Содержание
Введение
Образование в современном мире
переживает бурный период переосмысления
подходов и концепций, отказ от некоторых
устоявшихся традиций и стереотипов. Технологизация
учебно-воспитательного процесса и рыночные
отношения в сфере педагогического труда
дают повод исследователям деятельности
учителя считать, что воспитательный труд
в общем виде отличается от других видов
труда только спецификой. Он также имеет
свой продукт, свои технологии и их рыночную
стоимость. Значит, на рынок труда учитель
должен «выставлять» не только свой высокий
профессионализм, но и доскональное знание
педагогических технологий. Овладение
ими в совершенстве становится приоритетным
при освоении педагогической профессией
в любом высшем учебном заведении.
В современной педагогике существует
множество технологий обучения. Каждая
из них имеет какие-то особенности, отличия,
но все они похожи в одном: каждая технология
в своей основе содержит определенную
педагогическую концепцию. Именно концепция
определяет направленность, структурные
составляющие и предполагаемый результат
педагогического процесса. Обстоятельный
анализ проведенных историко-педагогических
исследований позволяет констатировать,
что педагогическая технология выступала
предметом дискуссий и научных споров
в течение многих столетий. Ни один выдающийся
педагог не мог обойти эту проблему. Можно
и нужно каждого учителя научить пользоваться
педагогическим инструментарием, утверждал
Я.А. Коменский, только при этом условии
его работа будет высокорезультативной,
а место учителя самым лучшим местом под
солнцем. Школа мастерская, она живая типография,
которая печатает людей. Учитель в учебном
процессе пользуется такими же средствами
для воспитания, обучения юношей, какими
пользуются типографские работники, создавая
книгу. Изучение основных педагогических
концепций в процессе получения высшего
педагогического образования необходимо,
так как по окончании ВУЗа, придя работать
в школу, каждый сам определяет свой стиль
преподавания, в основу которого ляжет
более понятная, близкая по суждениям
педагогическая концепция.
Цель исследования - раскрыть сущность
понятия «педагогическая технология».
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать понятие
дебаты как «педагогическая технология».
2. Рассмотреть историю становления
и развития «педагогической технологии».
3. Выявить основные параметры
классификации «педагогических
технологий».
4. Выделить основные признаки
педагогических технологий.
Актуальность работы состоит в том, что
дебаты как педагогические технологии
в настоящее время находятся на этапе
развития и объединения в единую научную
дисциплину, поэтому вопрос о раскрытии
сущности дебатов как педагогической
технологи, определении ее основных признаков
и элементов является для нас интересным.
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
1.1 Сущность понятия «педагогическая
технология»
Педагогическая технология
– это научно обоснованный
выбор характера воздействия
в процессе организуемого учителем
взаимообщения с детьми, производимый
в целях максимального развития
личности как субъекта окружающей
действительности. Педагогическая
технология есть некоторая проекция
теории и методики
воспитания на практику
воспитания, сфокусированный
в одной точке, краткой по
времени, едва уловимой по способам,
индивидуализированной в
силу широчайшего
многообразия персональных
особенностей личности учителя и ученика.
Слово
“технология” применительно к
воспитанию вошло в лексикон педагогической
науки тогда, когда внимание
специалистов обратилось к искусству воздействия
на личность ребенка. В энциклопедическом
словаре дается такое
определение технологии: “ …Задача
технологии как науки – выполнение физических,
химических, механических и
др. закономерностей с целью определения
и использования на практике
наиболее эффективных экономических
производственных процессов ”.
Между тем
это слово, пришедшее к нам
от греков, если судить по
составляющим его
корням, было рассчитано
на более универсальное использование
технос – искусство, мастерство, логос
– учение.
Педагогическая
технология выявляет систему
профессионально значимых умений педагогов
по организации воздействия
на воспитанника, предлагает способ
осмысления технологичности педагогической
деятельности.
1.2 Историческое начало
педагогической технологии.
