o собирать и анализировать материалы
из различных источников, относясь к ним
с критической точки зрения, рассматривая
в конкретном историческом контексте;
o обосновывать правильность
выводов, оценок, пользуясь различными
способами доказательства и достоверными
историческими фактами;
o обоснованно оценивать изучаемые
события в конкретно-исторических условиях,
опираясь на теоретические знания, полученные
в курсах истории;
o оценивать различные версии
и мнения о прошедших исторических событиях,
признавая, что некоторые источники могут
быть необъективными, объяснять причины
такой необъективности;
o собирать доказательную базу
и грамотно ей пользоваться. Не всегда
достаточно простой логики или простых
примеров. Часто требуются и доказательства,
которые необходимо найти в различных
источниках (газетах, книгах, интервью,
электронных сетях);
o грамотно организовывать материал
в целях повышения эффективности сообщения
вне зависимости от того, устное оно или
письменное.
4. Развитию творческих качеств:
o умению по-новому взглянуть
на проблему, стремлению использовать
нетрадиционные способы ее решения, способности
видеть нечто новое, необычное в привычных
явлениях;
o гибкости и продуктивности
мышления, быстроте реакции;
o способности ценить креативность
у других людей.
5. Развитию коммуникативных
умений:
o умению слушать и слышать собеседника;
o способности сопереживать
другим людям и проявлять солидарность,
понимать и сочувственно воспринимать
исторический опыт;
o терпимости к различным взглядам,
иным точкам зрения, толерантности;
o способности работать в команде.
6. Развитию ораторских способностей:
o навыков публичного выступления;
o уверенности в себе;
o умению четко выражать свои
мысли в устной и письменной форме;
o способности привлечь слушателей
интонацией, жестами, мимикой.
7. Формированию гражданской
позиции и навыков жизнедеятельности
в демократическом обществе:
o способность формулировать
и отстаивать собственную точку зрения,
взгляды;
o способность принимать другую
точку зрения и оценивать идею, а не человека,
ее декларирующего;
o пониманию важности гражданской
позиции; формированию нравственного
"стержня";
o уважительному отношению к
общечеловеческим, национальным ценностям;
различным культурам, традициям;
o повышению интереса к событиям
в общественно-политической жизни страны,
региона, города;
o стремлению использовать свои
знания в практике общественной жизни;
умению брать на себя решение каких-либо
проблем.
Все перечисленное ранее в основном
касается деятельности учащихся. А что
же "Дебаты" дают учителю, что они
привносят в его деятельность?
"Дебаты" дают педагогу
возможность
- четко выделять цели учения;
- повышать мотивацию учения;
- обеспечивать активную учебную
деятельность;
- обеспечивать обработку информации;
- стимулировать размышление;
- помочь ученикам услышать разные
мнения;
- способствовать самовыражению
учащихся.
Все это превращает педагога
из механического "переносчика информации"
в настоящего партнера по "процессу
добычи знаний".
Поэтому при всей своей, казалось
бы, сухой технологичности, "дебаты"
оставляют педагогу широкое поле деятельности
для профессионального роста, и что немаловажно,
для реализации своих личностных качеств.
Одним из важнейших достоинств,
по мнению многих учителей и родителей,
является то, что дебаты учат учиться и
совершенствоваться, не останавливаясь
на достигнутом.
3.3. Формы дебатов
Формат дебатов, а также отдельные
его элементы успешно применяются в различных
сферах образовательной деятельности
не только в школах, но и в высших учебных
заведениях, как элемент образования взрослых
и деятельности педагогического коллектива.
Дебаты в образовательном процессе
могут быть представлены: |
как форма организации обучения
(как учебно-поисковой, исследовательской,
творческой деятельности), как способ
работы с содержанием учебного материала |
как самостоятельный предмет
изучения (спецкурс или факультатив) |
как форма организации внеучебной
деятельности (например, научно-исследовательской,
воспитательной, клубной и т.д.) |
Дебаты в учебном процессе выступают
в следующих формах:
- как форма урока;
- как элемент урока: актуализация
знаний, организация самостоятельной
работы учеников, обобщение, систематизация,
закрепление учебного материала, обеспечение
"обратной связи";
- как форма аттестации и тестирования
учащихся.
В зависимости от поставленных
целей и задач дебаты на уроках могут приобретать
различные формы:
1. "Классические
дебаты".
Это собственно формат дебатов,
где участвуют две команды по 3 человека,
а остальные учащиеся являются либо пассивными
слушателями, либо "рецензентами",
либо судьями. Однако так или иначе задействовать
каждого ученика класса в таких дебатах
трудно, поэтому этот тип дебатов имеет
довольно ограниченное применение на
уроках.
2. "Экспресс-дебаты".
Это дебаты, в которых фаза ориентации
и подготовки сведены к минимуму. Подготовка
осуществляется непосредственно на уроке
по материалу учебника или рассказу учителя.
