Сущность понятий «отношение», «межличностные отношения», «общение» и их содержательные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 05:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение теоретических аспектов проблемы межличностных отношений в студенческом коллективе
Объект исследования – межличностные отношения.
Предмет исследования – теоретические аспекты развития межличностных отношений студентов в социальной работе.
Задачи исследования:
Провести анализ отечественной и зарубежной литературы, освещающей межличностные отношения.
Изучить сущность понятий «отношение», «межличностные отношения», «общение» и их содержательные характеристики
Выявить особенности проявления межличностных отношений в юношеском возрасте
Рассмотреть психологические особенности студенческого возраста

Содержание работы

Введение

1.1 Сущность понятий «отношение», «межличностные отношения», «общение» и их содержательные характеристики

1.2 Особенности проявления межличностных отношений в юношеском возрасте

1.3 Психологические особенности студенческого возраста

1.4 Возможности изучения и коррекции межличностных отношений студентов в социальной работе

Вывод

Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсак 1.docx

— 58.24 Кб (Скачать файл)

Период юности рассматривался издавна как период подготовки человека к взрослой жизни, хотя в разные исторические эпохи ему придавался разный социальный статус. Проблема юности волновала  философов и ученых издавна, хотя возрастные границы этого периода были нечетки, а представления о психологических, внутренних критериях юношеского возраста были наивны и не всегда последовательны.

Юность однозначно оценивалась  как этап завершения физического, полового созревания и достижения социальной зрелости и связывалась с взрослением, хотя представления об этом периоде  развивались со временем, и в разных исторических обществах оно было отмечено различными возрастными границами.

И.С. Кон отмечал, что «возрастные  категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический, сколько  социальный статус, общественное положение». Связь возрастных категорий с  социальным статусом сохраняется и  сейчас, когда предполагаемый уровень  развития индивида данного хронологического возраста определяет его общественное положение, характер деятельности, социальные роли. Возраст испытывает на себе влияние  социальной системы, с другой стороны, сам индивид в процессе социализации усваивает, принимает новые и  оставляет старые социальные роли. К.А. Абульханова-Славская, указывая на социальную обусловленность зрелых возрастов, считает, что периодизация жизненного пути личности, начиная  с юности, перестает совпадать  с возрастной и становится личностной. [22]

Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решения задач профессионального  самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются  познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность  строить жизненные планы, общественная активность, утверждается самостоятельность  личности, выбор жизненного пути. В  молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и именно в молодости  завершается профессиональная подготовка, а, следовательно, и студенческая пора.

А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально  работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все  необходимые в выбранной профессии  знания, умения и навыки, развиваются  требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские  способности, инициативность, мужество, находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакций и т.д.). [19]

Студент как человек определенного  возраста и как личность может  характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая  представляет собой единство  психологических процессов, состояний  и свойств личности. Главное в  психологической стороне - психические  свойства (направленность, темперамент,  характер, способности), от которых  зависит протекание психических  процессов, возникновение психических  состояний, проявление психических  образований;

2) с социальной , в которой  воплощаются общественные отношения,  качества, порождаемые принадлежностью  студента к определенной социальной  группе, национальности;

3) с биологической, которая  включает тип высшей нервной  деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты,  физическую силу, телосложение. Эта  сторона в основном предопределена  наследственностью и врожденными  задатками, но в известных пределах  изменяется под влиянием условий  жизни.

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Если подойти к студенту как к  человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Следовательно, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это  период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера  и, что особенно важно, овладения  полным комплексом социальных ролей  взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой  демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии  и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное  формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст  в качестве центрального периода  становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных  достижений. [5]

Время учёбы в колледже совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который  отличается сложностью становления  личностных черт (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.). Характерной чертой нравственного  развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. [15]

Вместе с тем специалисты  в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность  человека к сознательной регуляции  своего поведения в 17-19 лет развита  не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия  своих поступков, в основе которых  могут быть не всегда достойные мотивы. В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв  и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

Юность - пора самоанализа  и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я»  с реальным. Но идеальное «Я» еще  не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне  не оценено самой личностью. Это  объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать  у него внутреннюю неуверенность  в себе и сопровождается иногда внешней  агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.

Изучением студенчества как  социальной группы занималась лаборатория  социологических исследований ЛГУ  под руководством В.Т. Лисовского. Студенчество объединяет молодых людей, занимающихся одним видом деятельности - учением, направленным на специальное образование, имеющих единые цели и мотивы, примерно одного возраста (18-25 лет) с единым образовательным  уровнем, период существования которых ограничен временем (в среднем 5 лет). Его отличительными чертами являются: характер их труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятельности, а также в самостоятельном «добывании» знаний; его основные социальные роли и принадлежность к большой социальной группе - молодежи в качестве ее передовой и многочисленной части. [16]

Специфичность студенчества как социальной группы заключается  в одинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли в  общественной организации труда  и частичном участии в производительном и непроизводительном труде. Как  специфическая социальная группа она  характеризуется особыми условиями  жизни, труда и быта; социальным поведением и системой ценностных ориентации. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями  и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным  преобразованиям

Таким образом, изучение психологических  особенностей студенческого возраста становится очень важным и необходимым  явлением в современной психологии высшей школы.

