Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:17, курсовая работа
Целью данной работы является определение значимости нестандартных форм обучения в начальной школе.
Задачи: 1. Провести историко-педагогический анализ изучения нестандартных форм обучения;
2. Выявить особенности нетрадиционных форм обучения в начальной школе;
3. Разработать методику организации и проведения нетрадиционных уроков технологии в современной начальной школе.
Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления, элементов эвристического мышления. Вот что писал по этому поводу К.Д.Ушинский: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные».[30]
Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку как творческую задачу.[2]
Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем знаний важное условие успешности учебного процесса. Однако известно, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала кроссворды. Работать с ними можно с первого класса.
Первоначально, вводя кроссворды в свою практику, следует объяснить учащимся, как их нужно решать. Лучше всего сделать это сначала совместно со школьниками, а затем постепенно предоставлять ребятам большую самостоятельность.
Можно использовать кроссворды в виде кармашков, лицевая часть которых представляет собой трафарет с прорезями вместо букв, а на изнаночной стороне напечатаны задания для решения. Внутри кармашка вложен чистый листок с фамилией ученика. Такой кармашек позволяет многократно использовать одну и ту же сетку-решетку кроссворда для индивидуальной работы.
Тематические кроссворды можно использовать как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися.[11]
4. Методика
организации и проведения
Подготовка любой
Термин «нетрадиционная форма урока» включает в себя нетрадиционные:
-подготовку и проведение урока;
-структуру урока;
-взаимоотношения и
распределение ролей и
-подбор и критерии оценки учебных материалов;
-методику оценки деятельности учащихся;
-анализ урока.
Возможности нетрадиционной формы урока
Существуют несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к труду и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предлагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.
Немаловажно, что все
участники нетрадиционного
Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Эта попытка повышения эффективности обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.
Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы; с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
Подготовка и проведение урока в нетрадиционной форме.
Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:
1. Замысел.
2. Организация.
3. Проведение.
4. Анализ.
Замысел. Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:
- определение временных рамок;
- определение темы урока;
- определение типа урока;
- выбор класса;
- выбор нетрадиционной формы урока;
- выбор форм учебной работы.
Определение временных рамок. На этом этапе следует определить:
- время проведения нетрадиционного урока;
- время подготовки.
Во-первых, будет ли это отдельный урок (45 минут), спаренный (1,5 часа). Или, возможно, это будет серия уроков, проходящих в течение нескольких дней.
Во-вторых, время подготовки может занимать от нескольких дней до месяца. Это зависит от:
-выбранной формы;
-целей урока;
-умелого распределения обязанностей между учителем и учащимися.
Например. На подготовку таких нетрадиционных уроков, как семинар, урок – консультация, защита оценки, лекция парадокс уходит несколько дней, а на разработку ролевой игры или интегрированного урока – месяц. Для большинства нетрадиционных форм урока среднее время подготовки - от двух недель до месяца.
Если цель урока – проверить знания и умения учащихся в решении задач по пройденной теме, то основные усилия будут направлены на подборку соответствующих задач и упражнений, что занимает относительно немного времени. А если цель урока расширить представления школьников по изученной теме, показать связь математики с разными областями человеческих знаний, то много времени уходит на поиск и анализ необходимого материала, в частности, на работу с дополнительной литературой.
Определение темы урока. Выбор учителя не ограничен. Это может быть введение в новую учебную тему, обзорная, «промежуточная», обобщения и систематизации знаний, применение знаний и умений, проверки и коррекции знаний и умений или одна из основных тем курса. Однако для начала необходимо определить: выгодно ли тратить достаточно много сил и времени на подготовку нетрадиционного урока по теме, носящей прикладной характер, не имеющей особой практической ценности и не играющей большой роли при изучении курса.
Определение типа урока. Нетрадиционные формы применимы ко всем типам урока. Более интересной является проблема влияния типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы. Для успешного решения этой проблемы надо иметь определенный опыт работы с разными нетрадиционными формами урока. Приведу несколько примеров, вынесенных из собственного опыта: урок закрепления и совершенствования знаний можно провести в форме игры (соревнования), урок контроля за знаниями - как защиту оценки, зачет - практикум, а урок повторения и систематизации знаний - как аукцион знаний, путешествие в предмет, интегрированный урок.
