Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 15:20, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования - раскрыть сущность понятия «педагогическая технология». Задачи исследования: 1. Теоретически обосновать понятие дебаты как «педагогическая технология». 2. Рассмотреть историю становления и развития «педагогической технологии». 3. Выявить основные параметры классификации «педагогических технологий». 4. Выделить основные признаки педагогических технологий.
Суть дебатов - убедить нейтральную
третью сторону (судей) в том, что ваши
аргументы лучше, чем аргументы вашего
оппонента. Хотя суть проста, стратегии
и техника, с помощью которой достигается
желаемый результат, могут быть сложными.
Основными
элементами дебатов являются:
Тема. Формулировка темы - это не простая
задача. Во-первых, тема должна быть актуальной,
затрагивать значимые проблемы. Во-вторых,
тема должна быть пригодной для вынесения
на дебаты. Формулировка должна следовать
определенным принципам: тема дебатов
должна формулироваться в виде утверждения
и не давать преимуществ ни одной из сторон,
т.е. чтобы сторона "за" и сторона
"против" могли одинаково эффективно
развивать свои аргументы (например, "Переговоры
с террористами недопустимы").
Сформулируйте, пожалуйста,
темы для дебатов по следующим утверждениям:
Введение единого государственного
экзамена (ЕГЭ должен быть введен в России)
Борьба этнических меньшинств
за полноту прав ( должны бороться)
Запрета показа телесериалов
Отмена смертной казни (нельзя
оправдать)
Внезапное нападение Гитлеровской
Германии на Советский Союз в 1941 году (было
внезапным).
Определения (определение
терминов и понятий, содержащихся в формулировке
темы). Определения необходимы как
отправная точка. Определения очень важны
в дебатах, поскольку нужно знать, что
можно обсуждать, а что нельзя. Определения
рассматриваются, с одной стороны, как
путь к исследованию темы, с другой стороны,
как необходимые ограничения. Перед тем,
как представить свои аргументы перед
судьей или оппонентами, команде утверждения
необходимо определить термины темы, чтобы
было проще проводить исследование темы.
Тема задает дебатам определенные рамки.
Участники дебатов проводят эти дополнительные
ограничения путем определения терминов
и понятий темы. К тому же, четкие определения
помогают судье лучше понять позицию команды
и контекст ее аргументов. Определение
терминов и понятий должен представить
в начале своего выступления первый спикер
(У1) утверждающей команды. Отрицающая
команда должна принять определения, представленные
утверждением. Следует помнить, что дебаты
по определениям не допускаются. (Судья
имеет право прервать такие дебаты). Но
в раунде перекрестных вопросов команда
отрицания имеет право уточнить непонятый
ею термин или источник, откуда он взят.
("Давая определение…, Вы имели в виду…,
не так ли?")
Система аргументации. Каждая команда для доказательства
своей позиции создает систему аргументации,
т.е. совокупность аспектов и аргументов
в защиту своей точки зрения, представленных
в организованной форме. С помощью аргументации
команда пытается убедить судью, что ее
позиция по поводу темы наилучшая, т.е.
правильная.
Различают несколько видов
аргументов:
удостоверенные единичные факты,
т.е. научные данные,
свидетельские показания и
т.д.,
ранее доказанные законы и теоремы;
аксиомы и постулаты, т.е. истинные
суждения, которые признаются в качестве
аргументов без доказательств.
Аргументы должны быть как можно
более очевидны, но, с другой стороны, не
тривиальны. Таких аргументов в защиту
спорного тезиса не так много. Поэтому
необходимо выбрать наиболее значительные
аргументы и тщательно их разработать.
Аргумент, таким образом, в сжатом виде
представляет главную идею команды, которая
может быть освещена с различных позиций.
Аргументы могут быть либо слабыми,
либо сильными. Обычно команды выдвигают
небольшое число аргументов (3), максимум
-5, которые рекомендуется выстраивать
по правилу Гомера: сильный аргумент -
слабый аргумент - самый сильный аргумент.
Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники
дебатов должны представить судье свидетельства
(цитаты, факты, статистические данные:
о населении, территории государств и
т.д.), подтверждающие их позицию. Обычно
поддержки записываются на карточки и
могут зачитываться спикерами. Физическое
свидетельство сопровождает аргумент.
В дебатах свидетельства добываются путем
исследования. Например, спикер обращается
к публике:" поднимите, пожалуйста, руку
те, кто считает что …" и далее приводит
свой аргумент, в котором он уверен, что
публика поддержит его на 90% и подтвердит
это поднятием руки. Это хорошая поддержка
аргумента.
Утверждающая сторона. В дебатах спикеры утверждающей
стороны пытаются убедить судей в правильности
своих позиций.
Отрицающая сторона. Спикеры отрицающей стороны
хотят доказать судье, что позиция утверждающей
стороны неверна или что интерпретация
темы и аргументация своей позиции спикерами
утверждающей стороны имеет недостатки.
Перекрестные вопросы. Большинство видов дебатов
(но не все) предоставляют каждому участнику
возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента.
Раунд вопросов спикера одной команды
и ответов спикера другой называется "перекрестными
вопросами". Вопросы могут быть использованы
как для разъяснения позиции, так и для
выявления потенциальных ошибок у противника,
т.е. с целью принижения их позиции. Полученная
в ходе перекрестных вопросов информация
может быть использована в выступлениях
следующих спикеров. Вопросы задаются
по следующей схеме:
О3 - У1, У3 - О1,
О1 - У2, У1 - О2.
Решение судей. После того, как судьи выслушивают
аргументы обеих сторон по поводу темы,
они заполняют судейские протоколы, в
которых фиксируют решения о том, какой
команде отдано предпочтение по результатам
дебатов (аргументы и способ доказательства
которой были более убедительными). Но
это вовсе не означает, что решение проблемы,
предложенной командой-победительницей,
является единственно верным. Оценивается
большая убедительность, доказательность
и ораторские качества команд.
Тайм-аут. Каждая команда имеет право
взять тайм-аут продолжительностью до 8 мин. в течение
игры. Большую часть времени рекомендуется
оставить перед речью 3-х спикеров команд
для анализа и выявления столкновения
позиций.
Судейство
Судейство - вероятно, наиболее
трудный и спорный аспект дебатов. Судья
обязан отказаться от всех точек зрения
и персональных позиций непосредственно
при входе в комнату проведения дебатов
и быть внимательным и сосредоточенным
слушателем. Судья оценивает раунд по
приведенным командами аргументам, доказательствам
и рассуждениям, но не на личных симпатиях.
Судья имеет огромное воздействие
на фактическое проведение дебатов, поэтому
честные решения со стороны судей будут
способствовать успешному проведению
игры.
У судьи есть три основные цели:
1) обучать, 2) поддерживать справедливое
течение дебатов и 3) сохранять позитивную
рабочую атмосферу игры. Что означают
эти цели?
1. Обучать. Дебаты
обучают высокому уровню аргументации.
В дальнейшем это дает участникам игры
способность развивать целый комплекс
качеств и навыков, которые уже назывались
ранее и которые можно получить только
в процессе дебатов. Судья должен относиться
к выступлениям спикеров с долей критики,
поскольку этим он может помочь участникам
дебатов увидеть сильные и слабые места
в аргументации, стратегии и стиле общения.
2. Поддерживать справедливость. Для
ее достижения судье необходимо:
o внимательно слушать речи спикеров;
o полностью сосредоточить внимание
на высказываемых идеях; обосновывать
свое решение.
Кроме того, судья должен быть
готов к обсуждению широкого спектра точек
зрения, сохраняя нейтралитет при обсуждении
спорных вопросов, даже если он внутренне
разделяет точку зрения одной из команд,
он должен отойти от собственной позиции
и судить игру, по тому чьи аргументы более
убедительны, а не более ему близки.
3. Сохранять позитивную
атмосферу игры. Цель состоит в том,
чтобы установить и сохранить положительную
рабочую атмосферу. Чтобы сделать это,
судья должен задать тон дебатов с момента
входа в комнату, показав участникам игры
пример профессионального поведения,
доброжелательности и активного общения.