1.4. Возможности  изучения и коррекции межличностных  отношений студентов в социальной  работе.

 

Социометрические методы - в узком смысле методы исследования структуры межличностных отношений  в малой социальной группе путем  изучения выборов, сделанных членами  группы по тем или иным социометрическим критериям. Социометрические методы были предложены в 30-х гг. Дж. Морено в  рамках развиваемой им теории социометрии. В последствии, отделившись от теории, cоциометрические методы стали использоваться в качестве независимых методов. Включают специальные процедуры сбора первичной информации о выборах членов группы (прежде всего социометрический опрос), способы представления (социограмма, социоматрица) и анализа этой информации. Дальнейшее развитие cоциометрических методов шло в разных направлениях. Во-первых, на основании многочисленных экспериментов уточнялась интерпретация результатов, полученных с помощью cоциометрических методов, определялись границы их применимости. Во-вторых, создавались различные модификации процедуры сбора данных, позволяющие расширить класс отношений, изучаемых с помощью cоциометрических методов, и способы получения информации об этих отношениях. В частности, новые методы позволяют изучать не только эмоциональные межличностные, но и другие отношения между членами группы, а способы получения информации включают все основные способы сбора данных, используемых в социологии (опрос, наблюдение, анализ документов и текстов). К таким модификациям относится, например, " референтометрия ", позволяющая выделять референтные группы, т.е. определять для каждого респондента тех членов группы, мнение которых его в наибольшей степени интересует. Другой пример методика "выбора в действии", суть которой заключается в том, что исследователь получает информацию о выборах членов группы путем наблюдения в реальной или специально сконструированной им экспериментальной ситуации В-третьих, совершенствовались способы анализа социометрических данных, в частности использовались методы теории графов для конструирования и расчета социометрических индексов, матричные методы выделения подгруппы и т.п. В-четвертых, расширялся класс объектов, отношения которых изучались с помощью социометрических методов. Развитие социометрических методов в указанных направлениях привело к формированию более широкого определения их назначения. Под социометрическим методом в широком смысле понимаются методы исследования структуры отношений между социальными объектами. Из этого определения вытекает и основное ограничение области использования социометрических методов: исследуемые социальные объекты (будь это малая группа, предприятие или организация) представляют собой некоторую систему, изучение которой отнюдь не исчерпывается описанием структуры отношений между ее элементами. В частности, очевидно, что невозможно получить более или менее полное представление о коллективе и вообще о любой малой группе, исследуя лишь структуру межличностных отношений.[18,27]

Методики косвенной оценки межличностных отношений. Методические приемы исследования межличностных  отношений основаны на выявленных в  социальной психологии закономерностях  влияния эмоционального отношения  главным образом на невербальное поведение, паралингвистические параметры.

Наиболее известны методики, основанные на закономерностях проксемического  поведения людей. Главная их предпосылка  в том, что выбор субъектом  положения в пространстве относительно другого лица или группы лиц зависит  от его межличностных отношений - положительное эмоциональное отношение  проявляется в выборе более близкого расстояния. Кроме методических приемов, основанных на закономерностях проксемического  поведения, создаются процедуры  исследования межличностных отношений  на основе особенностей паралингвистических  компонентов речи, такесики и контакта глаз. Было показано, что именно контакт  глаз позволяет судить о начале интеракции; увеличение времени обоюдного контакта глаз говорит о более теплых отношениях между партнерами. Главный недостаток методик косвенной оценки межличностных  отношений в их неразработанности, в том, что они дают сравнительно узкую информацию. Практически методы диагностики (например, основанные на проксемических феноменах) очень близки к методическим приемам исследования самих феноменов. Однако такой принцип оценки межличностных отношений нам кажется весьма перспективным.[27]

Методики наблюдения и  экспертной оценки интерпретации. Ситуационный тест. В социальной психологии достаточно часто используются методики исследования межличностных отношений, в которых  акцент делается на объективное и  обширное описание интеракции, которое  впоследствии интерпретируется, исходя из определенных теоретических воззрений. В отличие от предыдущего класса методик здесь исследователь  имеет дело с менее однозначным  и менее контекстуальным психологическим  материалом; его интерпретация более  интегративна, более зависима от психологической  теории, на которую опирается исследователь. Содержание схемы наблюдения зависит  от теоретической ориентации психолога  и специфики решаемых прикладных задач. Все же в своем большинстве  исходной точкой отсчета служат ситуативные  детерминанты поведения, гештальты  транзакций. [22]

Формально процедуры регистрации  поведения отличаются друг от друга  по целому ряду параметров: регистрирование  дискретных реакций - регистрирование  реакций определенных общих категорий; постоянное регистрирование поведения - выборочное; регистрирование поведения  в изоляции - регистрирование реакций  в контексте предыдущих или последующих  событий.

Информация о работе Сущность понятий «отношение», «межличностные отношения», «общение» и их содержательные характеристики