Можно привести следующие типы уроков:
- Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.
- Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.
- Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок – блок, урок – «дублер начинает действовать» и т. д.
- Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.
- Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д.
- Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно – культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т. д.
- Уроки, опирающиеся на фантазию: урок – сказка, урок – сюрприз и т. д.
Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн - ринг», диспут и т. д.
Интегрированные уроки. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция – парадокс, парный опрос, экспресс – опрос, урок – защита оценки, урок – консультация, урок – практикум, урок – семинар и т. д.
В качестве примеров другого подхода к типу уроков по форме их проведения можно привести такие блоки однотипных уроков:
- Уроки творчества: урок изобретательства, урок - выставка, урок - сочинения, урок - творческий отчет и т. д.
- Уроки, созвучные с общественными тентенциями: урок - общественный смотр знаний, урок - диспут, урок - диалог и т. д.
- Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т. д.
- Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок - бенефист, урок – исторический обзор, урок - портрет и т. д.
- Театрализованные уроки: урок - спектакль, урок воспоминаний, урок - суд, урок - аукцион и т. д.
- Игровые уроки: урок - деловая игра, урок - ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок - соревнование, урок - путешествие и т. д.
- Вспомогательные уроки: урок - тест, урок для родителей, урок - консультация и т. д.
Выбор класса. Выбор класса, в котором будет проведен нетрадиционный урок, определяется его способностями: профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др. В одном классе учителю легче и интереснее работать, реализуя собственные возможности, апробируя новые идеи и задумки, творчески подходя к своему труду. В таком классе можно проводить уроки в любой нетрадиционной форме.
В другом классе использование нетрадиционных форм урока не только будет способствовать поднятию у учащихся интереса к предмету, но и позволит учителю успешно решать ряд учебных и воспитательных задач.
Выбор формы урока. Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:
- специфика предмета и класса,
- характеристика темы (материала),
- возрастные особенности учащихся.
На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип урока, выбрать класс, в котором он пройдет, а затем, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму.
Выбор форм учебной работы. При выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать два главных фактора:
- особенности и возможности выбранной формы урока;
- характеристики класса (в том числе, какие формы учебной работы - индивидуальная, коллективная, фронтальная - и как часто применялись в данном классе).
На многих нетрадиционных уроках целесообразно использовать коллективные формы работы (в частности, групповую и ролевую), которыми школьники особенно не избалованы. Они имеют определенные преимущества перед индивидуальной и фронтальной формами и решают не только учебные, но и воспитательные задачи урока.
Организация. Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:
- распределение обязанностей (между учителем и учащимися);
- написание сценария урока (с указанием конкретных целей);
- подпор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;
- разработка критериев оценки деятельности учащихся.
Распределение обязанностей. В разработке и подготовке нетрадиционного урока могут принимать участие:
1. Учитель (группа учителей). Он пишет сценарий урока, подбирает задания, критерии оценки знаний и деятельности учащимися; распределяет роли между учащимися и т. д.
2. Учитель и группа учащихся. Ту же работу, что и в первом случае, выполняют и немногочисленная группа учеников, состав которой определяется, как правило, учителем в зависимости от целей и выбранной формы урока, и индивидуальных особенностей учащихся.
3. Учитель и класс. В этом случае к уроку готовится весь класс. Заранее объявляется тема урока, распределяются роли и задания между учащимися. Подготовка может идти как индивидуальная, так и групповая в зависимости от того, какую форму учебной работы предполагает предстоящий урок. В первом случае учитель дает каждому ученику индивидуальное задание, осуществляя, таким образом, дифференциальный подход в обучении. Отдельные учащиеся могут получить, например, задания: подготовить выступление по теме, демонстрацию опытов и т. п. При групповой подготовке целесообразно давать группам разные задания: для учащихся одноуровневой группы - задания одинаковой сложности, для учащихся разноуровневой группы задания подбирает сам учитель (дифференцированно).
Информация о работе Сущность, понятия, особенности нетрадиционных форм обучения на уроках