Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:29, реферат
Методы изучения конфликтов многообразные, комплексные. В этой работе будут кратко рассмотрены основные понятия разрешения конфликтов. Будет сделан акцент на то, что приоритетность того или иного метода в каждом конкретном случае определяется видом конфликта. Методы напрямую зависят от видов конфликта, их предмета, целей и направленности. При анализе конфликтов между крупными социальными группами на первый план выходят социологические и политологические приемы изучения.
Тема конфликтов и их урегулирования считается сегодня актуальной, особенно ввиду глобализации, всемирных отношений, всемирной экономики, политики, развития международных отношений. Различные военные конфликты, которые периодически встречаются в современной мировой политической жизни также требуют урегулирования, причем желательно мирным путем переговоров.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1.Сущность, процесс развития, классификации конфликтов.
1.1.Понятие конфликта и его сущность…………………………………..5
1.2.Основные типы конфликтов и их классификация……………………8
1.4.Причины возникновения конфликта…………………………………20
1.3.Функция конфликта……………………………………………………24
Глава 2.Управление конфликтной ситуацией.
2.1.Структура конфликтной ситуации…………………………….…….26
2.2.Методы урегулирования конфликтов…………. ……………………28
2.3.Управление конфликтом………………………………………………30
2.4.Переговоры как метод разрешения конфликта……………………..31
Заключение. …………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………
Межличностный конфликт.
Это самый распространённый
тип конфликта. В организациях
он проявляется по-разному.
Или представим, что два художника работают над одной и той же рекламой, но имеют разные точки зрения относительно способа ее подачи. Каждый старается убедить директора принять его точку зрения. Аналогичным, только более тонким и длительным, может быть конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии.
Межличностный конфликт также
может проявляться и как
Конфликт между личностью и группой.
Как правило, производственные группы устанавливают нормы поведения и отношения к выработке. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако, если ожидание группы находится в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы выработки, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение.
Между отдельной личностью
и группой может возникнуть конфликт,
если эта личность займет позицию, отличающуюся
от позиций группы. Например, обсуждая
на собрании пути увеличения объема
продаж, большинство будет считать,
что этого можно добиться путем
снижения цены. А кто-то один будет
убежден, что такая тактика приведёт
к уменьшению прибыли и создаст
мнение, что их продукция по качеству
ниже, чем продукция конкурентов.
Хотя этот человек, мнение которого отличается
от мнения группы, может принимать
близко к сердцу интересы компании,
его все равно можно
Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать технологическую дисциплину. Руководитель может быть вынужден предпринимать административные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар - изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.
Межгрупповой конфликт.
Организации состоят из
множества формальных и неформальных
групп. Даже в самых лучших организациях
между такими группами могут возникнуть
конфликты. Неформальные группы, которые
считают, что руководитель относится
к ним несправедливо, могут крепче
сплотиться и попытаться «рассчитаться»
с ним снижением
К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейными руководителями и административным персоналом. Это пример дисфункционального конфликта. Административный персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться технической лексикой. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднению в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации специалистов из администрации и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея окончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов «на свое место». Административный персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала.
Межгосударственный конфликт.
Анализируя тот или иной конфликт, мы приходим к выводу, что каждый маленький, локальный конфликт является частью большого, а иногда и глобального конфликта.
Например,
война на отдельно взятом участке
фронта в Великой Отечественной
войне - это не что иное, как малая
часть войны двух противоборствующих
сторон: СССР и фашистской Германии.
А война СССР и фашистской Германии
- это лишь часть войны всех тех,
кто воевал на стороне СССР и тех,
кто поддерживал фашистскую Германию.
Мы умышленно привели самый
Более того, всякий раз анализируя тот или иной конфликт, следует иметь в виду, какой частью большого он является. Не является ли он частью и вместе с тем следствием большого, глобального конфликта? Поэтому искать причинно-следственные взаимосвязи конфликта - это, прежде всего, вести поиск причин большого конфликта, который, как правило, порождает серию малых конфликтов.
Причины возникновения конфликта
Причинность в социальной сфере характеризуется значительной сложностью и запутанностью. Каждое социальное действие влечет за собой массу разнообразных и противоречивых событий.
Мотив часто рассматривают как внутреннюю, субъективную причину того или иного поступка. Мотив имеется не только в действиях зачинщика, но и в поступках каждого участника конфликта.
Анализируя причины поведения сторон в различных конфликтах, выделилось стремление участников удовлетворить свои интересы. Корысть, месть, ненависть, недоброжелательство, обида, неудовлетворенность принятым решением, стремление обеспечить себя материально сегодня или в будущем – лишь небольшая часть мотивов бытовых конфликтов, встречающихся, например, в судебной практике.
