Театрализованные игры в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:24, аттестационная работа

Описание работы

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, но своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной является игра для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

Содержание работы

Введение ст.3
Глава 1. Теоретические основы проблем театрализованной игры
Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных
навыков у детей ст. 4 - 5
Театрализованные игры: классификация. ст. 6 -18
Технология организации театрализованных игр. ст.9 -12
Театрализованные занятия. ст.13 -14
Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка – дошкольника. ст.15 - 17
Чем хороши театрализованные игры? ст.18 -19

Глава 2. Опыт работы по организации театрализованной игры в средней группе. ст.20 -22

Заключение ст.23
Список литературы ст.24

Файлы: 1 файл

театрализованные игры в детском саду.docx

— 55.66 Кб (Скачать файл)

Чаще всего в дошкольных учреждениях мы встречаемся с  неорганизованной театрализованной деятельностью  взрослых: им приходится ставить детские  спектакли, не владея в полной мере искусством театра. Одиночные, стихийные  представления кукольного театра, редкие выступления воспитателя в роли персонажа или ведущего на празднике  не способствуют развитию театрализованной деятельности детей в силу отсутствия систематического восприятия полноценного сценического искусства. Таким образом, налицо неподготовленность большинства  педагогов к руководству творческой театрализованной деятельностью детей. Кроме того, сегодня оказываются  почти невозможными организованные поездки детей в театр. Педагогический театр взрослых должен взять на себя приобщение детей к театральному искусству и воспитание у них  творческих качеств под воздействием обаяния творчески активной, артистичной  личности воспитателя, владеющего искусством перевоплощения.

* Для успешного овладения  способами творческих действий  в театрализованной игре необходимо  предоставлять детям возможность  самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов). Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе но приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада (проведению досугов, тематических вечеров и бесед, консультаций).

 • Педагог должен  сознательно выбирать художественные  произведения для работы. Критериями  отбора являются художественная  ценность произведения, педагогическая  целесообразность его использования,  соответствие жизненному и художественно-творческому  опыту ребенка, яркая образность  и выразительность интонаций  (музыкальных, словесных, изобразительных).

В руководстве формированием  творческой деятельности детей в  театрализованной игре воспитатель  должен опираться на принципы гуманистической  направленности (истинно гуманные отношения  между взрослыми и детьми); интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и  деятельности); творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).

Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

•  метод моделирования  ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут  осваивать способы художественно-творческой деятельности);

•  метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

•  метод ассоциаций (дает возможность будить воображение  и мышление ребенка путем ассоциативных  сравнений и затем на основе возникающих  ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства  театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы  действия) и косвенные (воспитатель  побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).

Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную  работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы («костюмеров», «режиссеров», «художников» и др.). Родителей  нужно вовлекать в такие виды деятельности, которые недоступны детям (техническое устройство сцены, изготовление костюмов).

 

Основные требования к организации  театрализованных игр

 • Содержательность  и разнообразие тематики.

 • Постоянное, ежедневное  включение театрализованных игр  во все формы педагогического  процесса, что делает их такими  же необходимыми для детей,  как и сюжетно-ролевые игры.

 • Максимальная активность  детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

 • Сотрудничество детей  друг с другом  и с взрослыми  на всех этапах организации  театрализованной игры.

. Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературных произведений. Далее предполагается импровизация детей на заданную тему. Участники  театрализованных игр должны освоить  элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем необходимо предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.

 Через театрализованную  игру педагог знакомят детей  с театральными жанрами (драматический  театр, опера, оперетта, балет,  театр кукол и зверей, пантомимой).

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

 Дети младшей группы  с удовольствием перевоплощаются  в собак, кошек и других знакомых  животных, однако развить и обыграть  сюжет пока не мо­гут. Они лишь  подражают животным, копируя их  внешне, не раскрывая особенностей  поведения, поэтому детей младшей  группы важно научить некоторым  способам игровых действий по  образцу. О.С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.

