Театрализованные игры в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:24, аттестационная работа

Описание работы

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, но своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной является игра для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

Содержание работы

Введение ст.3
Глава 1. Теоретические основы проблем театрализованной игры
Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных
навыков у детей ст. 4 - 5
Театрализованные игры: классификация. ст. 6 -18
Технология организации театрализованных игр. ст.9 -12
Театрализованные занятия. ст.13 -14
Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка – дошкольника. ст.15 - 17
Чем хороши театрализованные игры? ст.18 -19

Глава 2. Опыт работы по организации театрализованной игры в средней группе. ст.20 -22

Заключение ст.23
Список литературы ст.24

Файлы: 1 файл

театрализованные игры в детском саду.docx

— 55.66 Кб (Скачать файл)

~ ~

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад № 69 Невского района г.Санкт-Петербурга

 

 

 

«Театрализованные игры в  детском саду»

 

 

 

подготовила воспитатель   средней группы ГБДОУ № 69

Алексеева Ирина Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Санкт-Петербург

2013г.

 

 

                                                                                   Содержание:

 

Введение                                                                                                                                     ст.3

Глава 1. Теоретические  основы проблем театрализованной игры

    1. Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных

 навыков  у детей                                                                                                         ст. 4 - 5

    1. Театрализованные игры: классификация.                                                          ст. 6 -18
    2. Технология организации театрализованных игр.                                             ст.9 -12
    3. Театрализованные занятия.                                                                                    ст.13 -14
    4. Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка – дошкольника.                                                                                                             ст.15 - 17
    5. Чем хороши театрализованные игры?                                                                ст.18 -19

 

Глава 2. Опыт работы по организации театрализованной игры в средней группе.    ст.20 -22

 

Заключение                                                                                                                       ст.23

Список литературы                                                                                                         ст.24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Уже в раннем детстве  ребенок имеет наибольшую возможность  именно в игре, а не в какой-либо  другой деятельности, быть самостоятельным,  но своему усмотрению обучаться  со сверстниками, выбирать игрушки  и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности,  логически связанные с сюжетом  игры, ее правилами. Чем старше  становятся дети, чем выше оказывается  уровень их общего развития, тем  более ценной является игра  для становления самодеятельных  форм поведения: у детей появляется  возможность самим намечать сюжет,  находить партнеров, выбирать  средства для реализации своих  замыслов.

 Театрализованные игры  позволяют решать многие педагогические  задачи, касающиеся формирования  выразительности речи интеллектуального,  коммуникативного, художественно —  эстетического воспитания, развитию  музыкальных и творческих способностей.

 Многие авторы (Сорокина  Н.Ф., Менджерицкая Д.В., Ануфриева Г.В. и др.) утверждают, что сейчас в детских садах дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психическом и личностном развитии детей. Для избежания этого необходимо влияние взрослых на развитие музыкально - театрализованных игр. Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия но отношению к театрализованной игре, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представление о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе.

 Наблюдение за театрализованной  деятельностью детей показало  несоответствия уровня развития  театрализованной игры их возрастным  возможностям и вживило трудности  у взрослых по руководству  театрализованными играми, поэтому  целью моей работы стало создание  условий для развития театрализованной  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы проблемы театрализованной игры

 

1.1. Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет.

 

С самых ранних лет ребенок  стремится к творчеству. Поэтому  так важно создать в детском  коллективе атмосферу свободного выражения  чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать  их способности.

 И в этом немаловажная  роль принадлежит кукольному  театру. Он развлекает и воспитывает  детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему,  создает соответствующий эмоциональный  настрой, раскрепощает ребенка,  повышает его уверенность в  себе. Для того чтобы превратить  театральные занятия в увлекательный  творческий процесс, необходимо  органически сочетать эстетическое  воспитание с развитием практических  навыков работы с куклой.

 Основой театрального  занятия является театрализованная  игра.

 Театрализованная игра - важнейшее средство развития  у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него.

 Театрализованная игра - это разыгрывание в лицах  литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные  инсценировки). Герои литературных  произведений становятся действующими  лицами, а их приключения, события  жизни, измененные детской фантазией,  сюжетом игры. Несложно увидеть  особенность театрализованных игр:  они имеют готовый сюжет, а  значит, деятельность ребенка во  многом предопределена текстом  произведения.

