Театрализованные игры в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:24, аттестационная работа

Описание работы

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, но своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной является игра для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

Содержание работы

Введение ст.3
Глава 1. Теоретические основы проблем театрализованной игры
Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных
навыков у детей ст. 4 - 5
Театрализованные игры: классификация. ст. 6 -18
Технология организации театрализованных игр. ст.9 -12
Театрализованные занятия. ст.13 -14
Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка – дошкольника. ст.15 - 17
Чем хороши театрализованные игры? ст.18 -19

Глава 2. Опыт работы по организации театрализованной игры в средней группе. ст.20 -22

Заключение ст.23
Список литературы ст.24

Файлы: 1 файл

театрализованные игры в детском саду.docx

— 55.66 Кб (Скачать файл)

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать  ряд условий:

* приобщать детей к  театральному искусству, начиная  с просмотров спектаклей в  исполнении взрослых.

Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров  позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления  помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок  начинает все более свободно чувствовать  себя в творческой игре.

 

* Педагог должен осознанно  выбирать художественное произведение  для работы. Вначале воспитателю  необходимо выразительно прочитать  произведение, а затем провести  по нему беседу, поясняющую и  выясняющую понимание не только  содержания, но и отдельных средств  выразительности. Чем меньше ребенок,  тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

* Огромную роль в осмыслении  познавательного и эмоционального  материала играют иллюстрации.

При рассматривании иллюстраций  особое внимание необходимо уделять  анализу эмоционального состояния  персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он плачет?» и т. д. )

При организации игр можно  использовать фланелеграф (особенно на начальных этапах). Так, особенно эффективно использовать фланелеграф для составления сезонных сказок: например, на небе появилась тучка, из нее сыплются сестрички-снежинки, они покрывают землю белым пушистым покрывалом. Можно использовать настольный театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо.

* Необходимо предоставлять  детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).

* Учиться творчеству можно  только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.

Рекомендуемые формы работы с родителями: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.

Социально-психологические  особенности детей дошкольного  возраста включают стремление участвовать  в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время  от времени возникающюю потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.

В группе для детей 2-4 лет  должен быть уголок ряжения и игрушки-животные для театрализации сказок. В группе детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а так же разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Театрализованная деятельность выполняет  одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

Участвую в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий  из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может  быть разнообразной.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в  формировании уважительного отношения  детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки  сказок-игр, которые дети получают в  результате совместного анализа  каждой игры.

В театрализованных играх  развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и  действуют как сказочные герои.

Полезно использовать любые  моменты в жизни группы для  упражнений в различном интонировании  слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д. ) Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при  этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А  движения в свою очередь повышают активность рече-двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.

От игры к игре нарастает  активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.

Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором  наиболее ярко проявляется принцип  обучения: учить играя!

Все вышеизложенное позволяет  сделать следующие выводы:

В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются  знания детей об окружающем мире;

Развиваются психические  процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;

Происходит развитие различных  анализаторов;

Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй  речи, звукопроизношение, навыки связной  речи, мелодико-интонационная сторона  речи, темп, выразительность речи.

Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

Развивается эмоционально-волевая  сфера;

Происходит коррекция  поведения;

Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется  опыт нравственного поведения;

Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

 

1.6.Чем хороши театрализованные игры?

 

 Театрализованные  игры всегда радуют, часто смешат  детей, пользуются у них неизменной  любовью. За что? Дети видят  окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются,  когда смеются персонажи, грустят,  огорчаются вместе с ними, могут  плакать над неудачами любимого  героя, всегда готовы прийти  к нему на помощь.

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена  в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных  постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость... Любимые  герои становятся образцами для  подражания. Ребенок начинает отождествлять  себя с полюбившимся образом. Способность  к такой идентификации и позволяет  через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С  удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает  и присваивает свойственные ему  черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать  опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными  нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных  образов.

Поскольку положительные  качества поощряются, а отрицательные  осуждаются, то дети в большинстве  случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение  взрослым достойных поступков создает  у них ощущение удовлетворения, которое  служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

 

Многие темы, сюжеты предполагают борьбу, противопоставление добра и  зла путем эмоциональной характеристики положительных и негативных персонажей. Дети, наряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто. В театрализованных играх проблема влияния отрицательного персонажа сложнее, чем при обычном  чтении литературного произведения. Возникают два вопроса: кому и  как изображать негативный персонаж? Каковы последствия его воздействия? Особое значение приобретает реакция  зрителей. Очень важно, чтобы они  осудили плохой поступок, выразили отрицательное отношение к персонажу, совершившему его.

