также срабатываемости с равными себе.[11]

Для оценки совместимости, лидерства, конкуренции и кооперации в диаде  широко используются специально сконструированные  настольные игры. Известна игра, предложенная М. Дойчем и Р. Краусом, где испытуемым предлагается с помощью ручек  как можно быстрее провести свою фишку по определенному пути. При  этом оказывается, что общий для  каждого участника отрезок пути они могут пройти только по отдельности.

Так же для исследования межличностных отношений используют проективные методики. Проективные  методики представляют собой специальную  технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному  наблюдению или опросу. Термин “проективные”  был впервые использован Л. Френком  в 1939 г. для объединения уже известных  к тому времени, но, казалось бы, таких  чрезвычайно далеких друг от друга  методических приемов, как ассоциативный  тест Юнга, тест Роршаха, ТАТ и других. Выделив некоторые формальные признаки, присущие большинству проективных  методик, Л. Френк попытался дать им классификацию; с некоторыми дополнениями эта классификация принимается  и в настоящее время. Различают  следующие группы проективных методик:

  1. Методики структурирования: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции.
  2. Методики конструирования: MAPS, тест мира и его разнообразные модификации.
  3. Методики интерпретации: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди.
  4. Методики дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга.
  5. Методики катарсиса: психодрама, проективная игра.
  6. Методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения, миокинетическая методика Мира — и — Лопеца.
  7. Методики изучения продуктов творчества: тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома, рисунок пальцем.

Все перечисленные методики, по Л. Френку, объединяет способность  отражать как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости  и целостности функционирования. Эти методики характеризует также  общность формального построения и  сходство в стратегии проективного эксперимента: поведении психолога-исследователя, подборе стимульного материала, постановке диагностических задач. [9]

Формальные характеристики проективных приемов, не давая оснований  для однозначного соотнесения их с какой-то определенной теоретической  схемой, тем не менее обусловливают  особую стратегию исследования’. Прежде всего, это касается поведения экспериментатора и испытуемого: экспериментатор  из нейтрального регистратора ответов  испытуемого должен стать его  партнером, доброжелательным и понимающим собеседником; испытуемый же в такой  ситуации (даже при отсутствии специально поставленной психотерапевтической задачи) переживает своеобразный “катарсис”, Само собой разумеется, успех проективного исследования во многом зависит от личности экспериментатора, его умения расположить к себе испытуемого  и ряда других факторов, возникающих  в подобном общении. [7]

Большинство проективных  методик или проективных “техник”, как их иногда предпочитают называть, не являются, по-видимому, тестами в  узком понимании этого термина. Согласно одному из принятых определений, “психологический тест — это стандартизированный  инструмент, предназначенный для  объективного измерения одного или  более аспектов целостной личности через вербальные или невербальные образцы ответов или другие виды поведения.[17,18]

В настоящее время далеко не все проективные методики и  не в равной степени удовлетворяют  критериям. Так, общепринятым является мнение о недостаточной объективности  проективной техники; при этом ссылаются  на многочисленные наблюдения и эксперименты, доказывающие влияние на тестовые результаты таких факторов, как пол экспериментатора, ситуативные установки и переживания  испытуемого, атмосфера исследования[4]

В настоящее время, когда  идет активная перестройка всех сфер общества, остро ощущается потребность  в людях, владеющих искусством создавать  здоровый психологический климат в  коллективе, доказывающих личным примером свои убеждения, способных аналитически мыслить, умеющих слушать и говорить с людьми. Во многом умения и навыки такого коллективного взаимодействия формируются школой.

Многогранность межличностных  отношений превращает их в объект комплексного изучения: взаимоотношения  между людьми носит избирательный  характер, которые определяются потребностями  человека.

С целью подтверждения  выдвинутой гипотезы и решения поставленных в работе задач было выполнено:

  1. Провели анализ отечественной и зарубежной литературы, освещающей межличностные отношения.
  2. Изучили сущность понятий «отношение», «межличностные отношения», «общение» и их содержательные характеристики
  3. Выявили особенности проявления межличностных отношений в юношеском возрасте
  4. Рассмотрели психологические особенности студенческого возраста
  5. Изучили возможности изучения и коррекции межличностных отношений студентов в социальной работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Рассматривая межличностные  отношения можно сделать вывод, что межличностные отношения  – субъективно переживаемые связи  между людьми, объективно проявляющиеся  в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения  – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием  и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. при этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и объективно существующих связей индивида с другими людьми. В группах  разного уровня развития.  
Межличностные отношения различаются не только количественно, но и качественно. Так, в коллективе они составляют сложную иерархическую структуру, которая развивается по мере включения его в общественно значимую деятельность. Экспериментальное исследование межличностных отношений осуществляется социальной психологией с помощью специальных методик: Социометрия, Референтометрический метод, Методы исследования личности. Чаще всего в практике используется Социометрической метод Дж. Морено.

