Театрализованные игры в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:24, аттестационная работа

Описание работы

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, но своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной является игра для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

Содержание работы

Введение ст.3
Глава 1. Теоретические основы проблем театрализованной игры
Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных
навыков у детей ст. 4 - 5
Театрализованные игры: классификация. ст. 6 -18
Технология организации театрализованных игр. ст.9 -12
Театрализованные занятия. ст.13 -14
Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка – дошкольника. ст.15 - 17
Чем хороши театрализованные игры? ст.18 -19

Глава 2. Опыт работы по организации театрализованной игры в средней группе. ст.20 -22

Заключение ст.23
Список литературы ст.24

Файлы: 1 файл

театрализованные игры в детском саду.docx

— 55.66 Кб (Скачать файл)

Рукавичковый (без большого пальца). Наблюдение за играми в кукольный театр с использованием рукавички с большим пальцем показало: ребенок не может сконцентрировать свое внимание на движении куклы и сопровождение персонажа репликами, т.к. отвлекается на движения большого пальца. При изготовлении кукол рукавичкового театра мной было учтено данное условие для большей эффективности работы по организации театрализованной игры.

 При организации театрализованных  игр с использованием пальчикового  и рукавичкового театра необходимо иметь в наличии ширмы трех видов: настольная (высота занавеса 25 см), напольная (высота занавеса 70-80см, дети располагаются на стульях), напольная (высота занавеса 1м, дети играют стоя, рука с куклой чуть согнута в локте).

Настольный плоскостной (изображение  персонажа на каждой стороне фигурки), настольный театр игрушки.

 Начинать работу в  средней группе я рекомендую  с использованием данных видов  кукольного театра, т.к. ребенок  полностью контролирует движение  куклы, сопровождает персонажа  словом. А возможность видеть  лицо фигурки позволяет начинающему  артисту лучше овладеть приемами  кукловождения настольного театра: ребенок не заглядывает на другую сторону куклы, играет «для себя»; такой прием помогает артистам взаимодействовать друг с другом, не отвлекаясь на зрителей. На первых занятиях по театрализованной деятельности дети передвигали куклы настольного театра под знакомое музыкальное сопровождение. Данный прием позволил детям ориентироваться на условной сцене, взаимодействовать друг с другом, не сталкиваться между собой, усвоить основные правила кукловождения. Затем отрабатывались приемы вхождения в диалог по сюжету знакомой сказки небольшого содержания по схеме «вопрос-ответ», разыгрывались этюды и упражнения на развитие коммуникативных способностей и формирование  основных видов эмоций, передачи мимики и жестов персонажа. В реализации данных задач необходимы следующие виды кукольного театра:

Маски, маски-шапки, масочный нагрудный.

 Разыгрывая небольшие  сценки, не связанные общим сюжетом,  а также сказки по канве  художественного произведения дети  перевоплощаются в образ выбранного  персонажа и передают характерные  особенности своего героя (в  зависимости от уровня развития  умений и навыков в театрализованной деятельности). Для большей эффективности работы с данными видами театра необходимо организовать костюмерную, обогащенную различными видами костюмов; гримерную с набором театральных атрибутов (носы, бороды, парики и др.). При разыгрывании сюжета литературного произведения методическим фундаментом выступает схема работы над сказкой.

 

Кулачковый, тростевой, ложковый. Все три вида кукольного театра по приемам кукловождения тождественны: при обучении детей играть с куклами кулачкового (прячется кулачок), тростевого (кукла на палочке – трость), ложкового (в основе деревянная ложка или лопаточка) необходимо учитывать уровень развития мышечной массы кисти, предплечья, плеча, т.к. организация игры предполагает использование напольной ширмы. В начале работы с этими видами кукольного театра используется напольная ширма с занавесом 70-80 см, дети-артисты располагаются на стульях. Дополнительно проводятся игры и упражнения на развитие физических качеств: силы, ловкости, быстроты.

 При достижении определенных  результатов (дети уверенно манипулируют  куклами на уровне ширмы, вступают  в диалог и поддерживают его,  передают образ героя яркими  интонациями) можно начинать работу  на ширме с высотой занавеса 1м (дети-артисты располагаются  стоя). Такой вариант ширмы позволяет  увеличить объем действий, сюжетных  линий, смены декораций. Также  на втором этапе работы с  куклами на трости изменяется  и сама кукла: она становится  подвижной при помощи дополнительного гапита к руке (лапе). Этот вариант куклы дает возможность подготовить детей к усвоению приемов кукловождения театра «би-ба–бо».

Кукольный театр «би-ба–бо».

На сегодняшний день этот вид кукольного театра наиболее широко представлен в ассортименте фабричного производства. Куклы «би-ба-бо» на первом этапе дополнены тростью для головы; это облегчает руководство театрализованными играми, т.к. у детей сформированы навыки кукловождения кукол на трости. На протяжении всего этапа с детьми отрабатываются простейшие приемы работы с куклой:

передача ходьбы куклы  без ширмы, на ширме, бег

повороты головы персонажа

наклоны в заданном направлении

взаимодействие с другими  героями.