Этот тип использования формата дебатов
может использоваться как элемент "обратной
связи", закрепления учебного материала,
либо как форма активизации познавательной
деятельности.
3. "Модифицированные
дебаты".
Это использование отдельных
элементов формата дебатов, или дебаты,
к которых допущены некоторые изменения
правил. Например:
- сокращается регламент выступлений;
- увеличивается число игроков
в командах;
- допускаются вопросы из аудитории;
- организуются "группы поддержки",
к помощи которых команды могут обращаться
во время тайм-аутов;
- осуществляется ролевая игра,
то есть учащиеся исполняют какую-либо
роль;
- создается "группа экспертов",
которая может либо осуществлять функции
судейства, либо подводить итог игры, демонстрируя
столкновение позиций, либо вырабатывать
компромиссное решение, что часто бывает
необходимо для реализации учебных целей;
- изменяется (появляется) роль
ведущего игры - учителя. На разных этапах
игры она определяется в зависимости от
подготовленности учеников.
- Эффективность использования
дебатов в обучении во многом зависит
от осознания возможности и целесообразности
их применения:
- при изучении той или иной темы,
проблемы;
- в том или ином классе (в той
или ной группе учащихся);
- на том или ином уроке;
- для реализации поставленных
учебных целей.
Обучение судейству
учащихся
Когда учитель только начинает
вводить данную форму урока, он должен
взять на себя роль судьи. Это очень сложная
задача, т.к. занимаясь судейством, преподаватель
теряет контроль за деятельностью неиграющей
части класса. По-этому главной целью учителя
является задача обучить судейству детей,
при-влечь как можно большего числа учащихся
к работе на уроке. С этой целью возможно
расширение традиционной судейской коллегии:
Оцениваемый судьей
критерий |
Количество судей |
Критерии оценки |
Содержание |
6 |
- Свободное владение источником.
- Соответствие теме отобранного
материала.
- Оперирование специальными
терминами.
- Понимание темы, идеи, проблемы .
- Работа с вопросами.
|
Структура |
3 |
- Соответствие роли спикера.
- Причинно-следственная взаимосвязь
фактов, приводимых в речи.
- Логичность выступления.
|
Способ |
6 |
- Общая выразительность речи.
- Наличие или отсутствие речевых
ошибок, особенно:
- неоправданные повторы;
- употребление жаргонной и просторечной
лексики;
- нарушение управления;
- орфоэпические ошибки;
- Полнота ответов на вопросы.
- Корректность говорящего.
|
Комиссия дополнительного обсуждения |
4 |
- Сбор не прозвучавших в игре
вопросов.
- Комментарии тех или иных позиций
игроков.
- Приведение не найденных игроками
аргументов и их доказательство.
|
В случае необходимости после
игры заслушиваются отдельные судьи. Обычно
же учитель индивидуально беседует с каждым
экспертом или проверяет его письменный
отчет.
Заключение:
В результате
проведенного исследования можно сделать
выводы:
1. Педагогические технологии - это
новый этап в развитии педагогики.
В настоящее время педагогическая технология
рассматривается как один из
видов человековедческих технологий,
базирующихся на теории
психодидактики, социальной психологии,
кибернетики, управления именеджмента.
Педагогическая
технология - это строго научное проектирование
и точное воспроизведение педагогических
действий, гарантирующих успех.
2. Специфика педагогической технологии
в том, что учебный процесс
гарантирует достижение поставленных
ею целей.
Применение современных образовательных
технологий может превратить
обучение всвоего рода производственно
- технологический процесс с гарантированным
результатом.
3. Любая педагогическая технология должна
отвечать ряду технологических
критериев.
Анализ работ авторов (В.П.Беспалько,
Г.К.Селевко и других) позволяет выделить
следующие критерии:
1 Концептуальность (опора педагогической
технологии на определенную
научную концепцию, включающую психологическое,
дидактическое
обоснование достижения образовательных
целей, на определенные
принципы).
2 Принцип научности, составляющий
основу современной педагогической
технологии, становится все более актуальным.
3 Характерными признаками педагогической
технологии являются:
- Технология - категория процессуальная;
- Технология может быть представлена
как совокупность методов изменения
состояния объекта;
- Технология направлена к тому,
чтобы проектировать и использовать
эффективные и экономические процессы.
Технологический процесс всегда предусматривает
определенную
последовательность операций с использованием
необходимых средств
(материалов, инструментов) и условий.
К числу существующих признаков
технологии относят стандартизацию,
унификацию процесса и возможность
его воспроизводства применительно к
заданным условиям.
4 Основными элементами педагогических
технологий являются:
- социальные преобразования и
новое педагогическое мышление;
- наука;
- передовой педагогический опыт;
- достижения технического прогресса;
- народная педагогика (этнопедагогика).
Для решения современных психолого-педагогических
задач, стоящих