Общение можно охарактеризовать как сложный, многоплановый процесс  установления и развития контактов  между людьми, порождаемый потребностями  совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку  единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Соответственно в общении различаются  три стороны: коммуникативная, интерактивная  и перцептивная. Где коммуникативная  сторона общения связана с  выявлением информационного процесса между людьми как активными субъектами, т.е. с учетом отношений между  партнерами, их установок, целей, намерений, что приводит не просто к «движению» информации, но к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди. Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы, прежде всего речь, а также оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), пара- и экстралингвистическая системы (интонация, неречевые вкрапления в речь, например, паузы), система организации пространства и времени коммуникации, система «контакта глазами». Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различают ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперацию и конкуренцию. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека, его психологических свойств и особенностей его поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация и рефлексия.

Самой важной психической  составляющей отношения оказывается  мотивационно-эмоциональный компонент, который сигнализирует о валентности  отношения – положительной, отрицательной, противоречивой или безразличной.

Особой проблемой при  изучении взаимозависимостей общения  и отношения является установление соответствия характера и способов выражения отношения; так же влияет социальное значение и система ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бибиографический список:

1. Андреева, Г.М. Социальная  психология [Текст]/ Г.М. Андреева. - М.: Изд-во МГУ 1988.- 432с.

2.Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]/ Б.Г.Ананьев. - Л., Изд-во ЛГУ, 1968.- 339 с.

3. Бодалев, А.А. Восприятие  человека человеком [Текст]/А.А.  Бодалев. -Л., Изд-во ЛГУ, 1965. - 123 с.

4. Божович, Л.И. Проблемы  формирования личности [Текст]/ Л.И.  Божович. – Воронеж: МОДЭК, 1997.

5.Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.В. Морозов. – СПБ., 1999.

6.Выготский, Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. -М., 1983. Т.З. с. 5-314.

7. Игумнов, С. К. Психотерапия  и психокоррекция детей и подростков [Текст] / С.К. Игумнов. – М.,2001.

8.Ковалев, А.Г. Психологические особенности человека, т.2. Способности [Текст]/ А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. Изд.- ЛГУ, 1960.

9.Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст]/А.Г.Ковалев. – М.: Наука, 1970.

10.Коломенский, Я.Л. Человек: психология. -М., Просвещение 1986. -223 с.

11.Кричевский, Р.Л. Психология малой группы [Текст]/ Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубровская. – М,1991.

12. Кулагин, И.Ю. Возрастная  психология: Полный жизненный цикл  развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагин.  – М., 2001.

13.Лазурский, А.Ф. Психология общая и экспериментальная [Текст]/ А.Ф. Лазурский. - Пг. «Земля». 1915. -338 с.

14. Левитов, Н.Д. Психология  характера [Текст]/ Н.Д. Левитов. -М., Просвещение. 1969. - 424 с.

15.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]/ А.Н. Леонтьев. – М.: Наука, 1975.

16. Мерлин, В.С. Очерк теории  темперамента [Текст]/ В.С. Мерлин. –  Пермь: ПГПИ, 1973.

17.Немов, Р.С. Психология  в 3кн. Кн.2 Психология образования  [Текст] / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 483 с.

18.Обозов, Н.Н. Психология межличностного взаимодействия. Дисс...д-ра псих.наук [Текст]/ Н.Н. Обозов . - Л., 1978. -380 с.

19.Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера,2000.

20. Пезешкин, Н.В. Психосоматика  и позитивная психотерапия [Текст] / Н.В. Пезешкин. – М.: Институт  позитивной психологии,2006.

21.Раевский, К.М. Психологические тесты для практических психологов [Текст] / К.М. Раевский. – М.: Высшая школа, 2003. – 563 с.

Информация о работе Сущность понятий «отношение», «межличностные отношения», «общение» и их содержательные характеристики