Для того чтобы ребенок  научился управлять куклой «би-ба-бо» в полном объеме, используются упражнения с перчаткой: на указательный палец фиксируется голова куклы, остальные пальцы изображают руки (лапы) персонажа. Такой прием позволяет ребенку научиться владеть куклой «изнутри», а впоследствии легко применить полученные навыки в игре с куклой «би-ба-бо». На втором этапе работы куклы театра «би-ба-бо» усложняются: основа вождения куклы остается та же, а подвижной частью становится рот, который приводится в действие при помощи лески.

 Для дальнейшей работы  по развитию знаний, умений и  навыков через театрализованную  игру посредством кукольного  театра мной изготовлены следующие  виды кукол:

Планшетный малый

Планшетный большой

Напольные куклы 

Данные виды кукольного театра используются в средней группе самим  педагогом в качестве сюрпризного  момента на занятиях, в режимных моментах, в кукольных спектаклях с детьми старшей и подготовительной групп. Детям очень нравится играть с планшетными куклами в свободной  игровой деятельности, придумывать  небольшие истории, разыгрывать  сюжеты знакомых сказок, потешек. Управление данными куклами для детей 4-5 лет является сложным процессом, требующим сформированности основных приемов кукловождения, высокого уровня развития плечевого пояса.

 Все вышеперечисленные  виды кукольного театра необходимо  изготавливать с учетом всех  санитарных норм; куклы должны  быть эстетически оформлены и  расположены в центре театрального  искусства в соответствии с  их назначением.

 Дети средней группы  в свободное время самостоятельно  разыгрывают любимые сказки, сочиняют  истории от первого лица, а  также сказки- придумки.

 На занятиях по театрализованной  деятельности отрабатывались умения  эмоционально передавать образ  выбранного персонажа: использовать  интонацию, мимику, жесты, характерные  особенности походки и др.

 При помощи театральных атрибутов костюмерной и гримерной группы разыгрывают знакомые, небольшие по содержанию, сказки, потешки «Колобок», «Репка», «Два веселых гуся», «Солнышко и дождик»).

 Дети нашего детского  сада часто посещают театр,  смотрят детские спектакли, знакомятся  с театральными профессиями, узнают  о том, что делают участники  театрализованного действия (актеры, режиссер, гример, костюмер, осветитель  и др.). Полученные знания дети  используют в разных видах  деятельности - игровой, изобразительной,  также разыгрывают сценки на  закрепление правил поведения  в театре Работа по ознакомлению  детей с театром и формированию  знаний о нем, кроме приобщения  детей к одному из прекрасных  древнейших видов искусства, способствует  умственному, эстетическому и  нравственному воспитанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, изучив современную  психолого - педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что театр в дошкольном детстве занимает особое место в воспитательно - образовательном процессе. При организации игр - театрализации необходимы следующие условия: создание уголка театра в каждой возрастной группе, оснащение его разнообразными видами кукольного театра, владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ.

 Дети 4-5 лет способны  самостоятельно организовывать  театрализованные игры, использовать  средства выразительности, владеть  приемами кукловождения при игре в настольный театр. К концу года дети средней группы овладели техникой управления куклами различных видов театра, научились внимательно слушать своего партнера, вовремя подавать реплики, сочинять небольшие сказки, в которых сопровождают кукол песенкой. Через театрализованную игру дети освоили:

Невербальные средства общения (жесты, мимику, движения)

Речь детей стала более связной, выразительной, обогатился словарный запас, уровень коммуникативных способностей стал выше по сравнению с началом года

Дети научились выражать свои эмоции и понимать чувства других

У детей появился интерес  к театру как к виду искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемого  материала:

 

1.Сайт «Воспитание детей  дошкольного возраста в детском  саду и семье»

Статья: «Влияние театрализованной игры на формирование компетенции ребенка –дошкольника»

2.Сайт «ProШколу.ru»

Статья «конспекты театрализованных игр и занятий для детей  раннего возраста»

3.Сайт «Дети- 66.ru»

Статья « Театрализованные игры в ДОУ»

4.Сайт «Фестиваль педагогических  идей»

Статья «Развитие творческих способностей детей дошкольного  возраста через театрализованную игру.

5.Сайт «Дошкольное образование»

Статья «Театрализованные  игры»

6.Сайт «Дошкольное воспитание  и образование детей»

Статья «Театрализованные  игры для средней группы»

Статья «Театрализованные  игры для младшей группы»

7.Сайт «Росшкола»

Статья «театрализованные  игры в детском саду»

8.Маханева  М.Д. театрализованные занятия  в детском саду:пособие для работников дошкольного учреждения-М.6 ТЦ Сфера, 2001 г.

9.Петрова Т.И. театрализованные  игры в детском саду6 «школьная пресса» -2000 г.

 

 


Информация о работе Театрализованные игры в детском саду