 Формируя интерес к  играм-драматизациям, необходимо  как можно больше читать и  рассказывать детям сказки и  другие литературные произведения.

В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».

 С группой наиболее  активных детей целесообразно  драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка  «Колобок»). Привлекая к играм  малоактивных детей, можно драматизировать  произведений, в которых небольшое  количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»).

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка -все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.

 Наблюдая за играми  старших дошкольников, Д.Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.

 Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят отдельные сюжеты, старшие дошкольники - сказку целиком. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи - куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.Театрализованные занятия.

 

 Занятия, включающие театрализованную игру, выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременно выполнение следующих целей:

1)Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности

2)Создание атмосферы творчества

3)Развитие музыкальных способностей

4)Социально-эмоциональное развитие

 

Содержание театрализованных занятий  включают в себя:

а) Просмотр кукольных сценок

 б) Театрализованные  игры

 в) Разыгрывание разнообразных  сказок и инсценировок

 г) Беседы о театре

 д) Упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества

 е) Упражнения по  социально-эмоциональному развитию  детей 

 

Занятия в основном строятся по единой схеме:

1. Введение в тему, создание  эмоционального настроения

2. Театрализованная игра (обыгрывание стихотворений, сказок):

• действия детей с кукольными персонажами

 • непосредственные  действия детей по ролям

 • литературная деятельность (диалоги и монологи)

 • изобразительная  деятельность - дети создают декорации,  костюмы персонажей

 • музыкальное исполнительство- исполнение знакомых песен от лица персонажа, их инсценирование, напевание.

 

 

Обогащению детей художественными  средствами передачи образа способствуют этюды.

 Детям предлагают изобразить  отдельные эпизоды из прочитанного  произведения, например, показать, как  лиса строила ледяную избушку,  а заяц - лубяную. В сказке об  этом говорится в одном предложении,  следовательно, дети сами должны  продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем  - проиграть. В другом случае  требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные зрители угадывают, какой эпизод представлен. Благодаря таким комплексным игровым импровизациям у ребёнка постепенно развиваются художественные способности, без которых театрализованная игра лишена красок и выразительности.

 Также для обучения  детей средствам выразительности  в театрализованных играх используются  упражнения. Например, можно предложить  детям произнести с разной  интонацией самые привычные слова: 'возьми', 'помоги', 'здравствуй' (приветливо, небрежно, просяще, требовательно). Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами их невербального и вербального выражения.

 Таким образом, изучив  современную психолого — педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что театр в дошкольном детстве занимает особое место в воспитательно - образовательном процессе. При организации игр - театрализации необходимы следующие условия: создание уголка театра в каждой возрастной группе, оснащение его разнообразными видами кукольного театра, владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5.Влияние театрализованной игры на формирование  личностных компетенций ребенка-дошкольника»

 

Важное значение в возникновении у детей игры особого рода театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.

Таким образом, именно сюжетно-ролевая  игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.

Оба вида игры развиваются  параллельно, но с\р игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованная у детей 6-7 лет.

Исследователи отмечают близость с\р и театрализованной игры. В с\р игре дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной игреиз готового источника (литературно-художественного). В с\р игре инициатива детей направлена на создание сюжета, а в театрализованнойна выразительность разыгрываемых ролей. Деятельность детей в с\р игре является ориентировочной и не может быть представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре действие может быть показано зрителю: детям, родителям.

Не секрет, что многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у них недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического  строя речи, недостаточность фонетико-фонематического  восприятия, незрелость эмоционально-волевой  сферы.

Дети, склонные к тормозным  процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость. Детям с повышенной возбудимостью  не хватает внимания, сосредоточенности.

И, как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении  умственной активности, совершенствовании  речевых навыков, развитии психических  процессов, повышении эмоциональной  активности принадлежит театрализованным играм.

Информация о работе Театрализованные игры в детском саду