Уверенность и честность, которые судья
демонстрирует в течение дебатов, отразятся
и на игре, и на поведении участников дебатов.
ГЛАВА III. ТЕХНИКИ И МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ "ДЕБАТЫ"
3.1 Преимущества методики дебатов
Активное использование техник
и методик образовательной программы
"Дебаты" позволяет рассматривать
их как эффективное средство обучения.
За период развития программы
в России накоплен опыт использования
методики дебатов в обучению иностранному
языку, предметам общегуманитарного (литература,
обществознание и т.д.) и естественнонаучного
цикла (биология, география, естествознание
и т.д.).
Как педагогическая технология
"Дебаты" основываются на следующих
принципах:
целостность;
универсальность;
вариативность;
ориентация на демократизацию
учебного процесса;
гуманистический характер и
гуманитарная направленность;
личностная ориентированность;
ориентация на самообразование
и самообучение учащихся.
Эта технология по праву принадлежит
открытой педагогике, в которой учеба
рассматривается как процесс развития
способностей, умений и личностных качеств
ученика, а учитель выступает как руководитель
этого процесса.
Технология "Дебаты" предполагает:
активное включение самого
ученика в поисковую учебно-познавательную
деятельность, организованную на основе
внутренней мотивации;
организацию совместной деятельности,
партнерских отношений обучающих и обучаемых;
включение детей в педагогически целесообразные
воспитательные отношения в процессе
учебной деятельности;
обеспечение диалогического
общения не только между учителем и учениками,
но и между учащимися в процессе добывания
новых знаний.
3.2. Функции и возможности технологии
"Дебаты"
Целевые функции и возможности
технологии "Дебаты" очень широки:
Социализирующее
значение данной технологии выражается в том, что дебаты
являются педагогическим средством, механизмом
приобщения участников к нормам и ценностям
гражданского общества, позволяют учащимся
адаптироваться к условиям современного
общества, предполагающего умение конкурировать,
вести полемику, отстаивать свои интересы
на основе знания правовой базы и умения
применять свои знания.
Воспитывающая функция проявляется в том, что дебаты
позволяют участникам вырабатывать самостоятельность
оценок, нравственно-мировоззренческую
позицию и поведенческие установки. Участники
дебатов, как показывают опросы и наблюдения,
обладают более высокой коммуникативной
культурой, общительностью, способностью
найти компромисс.
Развивающее значение выражается в том, что дебаты
позволяют участникам развивать волю,
память, мышление, включая умение сопоставлять,
сравнивать, анализировать, находить аналогии,
самостоятельно добывать и анализировать
разноплановую информацию по актуальным
для человека и общества проблемам и др.
Дидактическая функция данной технологии состоит
в том, что дебаты являются основой для
формирования у учащихся общеучебных
умений и практических навыков, а также
важнейших качеств, необходимых современному
человеку. Дидактические функции использования
дебатов на уроках связываются с двоякого
рода задачами:
Задачи содержательного плана:
осознание учащимися противоречий,
трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;
актуализация ранее полученных
знаний;
творческое переосмысление
возможностей их применения.
Задачи организации взаимодействия
в группе:
выполнение коллективной задачи;
согласованность в обсуждении
проблемы и выработка подхода к ее решению;
соблюдение специально принятых
правил и процедур совместной деятельности.
Реализуя все выше перечисленные
функции Дебаты также способствуют:
1. Расширению общекультурного
кругозора:
o обогащению знаний, относящихся
к гуманитарным и прежде всего обществоведческим
областям;
o развитию интереса к учебе,
формированию мотивации обучения;
o формированию интереса к регулярному
чтению научной, научно-популярной, художественной
литературы.
2. Развитию интеллектуальных
способностей:
o формированию критического
мышления, умения устанавливать логические
связи между явлениями;
o умению анализировать различные
идеи и события, делать обоснованные выводы,
выстраивать цепочку доказательств;
o умению различать факты и точки
зрения, выявлять ошибки, фальсификации
и стереотипы, анализировать полученную
информацию;
o способности концентрироваться
на сути проблемы.
3. Развитию исследовательских
и организаторских навыков: