Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 05:32, курсовая работа
Цель исследования: рассмотрение теоретических аспектов проблемы межличностных отношений в студенческом коллективе
Объект исследования – межличностные отношения.
Предмет исследования – теоретические аспекты развития межличностных отношений студентов в социальной работе.
Задачи исследования:
Провести анализ отечественной и зарубежной литературы, освещающей межличностные отношения.
Изучить сущность понятий «отношение», «межличностные отношения», «общение» и их содержательные характеристики
Выявить особенности проявления межличностных отношений в юношеском возрасте
Рассмотреть психологические особенности студенческого возраста
Введение
1.1 Сущность понятий «отношение», «межличностные отношения», «общение» и их содержательные характеристики
1.2 Особенности проявления межличностных отношений в юношеском возрасте
1.3 Психологические особенности студенческого возраста
1.4 Возможности изучения и коррекции межличностных отношений студентов в социальной работе
Вывод
Библиографический список
Период юности рассматривался издавна как период подготовки человека к взрослой жизни, хотя в разные исторические эпохи ему придавался разный социальный статус. Проблема юности волновала философов и ученых издавна, хотя возрастные границы этого периода были нечетки, а представления о психологических, внутренних критериях юношеского возраста были наивны и не всегда последовательны.
Юность однозначно оценивалась как этап завершения физического, полового созревания и достижения социальной зрелости и связывалась с взрослением, хотя представления об этом периоде развивались со временем, и в разных исторических обществах оно было отмечено различными возрастными границами.
И.С. Кон отмечал, что «возрастные категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический, сколько социальный статус, общественное положение». Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и сейчас, когда предполагаемый уровень развития индивида данного хронологического возраста определяет его общественное положение, характер деятельности, социальные роли. Возраст испытывает на себе влияние социальной системы, с другой стороны, сам индивид в процессе социализации усваивает, принимает новые и оставляет старые социальные роли. К.А. Абульханова-Славская, указывая на социальную обусловленность зрелых возрастов, считает, что периодизация жизненного пути личности, начиная с юности, перестает совпадать с возрастной и становится личностной. [22]
Психологическое содержание
юности связано с развитием
А.В. Толстых подчеркивает,
что в молодости человек
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
1) с психологической, которая
представляет собой единство
психологических процессов,
2) с социальной , в которой
воплощаются общественные
3) с биологической, которая
включает тип высшей нервной
деятельности, строение анализаторов,
безусловные рефлексы, инстинкты,
физическую силу, телосложение. Эта
сторона в основном
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Следовательно, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.
Если же изучить студента
как личность, то возраст 18-20 лет - это
период наиболее активного развития
нравственных и эстетических чувств,
становления и стабилизации характера
и, что особенно важно, овладения
полным комплексом социальных ролей
взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых
и др.С этим периодом связано начало
«экономической активности», под которой
демографы понимают включение человека
в самостоятельную
Время учёбы в колледже совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.). Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. [15]
Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.
Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.
Изучением студенчества как социальной группы занималась лаборатория социологических исследований ЛГУ под руководством В.Т. Лисовского. Студенчество объединяет молодых людей, занимающихся одним видом деятельности - учением, направленным на специальное образование, имеющих единые цели и мотивы, примерно одного возраста (18-25 лет) с единым образовательным уровнем, период существования которых ограничен временем (в среднем 5 лет). Его отличительными чертами являются: характер их труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятельности, а также в самостоятельном «добывании» знаний; его основные социальные роли и принадлежность к большой социальной группе - молодежи в качестве ее передовой и многочисленной части. [16]
Специфичность студенчества
как социальной группы заключается
в одинаковом отношении ко всем общественным
формам собственности, его роли в
общественной организации труда
и частичном участии в
Таким образом, изучение психологических особенностей студенческого возраста становится очень важным и необходимым явлением в современной психологии высшей школы.
1.4. Возможности
изучения и коррекции
Социометрические методы
- в узком смысле методы исследования
структуры межличностных
Методики косвенной оценки межличностных отношений. Методические приемы исследования межличностных отношений основаны на выявленных в социальной психологии закономерностях влияния эмоционального отношения главным образом на невербальное поведение, паралингвистические параметры.
Наиболее известны методики,
основанные на закономерностях
Методики наблюдения и
экспертной оценки интерпретации. Ситуационный
тест. В социальной психологии достаточно
часто используются методики исследования
межличностных отношений, в которых
акцент делается на объективное и
обширное описание интеракции, которое
впоследствии интерпретируется, исходя
из определенных теоретических воззрений.
В отличие от предыдущего класса
методик здесь исследователь
имеет дело с менее однозначным
и менее контекстуальным
Формально процедуры регистрации поведения отличаются друг от друга по целому ряду параметров: регистрирование дискретных реакций - регистрирование реакций определенных общих категорий; постоянное регистрирование поведения - выборочное; регистрирование поведения в изоляции - регистрирование реакций в контексте предыдущих или последующих событий.