 

Отрицательный образ  потеряет свою привлекательность, а  значит, и влияние, если его представить  так, чтобы вызвать всеобщий смех, осуждение. Но дошкольники вряд ли смогут достичь нужного для этой цели уровня выразительности. Например, передать черты злых, хитрых, жадных персонажей с достаточной иронией, гротескно. Их исполнение может и не вызвать отвращения к аморальному, а наоборот - побудить к подражанию. К тому же не всегда находятся желающие играть непривлекательный персонаж, так как многие сообразительные дети сразу же отказываются от такой роли.

 

Но иногда бывает и  так: стремление активно участвовать  в игре толкает ребенка к исполнению любой, даже отрицательной роли. Чтобы  привлечь внимание сверстников к  себе, он готов шутовски смешить  их. Так постепенно образ как бы "прилипает" к ребенку, и, в конце  концов, он начинает вызывать насмешки.

 

По-видимому, лучше отрицательные  роли исполнять воспитателю при  помощи различных кукол. Позаботьтесь, чтобы их внешность была отталкивающей. Негативную характеристику можно дополнить  интонацией. Водите кукол и высказывайтесь за них так, чтобы вызвать у  детей активную реакцию. Например, пусть  они устраивают всяческие препятствия  волку на его пути к домику, где  живет бабушка Красной Шапочки.

 

Еще одна проблема отрицательного персонажа - последствия его поступков: волк пострадал из-за своей кровожадности ("Красная Шапочка"), Ленивица - за грубость, жадность, наглость ("Двенадцать месяцев"). Но может быть, иногда следует  прибегать к приему творческого  изменения концовки, особенно если она трагична. Отрицательных героев можно перевоспитать при активном участии детей. Только разок подайте им такую мысль, пример - и увидите, как они будут творить добрые дела.

 

Вместе с тем нужно  учить детей объективно оценивать  свои поступки и не просто подражать  положительному, но и контролировать свое поведение. Однако не стоит акцентировать на этом внимание сверстников, заострять всегда болезненный момент самокритики.

 

Каждый образ, созданный  ребенком, неповторим. В нем сливаются  его характерные черты с особенностями  личности малыша, его манерой держаться, выражать себя. Если они не совпадают, дети-зрители своими репликами подсказывают "артисту", как ему следует  исполнять роль, чтобы еще больше походить на персонажа. Таким образом, ребенок незаметно для себя как  бы присваивает положительные качества персонажа.

 

 Большое и разностороннее  влияние театрализованных игр  на личность ребенка позволяет  использовать их как сильное,  но ненавязчивое педагогическое  средство, так как сам малыш  испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности  театрализованных игр усиливаются  тем, что их тематика практически  не ограничена. Она может удовлетворить  разносторонние интересы детей.

 

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы  детского сада: от ознакомления с общественными  явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического  совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность  театрализованных игр дают возможность  использовать их в целях всестороннего  воспитания личности.

 

Образное, яркое изображение  социальной действительности, явлений  природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

 

Художественная выразительность  образов, комичность персонажей усиливают  впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

 

Если детям создать  условия для самостоятельных  театрализованных игр, они смогут подражать  игровым образам, общаясь друг с  другом. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следите, чтобы и они так же обращались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение в реальной действительности.

 

Эстетическое влияние  на детей оказывает выполненное  со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает  чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники.

 

Глава 2. Опыт работы по организации театрализованной игры в средней группе

 Изучив психолого-педагогическую  и методическую литературу по  проблеме организации театрализованных  игр с детьми дошкольного возраста, мной был разработан план работы  по данному направлению в условиях  детского сада.

 Во - первых, необходимо создать центр театрального искусства в группе, пополнить его различными видами кукольного театра, учитывая возраст детей, а также определить место для костюмерной и гримерной.

 В средней группе  рекомендуется использовать следующие  виды кукольного театра:

Пальчиковый: на один палец, на два пальца. Наличие данного  вида кукольного театра в двух вариантах  позволяет решать задачи по развитию мелкой моторики руки, согласованности  движений пальцев рук. Одновременно эта работа является фундаментом  для плавного перехода к обучению приемам кукловождения рукавичкового кукольного театра.

Информация о работе Театрализованные игры в детском саду