Когда педагог строит воздействие
на ребенка, он должен учитывать
множество параметров: эмоционально-психологическое
состояние, общий уровень культурного
и возрастного развития, сформированность
отношений, духовное и интеллектуальное
развитие и др. В итоге
на основе внешних проявлений
формируется первоначальное представление
о личности ребенка, которое
во многом определяет характер педагогического
воздействия.
Внешняя выразительность
как источник познания личности
интересовала ученых и философов с древних
времен. Такие, как Гиппократ (1У в. до
н.э.), Аристотель (1У в. до н.э.) предлагали
использовать мимику и пластику
для пределения темперамента. Диалоги
великого философа Сократа с
учениками содержат множество примеров
искусного прикосновения к личности,
когда ему удастся не только
повлиять на отношения своих
собеседников, но и стимулировать
работу мысли, включая их в дискуссию,
научить производить самокоррекцию.
Чешский
мыслитель-гуманист Я.Коменский
тоже занимался проблемой прикосновения
к личности ученика: “ Можно и нужно
каждого учителя научить пользоваться
педагогическим инструментарием,
только тогда его работа
будет высоко результативной, а
место учителя самым лучшим
местом под солнцем “.
Идеи воспитания,
высказанные в античности, в средневековье,
получили
свое дальнейшее развитие в
трудах педагогов более позднего периода.
Основоположник
педагогики в России К.Д. Ушинский
разработал теорию педагогики,
использовал законы философии, истории,
анатомии, физиологии и др. наук.
Шацкий
С.Т., Используя влияние среды
на воспитанника, расширил горизонты
педагогической технологии, хотя и не
пользовался этим термином.
Рассуждая о специфике школьных
занятий, Шацкий С.Т. отмечал
необходимость совершенствования и повышения
их воспитательного значения путем
“наполнения ценностью” любой деятельности,
организуемой на уроке.
А.С. Макаренко
в своих работах уже свободно
использовал термин
“педагогическая техника”
и использовал понятие “педагогическая
технология”. В деле воспитания, как он
замечал, сохраняется период, при
котором успех зависит только от мастерства
и энтузиазма педагога: “ Воспитательное
дело есть дело кустарное, а
из кустарных производств –
самое отсталое” (“Педагогические
сочинения”, т.3).
В.А. Сухомлинский
делал ставку на “индивидуальное
своеобразие каждой личности”. Всякое
воздействие на личность, должно
развивать ее, поэтому педагогу
надо избегать наказания детей,
школа и унижение ребенка
несовместимы.
В 60-е годы
педагогическая технология обретает
статус официального существования.
Особый вклад в изучение педагогической
технологии внесли Коротков В.М.,
Лихачев Б.Т. С точки зрения
педагогической технологии, принципиальные
положения эти ученые сформировали
в общих правилах применения
метода педагогического воздействия:
1) сочетание требований
с уважением к детям;
2) разумность и подготовленность
всякого педагогического воздействия;
3) доведение этого воздействия
до конца.
Дальнейшее
развитие педагогической
технологии связано
с
определением компонентов педагогического
мастерства. Учебное пособие по
теории и методике коммунистического
воспитания указывает на компоненты
педагогического мастерства:
1) психолого-педагогическую
эрудицию;
2) профессиональные
способности;
3) педагогическую технику.
Педагогическая техника
понимается здесь как “разнообразные
приемы личного воздействия
учителя на школьников”.
Воспитание как явление можно
рассматривать с разных точек
зрения: социальной, профессиональной,
методической и т.д. Социальная
позиция ставит комплекс ценностей,
которые необходимо передать
ребенку. Для этого требуется
специальная подготовка учителя, чтобы
он мог оперировать этими ценностями,
чтобы он сам был их носителем.
Методический взгляд на воспитание-
приобщение воспитанника к
Культуре. Профессиональный
подход рассмотрения этой проблемы
говорит о теоретически возможной
модели педагога на основе его личных
качеств, а также знаний, умений
и навыков.