 Тематика и содержание  театрализованной игры имеет  нравственную направленность, которая  заключаются в каждой сказке, литературном произведении и  должна найти место в импровизированных  постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи  становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять  себя с полюбившимся образом.  Способностью к такой идентификации  и позволяет через образы театрализованной  игры оказывать влияние на  детей. С удовольствием, перевоплощаясь  в полюбившийся образ, малыш  добровольно принимает и присваивает  свойственные ему черты. Самостоятельное  разыгрывание роли детьми позволяет  формировать опыт нравственного  поведения, умение поступать в  соответствии с нравственными  нормами. Поскольку положительные  качества поощряются, а отрицательные  осуждаются, дети в большинстве  случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение  взрослым достойных поступком  создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к  дальнейшему контролю за своим поведением.

 Большое и разностороннее  влияние театрализованных игр  на личность ребёнка позволяет  использовать их как сильное  ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает  при этом удовольствие и радость.  Воспитательные возможности театрализованных  игр усиливаются тем, что их  тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние  интересы детей (литературные, музыкальные). Разнообразие тематики, средств  изображения, эмоциональных театрализованных  игр дают возможность использовать  их в целях всестороннего воспитания  личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Театрализованные  игры: классификация

 

Дошкольники, как правило, бывают рады приезду в детский  сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать  небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся  в их распоряжении. Дети, включившись  в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или  иной образ. Они смеются, когда смеются  персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

 Театрализованные игры  дошкольников можно разделить  на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

 Л.В. Артемова предлагает  следующую классификацию режиссерских игр:

Настольный театр игрушек:  используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

 Л.В. Артемова также  выделяет  несколько видов игр-драматизаций дошкольников.

 

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой  или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

 В традиционной педагогике  игры - драматизации относят к  разделу творческих игр, в которых  дети творчески воспроизводят  содержание литературных произведений.

 

Рассматривая вопрос о  театрализованной игре, необходимо раскрыть классификацию данного вида деятельности в дошкольном детстве.

 Авторы Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова предлагают следующую классификацию театрализованных игр:

 

 игры в кукольный  театр:

настольный театр 

театр на руке

напольные куклы

стендовый театр 

верховые куклы 

театр живой куклы

 

игры-драматизации:

инсценирование потешек

инсценирование небольших

инсценирование песен, сказок

инсценирование небольших литературных текстов

творчество детей

 

игры-спектакли:

драматический спектакль

музыкально-драматический  спектакль

детская опера

спектакль на хореографической основе

спектакль ритмопластики

пантомима

мюзикл 

 

театрализованное действие:

праздники

развлечения

театрализованные шоу

 

Данная классификация  театрализованных игр позволяет  разнообразить деятельность детей, обогатить и расширить театрализованные знания и умения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Технология организации театрализованных игр

 Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности.

 Приобщение детей к  театральному искусству начинают  с просмотра спектаклей в исполнении  взрослых: сначала близких ребенку  по эмоциональному настрою кукольных  постановок, затем драматических  спектаклей. В дальнейшем чередование  просмотров спектаклей кукольного  и драматического театров позволяет  дошкольникам постепенно осваивать  законы жанра. Накопленные впечатления  помогают им при разыгрывании  простейших ролей, постижении  азов перевоплощения. Осваивая способы  действий, ребенок начинает все  более свободно чувствовать себя  в творческой игре. В процессе  совместных обсуждений дети оценивают  возможности друг друга; это  помогает им осознать свои  силы в художественном творчестве. Дети подмечают удачные находки  в искусстве перевоплощения, в  разработке совместного проекта  (оформительского, постановочного  и др.).

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать  ряд условий.

•  Следует осуществлять дополнительную подготовку воспитателей средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли являться образцом творческого поведения  для своих подопечных. Этого можно  достичь созданием в дошкольном учреждении педагогического театра — коллектива единомышленников, объединенных общим желанием приобщать детей  к театральному искусству, воспитывать  азы театральной культуры. Дополнительная подготовка педагогов с использованием методов театральной педагогики должна проходить непосредственно  в стенах детского сада. В результате такой подготовки, осуществляемой музыкальным  руководителем, который является своеобразным координатором всей музыкально-педагогической работы в детском саду, раскрываются творческие возможности воспитателя, и дети, подражая ему, учатся творческому  поведению.

Информация о работе Театрализованные игры в детском саду