В целом же, масштабная конфликтная ситуация свидетельствует о протекании в обществе социально-дезорганизационных процессов, о кратковременной или длительной, более или менее глубокой, иногда необратимой дезинтеграции важнейших общественных структур, обеспечивающих стабильность данного общества или общности.
Состояние дезорганизации
характеризуется усилением
Симптомами дезорганизации являются и массовые политические волнения.
Таким образом,
конфликты в современном
ТИПЫ ПРОТИВОРЕЧИЙ
Существует классификация противоречий, среди которых различают внутренние и внешние, первичные, вторичные, антагонистические и неантагонистические, структурные и неструктурные, структурные и функциональные.
В основе любого конфликта лежит противоречие между:
- различными
желаниями, потребностями,
- возможностями их удовлетворения.
Противоречия
существенно различаются по времени:
характерные для целой
Назовем некоторые современные противоречия:
ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ КОНФЛИКТА Возникновение конфликта обычно обусловлено теми или иными объективными причинами, способствовавшими столкновению интересов социальных субъектов. Однако, в общественной жизни существует немало противоречий (конфликтов), которые порождаются не объективными причинами, а их субъективными факторами, не имеющими прямого отношения к их действительным мотивам и потребностям.
Особенно часты подобные «субъективные» противоречия между отдельными индивидуумами, вынужденными к постоянному общению в семье, в служебных или иных делах.
Традиционное
бытовое мнение о конфликте состоит
в том, что конфликт всегда представляет
собой некоторое логически
Субъективные – те, что зависят от самого человека или людей, это: пол, возраст, особенности воспитания, уровень образования, особенности восприятия окружающей действительности, тип нервной деятельности (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик);основные качества личности (интеллектуальные, волевые, эмоциональные); важные социальные качества (справедливость, ответственность, правосознание.
Объективные факторы – те, что не зависят от человека, это:
- ресурс, благо
или ценность по поводу
- возможности сторон конфликта;
- менталитет, культура общества;
- особенности социальной среды, в которой происходит конфликт;
- уровень благосостояния общества;
- политическая ситуация в обществе.
Функция конфликта
Не все знают, что конфликт выполняет ряд функций в той среде, где он происходит. И немногим из тех, кто это всё же знает, известно, что функции конфликта не только деструктивны, но и конструктивны. А чтобы суметь справиться с конфликтной ситуацией, да ещё и извлечь из неё выгоду для себя, необходимо эти функции знать.
Конструктивные функции.
Информационно-познавательная. Любой конфликт сигнализирует о наличии проблемы, требующей решения, позволяет ее познать, поскольку выявляется в совокупности воспринимаемых людьми фактов. Конфликт стимулирует познание интересов, ценностей, позиции, сталкивающихся в противоборстве субъектов; высвечивает сущность социальных изменений, выраженных противоречием, лежащим в основе конфликта. Разногласия, дискуссии как формы конфликтного поведения способствуют поиску истины. В ходе и в результате взаимных столкновений социальные агенты лучше узнают друг друга, усваивают полезный с точки зрения каждой стороны опыт, находя, при желании, возможные точки соприкосновения их взглядов и интересов. В процессе конфликта раскрывается подлинная картина того, что представляет из себя каждая сторона, какие ценности (и ценности ли) она отстаивает.
Другая всеобщая функция конфликта — интегративная. Казалось бы, имеет место парадокс: конфликт способствует интеграции, объединению людей, а стало быть, установлению равновесия, стабильности в обществе. Однако такова реальная диалектика социума, где конфликт и интеграция неразрывно взаимосвязаны и постоянно меняются местами. Доминирование одного сменяется доминированием другого. Возникновение, развитие, я главное, разрешение конфликта сплачивает группы, сообщества, способствует гармонизации общественных отношений, стимулирует социализацию групп и индивидов, а тем самым содействует формированию необходимого равновесия в общественном организме.
Ещё одна из общих функции конфликта — функция стимулирования адаптации социальной системы или ее отдельных элементов, включая субъектов, к изменяющейся среде. Обществу, социальным группам, индивидам, партиям и другим объединениям, идеологиям, культурным системам приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми порождаемыми происходящими изменениями. Отсюда необходимость адаптации, приспособления к новой ситуации путем преобразования форм и методов деятельности и отношений, переоценки ценностей, критики устаревших образцов поведения и мышления. Понятно, что процесс адаптации не происходит без противоречий и конфликтов между старым и новым, отжившим и нарождающимся. Если общественная система или какие-то подсистемы (экономические, политические и др.) не справляются с возникающими конфликтами в процессе адаптации, они уходят в небытие.