Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:17, курсовая работа
Целью данной работы является определение значимости нестандартных форм обучения в начальной школе.
Задачи: 1. Провести историко-педагогический анализ изучения нестандартных форм обучения;
2. Выявить особенности нетрадиционных форм обучения в начальной школе;
3. Разработать методику организации и проведения нетрадиционных уроков технологии в современной начальной школе.
Учащиеся. Подробное распределение обязанностей допускается в старших классах при проведении таких нетрадиционных уроков, как конференция, семинар, «учащийся в роли учителя», защита оценки (проекта, идеи) и т. д. При этом учащиеся могут провести целиком урок вместо учителя, который является их помощником и консультантом.
Разработка сценария урока. Придумывание сценария, пожалуй, самый ответственный и трудный этап при подготовке нетрадиционного урока. Его могут писать
- учитель (группа учителей);
- учитель совместно с группой учащихся.
Возможно, основная работа по созданию сценария ляжет на плечи наиболее активных, творчески мыслящих, талантливых учеников. Сценарий должен отражать следующие моменты:
- подробный план урока (с указанием целей урока);
- инструкции по проведению каждого этапа урока;
- список ролей участников
(роли сразу распределяются
- подборку заданий, вопросов, упражнений, задач и т. п. с решениями и критерии их оценки;
- критерии оценки деятельности учащихся;
- вопросы для анализа урока.
Подбор заданий. Подбор заданий для нетрадиционного урока может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Необходимо установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям математического содержания:
Задания должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и т. д.; по способу решения или неожиданному результату); они должны развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность и т. д.
Задания должны отличаться уровнем сложности (для одного урока), иметь несколько способов решения (и ответов). Задачи следует подбирать интересные, поучительные, имеющие практическую значимость и межпредметное содержание.
Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала.
При повторении, когда есть возможность существенно разнообразить список задач, полезно давать учащимся задания «найди ошибку» или задачи, провоцирующие ошибку.
Решения задач по возможности должны быть просты, доступны и легко осуществимы основной массой учащихся.
Существует разнообразная литература, откуда можно подбирать соответствующие задания. Некоторые типы заданий, которые могут быть включены в подборку: ребусы, головоломки, кроссворды, задачи на разрезание и перегибание фигур, упражнения с куском бумаги, со спичками, задачи, решаемые «от конца к началу» и другие. Помимо заданий можно использовать игры и создавать на уроке игровые ситуации.
При разных формах учебной работы на уроке структура карточек с заданиями может быть различна.
Методика оценки на уроке. Критерии оценки работы учащихся разрабатываются учителем заранее и объявляются последним до или в начале урока. Оцениваться могут все ученики или только некоторые из них (это зависит от активности на уроке, целей урока, специфики выбранной нетрадиционной формы).
Критерии оценки могут быть различны при разных видах работы, формах учебной работы.
Групповая работа оценивается по-разному: может оцениваться каждый член группы, работа всей группы, (учащиеся получают одинаковые оценки) или же на группу «выделяется» определенное число «5», «4», «3», и ученики сами «распределяют» их между собой.
Итоговая оценка обычно складывается из оценки за работу на подготовительном этапе и оценки, «заработанной» непосредственно на уроке.
Анализ. Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ - это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:
Проводить анализ урока можно в разных формах: устно «солнышко», т.е. когда учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т. д.; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (например, в форме анкетирования).
Анализ урока можно проводить сразу после урока, либо некоторое время спустя, чтобы проверить: что осталось в памяти; при желании можно проводить двойной анализ (в разное время).
Анализ нетрадиционного урока должен происходить как на уровне класса, так и на педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие учителя.
Приложение А
Разработка и проведение урока-игры
План проведения урока- игры «Кроссворд»
Класс: 4 класс
Тема занятия: составлении кроссворда.
Цель занятия: проверить и закрепить знания учащихся.
Оборудование: линейка, карандаш, бумага.
Время: 90 мин.
Организация учащихся: Ввод учащихся в класс.
Сообщение правил игры: Перед началом игры учащиеся разбиваются на команды. Задача каждой команды заключается в следующем: за определенное время составить кроссворд на тему «Инструмент для обработки древесины». Победителями считается та команда, которая за выделенной время придумает наибольшее количество слов.
Проведение урока-игры: Учащиеся командами составляют кроссворд. Учитель по ходу урока подходит к каждой команде и смотрит, что у них получается.
Учитель предлагает учащимся наводящие вопросы:
- Инструмент для строгания? (рубанок)
- Инструмент для изготовления пазов, канавок? (стамеска)
- Инструмент для сверления отверстий? (коловорот)
Подведение итогов урока-игры: Учитель проверяет работы. Команды разгадывают кроссворды друг друга. Выявляется команда победитель.