При использование
термина “технология” практически
все педагоги
отмечают сложность
педагогического порядка. Сегодня
в педагогике и педагогической
литературе широко используется
термины “педагогическая техника”
и “педагогическая технология”.
1.3 Современные педагогические
технологии
Педагогическая технология как
система научного знания
должна
оптимизировать и
обеспечить воспитательный процесс.
Воспитание- это объективный процесс,
который совершается в обществе независимо
от воли и желания педагога. Развитие
личности не прекращается ни на минуту.
Задача педагога заключается в том,
чтобы направить воспитательный
процесс в сторону “восхождения”
ребенка к человеческой культуре,
способствовать самостоятельному освоению
опыта и культуры, выработанных
человечеством за многие
тысячелетия. “Если воспитание-
постоянное восхождение к культуре
и повседневное воссоздание культуры
во всех жизненных актах, то назначением
воспитания является формирование
личности, которая бы
приобрела в процессе
развития способность самостоятельно
строить свой вариант жизни,
достойный Человека. Очевидно,
что ознакомление с
различными вариантами жизненного
устройства не исчерпывает проблему
воспитания. Таким образом:
- развитие ребенка
происходит тогда, когда он
сам, проявляя активность,
взаимодействует с миром;
- характер
этой активности определяется
субъективно свободным
отношением личности;
- педагогическое
влияние должно ориентировать
воспитанника на
определённое отношение к социальным
ценностям;
- взаимодействие
педагога и весь процесс взаимодействия
с ребенком должен производиться
на уровне современной культуры
и в соответствии
с целью воспитания.
Взаимодействие
педагога и учащихся в высоком
значении этого слова предполагает
нечто большее, чем взаимное влияние
друг на друга. Для
осуществления взаимодействия
необходимо принятие собеседниками
друг
друга как равноправных
субъектов этого общения, что
на практике в
системе “учитель-
ученик” встречается не так
часто. Педагогическое
воздействие, выступающее
как короткий миг общения
или продолжительное влияние,
обеспечивает реализацию функций
в соответствии с воспитательной
целью. При анализе
педагогического воздействия следует
исходить из его назначения
как начального момента взаимодействия
учителя с учеником.
Иными словами,
основное назначение педагогического
воздействия заключается в
переводе ученика на позицию
субъекта, отдающего себе отчет
в собственной жизни.
Реализация этих
функций педагогического воздействия
обеспечивается педагогической
технологией, которая научно обосновывает
профессиональный
выбор воздействия
педагога на ребёнка в его
взаимодействии с миром,
формирует у него
отношение к этому миру. Сущность
педагогической технологии выявляется
через систему необходимых и
достаточных элементов, связанных
между собой и имеющих внутреннюю
логику.
Чтобы определить слагаемые
педагогической технологии, необходимо
ответить на ряд вопросов:
- какие элементы
составляют педагогическую технологию;
- каково их необходимое
и достаточное присутствие;
- в какой взаимосвязи они
находятся
- какие общие и специфические
функции каждого элемента.
Педагогическое общение, имеющее
направленность на “открытие
ученика в общении”
через создание психологически
комфортных условий для
раскрытия его как личности.
Педагогическая оценка, обеспечивающая
функции “внесения образа” на
уровне социальной нормы, стимулирования
деятельности и коррекции отклонений,
возможна на фоне воплощения
оценки, не воспринимаемая учеником как
оценка, а осуществляемой скрытым
порядком.
Педагогическое требование
- ещё один технологический
элемент. Посредством него
осуществляется восхождение субъекта
на уровень современной
культуры. Получение в результате
приучение к социальной
норме является его индивидуальность
в поведении.
Следующий
технологический элемент – конфликт.
Конфликт как всякого рода
противоречие между субъектами
требует обозначения этих
противоположных взглядов. Вместе
с тем, педагог не настаивает,
а лишь предлагает вариант
отношения и поведения и ставит
проблему выбора, как поступить
в этой ситуации.