Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:24, аттестационная работа
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, но своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной является игра для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.
Введение ст.3
Глава 1. Теоретические основы проблем театрализованной игры
Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных
навыков у детей ст. 4 - 5
Театрализованные игры: классификация. ст. 6 -18
Технология организации театрализованных игр. ст.9 -12
Театрализованные занятия. ст.13 -14
Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка – дошкольника. ст.15 - 17
Чем хороши театрализованные игры? ст.18 -19
Глава 2. Опыт работы по организации театрализованной игры в средней группе. ст.20 -22
Заключение ст.23
Список литературы ст.24
Чаще всего в дошкольных
учреждениях мы встречаемся с
неорганизованной театрализованной деятельностью
взрослых: им приходится ставить детские
спектакли, не владея в полной мере
искусством театра. Одиночные, стихийные
представления кукольного театра, редкие
выступления воспитателя в роли
персонажа или ведущего на празднике
не способствуют развитию театрализованной
деятельности детей в силу отсутствия
систематического восприятия полноценного
сценического искусства. Таким образом,
налицо неподготовленность большинства
педагогов к руководству
* Для успешного овладения
способами творческих действий
в театрализованной игре
• Педагог должен
сознательно выбирать
В руководстве формированием
творческой деятельности детей в
театрализованной игре воспитатель
должен опираться на принципы гуманистической
направленности (истинно гуманные отношения
между взрослыми и детьми); интеграции
(объединение в
Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:
• метод моделирования
ситуаций (предполагает создание вместе
с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей,
этюдов, в которых они будут
осваивать способы
• метод творческой беседы
(предполагает введение детей в художественный
образ путем специальной
• метод ассоциаций (дает
возможность будить воображение
и мышление ребенка путем ассоциативных
сравнений и затем на основе возникающих
ассоциаций создавать в сознании
новые образы). Необходимо отметить,
что общими методами руководства
театрализованной игрой являются прямые
(воспитатель показывает способы
действия) и косвенные (воспитатель
побуждает ребенка к
Театрализованная игра может использоваться
педагогом в любых видах
Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы («костюмеров», «режиссеров», «художников» и др.). Родителей нужно вовлекать в такие виды деятельности, которые недоступны детям (техническое устройство сцены, изготовление костюмов).
Основные требования к организации театрализованных игр
• Содержательность и разнообразие тематики.
• Постоянное, ежедневное
включение театрализованных
• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
. Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературных произведений. Далее предполагается импровизация детей на заданную тему. Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем необходимо предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.
Через театрализованную
игру педагог знакомят детей
с театральными жанрами (
В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.
Дети младшей группы
с удовольствием
Формируя интерес к
играм-драматизациям,
В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».
С группой наиболее
активных детей целесообразно
драматизировать простейшие
В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка -все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.
Наблюдая за играми старших дошкольников, Д.Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.
Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят отдельные сюжеты, старшие дошкольники - сказку целиком. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи - куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.
1.4.Театрализованные занятия.
Занятия, включающие театрализованную игру, выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременно выполнение следующих целей:
1)Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности
2)Создание атмосферы творчества
3)Развитие музыкальных способностей
4)Социально-эмоциональное развитие
Содержание театрализованных занятий включают в себя:
а) Просмотр кукольных сценок
б) Театрализованные игры
в) Разыгрывание
г) Беседы о театре
д) Упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества
е) Упражнения по
социально-эмоциональному
Занятия в основном строятся по единой схеме:
1. Введение в тему, создание эмоционального настроения
2. Театрализованная игра
(обыгрывание стихотворений,
• действия детей с кукольными персонажами
• непосредственные действия детей по ролям
• литературная деятельность (диалоги и монологи)
• изобразительная деятельность - дети создают декорации, костюмы персонажей
• музыкальное
Обогащению детей
Детям предлагают изобразить
отдельные эпизоды из
Также для обучения
детей средствам
Таким образом, изучив современную психолого — педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что театр в дошкольном детстве занимает особое место в воспитательно - образовательном процессе. При организации игр - театрализации необходимы следующие условия: создание уголка театра в каждой возрастной группе, оснащение его разнообразными видами кукольного театра, владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ.
1.5.Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника»
Важное значение в возникновении у детей игры особого рода театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.
Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.
Оба вида игры развиваются параллельно, но с\р игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованная у детей 6-7 лет.
Исследователи отмечают близость с\р и театрализованной игры. В с\р игре дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной игреиз готового источника (литературно-художественного). В с\р игре инициатива детей направлена на создание сюжета, а в театрализованнойна выразительность разыгрываемых ролей. Деятельность детей в с\р игре является ориентировочной и не может быть представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре действие может быть показано зрителю: детям, родителям.
Не секрет, что многие дети
страдают от неустойчивого внимания,
испытывают трудности при ориентировке
в пространстве, у них недостаточно
развита познавательная деятельность,
наблюдается нарушение
Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость. Детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности.
И, как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.