Приложение Б
Разработка и проведение урока-конкурса
План проведения урока- конкурса по теме: «Радиоэлектроника»
Класс: 4 класс
Тема занятия: проведение конкурса
Цель занятия: проверить и закрепить знания учащихся, формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.
Время: 90 мин.
Организация учащихся: Ввод учащихся в класс.
Сообщение правил игры:
За две недели до урока учащимся было дано задание: разбиться на группы (команды) (по интересам, личной симпатии, классной дружбе, по желанию и т.д.) по 3-4 человек (всего 3 команды) и выбрать в каждой команде капитана, который будет руководить, и подготовиться к конкурсам:
а) «Загадка»;
б) «Кроссворд»;
Выбираются жюри, в
которое могут входить
Каждый конкурс оценивается по 5-ти бальной системе, побеждает команда, набравшая наибольшее кол-во баллов в сумме
Проведение конкурса «Загадка»: Команды по очереди задают вопросы по теме «Радиоэлектроника», которые они подготовили заранее. Другие команды отвечают на эти вопросы, а затем задают свои. После производится подсчет ответов (верных и неверных).
Примеры вопросов:
- Носитель звуковой информации? (аудиокассета)
- Прибор для воспроизведения звука? (магнитофон)
- Устройство для записи звука? (микрофон)
Проведение конкурса «Кроссворд»: За определенное время командам предлагается разгадать кроссворд составленный предварительно учителем. Победителем считается команда первой разгадавшая кроссворд, либо угадавшая наибольшее количество слов.
Заключение
Курсовая работа состоит из введения, 4-х вопросов, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В первых трех вопросах рассмотрели сущность, понятия, особенности нетрадиционных форм обучения на уроках, роль нетрадиционного обучения в образовании, значение нестандартных уроков в формировании личности младших школьников.
Использование нетрадиционных форм занятий по технологии создает благоприятные условия для:
- организации коллективной работы учащихся разных возрастных групп и классов;
- расширения кругозора школьников за счет привлечения их к изучению дополнительного материала из разнообразных источников;
- организации культурного досуга учащихся, их родителей и сотрудников школы;
- привлечения к учебному процессу родителей;
расширения учебной зоны;
- реализации межпредметных и внутрипредметных связей;
- формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;
- мотивации подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной деятельности;
- повышения интереса школьников к учению.
Такие формы проведения
занятий «снимают»
Четвертый вопрос является методической частью курсовой работы. В ней разрабатывается методика нетрадиционных форм обучения учащихся младшей школы.
Из этого следует, что, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
В результате проведенного исследования по проблеме использования нетрадиционных форм обучения на уроках технологии автором были сделаны следующие выводы:
- учащимся интересны такие уроки. Они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как боязнь плохих отметок, закомплексованность;
- подобные уроки вносят в школьные будни разнообразие, создают в классе атмосферу праздника, приподнятое настроение. Учащимся нравятся эти нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят, приближая учебу к жизненным ситуациям.
Таким образом, актуальность темы исследования, ее практическая и теоретическая значимость в современной системе образования способствовали решению ряда задач, поставленных в начале исследования.
Список литературы
1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учеб. пособие / В.Г. Асеев. – Иркутск: ИГПИ, 2000 - 215с.
2. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы // Психологическое обозрение.¾ 1999 ¾ № 2(3) - 13 c.
3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа.¾ 1998.¾ № 4. – 56 c.
4. Бабинский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983 - 185c.
5. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997 – 90 c.
6. Выготский Л.С. “Мышление и речь” - М: Лабиринт 1996 - 67 с.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. М.,2000 - 72 c.
7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю. Основы профессионального мастерства. М., 2001 - 98 c.
8. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 2001 N 2 - 55 c.
9. Григорьев В.М.. Роль игры в оформлении личности школьника. // Советская педагогика. №9, 1982 - 78 c.
10. Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках // Начальная школа.¾ 1997.¾ № 6 – 98 c.
11. Гурьянова М.П. Школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов. – Мн.: Амалфея, 2000 – 448с
12. Зак А.З. “Развитие умственных способностей младших школьников” - М: Просвещение 1994 - 77 c.
13. В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. Воспитание дисциплинированности у подростков, М., 1960 - 183 c.
14. Кульневич С., Лакоценина Т. Нетрадиционные уроки в начальной школе учитель 2004 – 245 c.
15. Лецких Л.А. Развивающий канон в системе
Эльконина-Давыдова-Репкина//
16. Макарьев И.И. Если ваш ребенок – левша. С. – Пб., 1995 - 212 c.
17. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск: Издательство БГПУ им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000 – 235с.
18. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Т.С. Назарова // Педагогика. – 1997. – № 3 – 23c.
19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос, 1994 - 12 c.
Информация о работе Сущность, понятия, особенности нетрадиционных форм обучения на уроках