Содержание.
Введение……………………………………………………………………3
1. Общественно-исторические
стадии (формации) развития процесса обучения………………………………………………………………………….4
2. Формы организации учебного процесса……………………………….6
3. Постулаты коллективного способа
обучения………………………….7
4. Концептуальные положения технологии
коллективного способа обучения…………………………………………………………………………...8
5. Типичные ошибки в понимании
коллективного способа обучения...11
6. Фазы (этапы) перехода к коллективному
способу обучения………..12
Выводы…………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………..17
Введение.
В настоящее время идёт становление
новой системы образования, ориентированного
на вхождение в мировое образовательное
пространство. Этот процесс сопровождается
существенными изменениями в
педагогической теории и практике
учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной
парадигмы: предлагается иное
содержание, иные подходы, иное
право, иные отношения, иное
поведение, иной педагогический
менталитет.
Важнейшей составляющей педагогического
процесса становится личностно-ориентированное
взаимодействие педагога с учениками.
Намечается дальнейшая интеграция
образовательных факторов: школы,
семьи, микро- и макросоциума.
Увеличивается роль науки в
создании педагогических технологий,
адекватных уровню общественного
знания.
В психолого-педагогическом плане
основные тенденции совершенствования
образовательных технологий характеризуются
переходом:
- от
учения как функции запоминания
к учению как процессу умственного
развития, позволяющего использовать
усвоенное;
- от
чистой ассоциативной, статической
модели знаний к динамическим
структурированным системам умственных
действий;
- от
ориентации на усреднённого ученика
к дифференцированным и индивидуализированным
программам обучения;
- от
внешней мотивации учения к
внутренней нравственно-волевой
регуляции.
Совершенствование образовательных
технологий является одним из
направлений специального образования.
Обновление только содержания
образования не достигает поставленной
цели. Объективно необходимым становится
согласование нового содержания
с используемыми технологиями. Требования
практически диктуют необходимость
усиления творческого и рефлексивного
потенциала участников образовательного
процесса, индивидуализации коррекционно-развивающейся
помощи.
В современных условиях репродуктивная
форма занятий является недостаточной.
В силу этого используемые технологии
реализуют задачи формирования рациональных
способов деятельности, в том числе и поисковой,
включения учащихся в диалог.
Образовательная технология позволяет
приобщить воспитанников к культурно-ментальному
наследию, она даёт положительный
импульс к профессиональному
саморазвитию педагога.
Новые технологии отражают гуманитаризацию
образования, признаками которой
являются режим диалога, отсутствие
авторитарности, манипулятивности
в деятельности учителя, возможности
выбора учащимися предполагаемых
видов деятельности, экологическая
безопасность участников образовательного
процесса.
Современные технологии отражают,
в основном, две модели обучения:
- информационную;
- операционную.
Вторая модель обучения опирается
на концепцию деятельности, которая
рассматривается как основа формирования
знаний и овладения способами
деятельности, как фактор управления
различными сторонами психики
обучающихся и условие их самореализации.
Основой структурной единицей
деятельности является действие.
Оно всегда направлено на достижение
цели. В занятиях строго отрабатывается
целеполагание. Каждый урок или
цикл уроков реализует определённую
цель и соответствующие дидактические
задачи. В каждом действии можно
проследить ориентировочную, исполнительную
и контрольные части. По исполнению
действие может быть импульсивным
и волевым, включающим эмоционально-волевой
компонент.
1. Общественно-исторические
стадии (формации) развития процесса обучения.
Человеческая цивилизация пережила
два общественно-исторических способа
организации обучения: индивидуальный
и сегодняшний групповой.
В индивидуальном способе обучения
использовались индивидуально-опосредованная
и парная формы, в групповом
к ним добавилась в качестве
ведущей групповая форма, в
коллективном способе будут все
четыре формы при ведущей роли
коллективной. Конечно, в истории
человечества всегда были представлены
все четыре базисных оргформы. Однако
в разные эпохи не все из них были общепризнанными.
Предназначение индивидуального
способа обучения состояло в
обучении отдельных членов общества,
группового способа – в приобретении
многими людьми образовательно-воспитательных
качеств, соответствующих потребностям
общества, а коллективного – в
их овладении каждым членом
общества.
В коллективном способе обучения
обучающийся будет реализовывать
свою индивидуальную образовательную
программу за счёт большого
спектра разных по содержанию, типу, форме
и месторасположению взаимодействий с
другими обучающимися, которые тоже реализуют
свои индивидуальные программы. Программы
максимально индивидуализируются, а сам
процесс обучения в большей мере примет
коллективный характер.
Таким образом, понятие общественно-исторического
способа организации обучения (в
частности, коллективного) ухватывает
сущность сферы образования в
определённую эпоху человеческой
цивилизации. А это значит, что
подлежат рассмотрению по меньшей
мере три плоскости вопросов:
1) Во-первых, предназначение сферы образования
среди других сфер общества: базовые образовательные
процессы и процессы, их обслуживающие,
включая подготовку кадров, научные изыскания,
инспектирование и т.п.
2) Во-вторых, структурные единицы,
обеспечивающие разворачивание
базовых и обслуживающих процессов
– учреждения образования.
3) В-третьих, морфологию участников
сферы образования.
Следовательно, при коллективном
способе обучения будет существенно
другая, чем сейчас, деятельность
всего образовательного учреждения
и обеспечивающих его инфраструктурных
процессов: их содержательно-технологические,
организационно-управленские, нормативно-правовые,
кадровые и другие аспекты.
2. Формы организации
учебного процесса.
Все формы организации процесса
обучения делятся на общие
и конкретные. Общие формы не
зависят от конкретных дидактических
задач и определяются только
структурой общения между обучающимися
и обучаемыми. Таких форм четыре: индивидуальная,
парная, групповая, коллективная.
Обучение – это общение между
обучающимися и обучаемыми, т.е.
общение между теми, кто имеет
знания и опыт, и теми, кто их
приобретает. Общение, в процессе
которого и посредством которого
воспроизведение и усвоение всех
видов человеческой деятельности.
Обучения вне общения не существует.
Общение может происходить непосредственно
(через устную речь, люди слышат и видят
друг друга) и опосредовано
(через письменную речь (газеты, журналы
и т.д.), когда люди не видят и не слышат
друг друга.
Опосредованное обучение между
обучающимися и обучаемыми в
учебном процессе даёт нам
индивидуальную форму организации
учебной работы. Ученик выполняет
учебные задания (пишет, читает,
решает задачи, ставит опыты), и
при этом ни с кем не вступает
в прямое общение, никто с
ним не сотрудничает.
Непосредственное общение между
людьми имеет различное построение:
может происходить в паре (парная
форма организации обучения, например
два ученика совместно прорабатывают
статью, решают задачи, разучивают
стихотворения), со многими людьми
(групповая форма организации
учебного процесса, если один
учит нескольких человек),
Индивидуальная, парная, групповая
формы организации учебных занятий
являются традиционными. Ни одно
из этих форм не является
коллективной. Коллективной формой
организации процесса обучения
является только работа учащихся
в парах сменного состава (общение
либо с каждым отдельно, либо
по очереди).
3. Постулаты коллективного
способа обучения.
Первый постулат.
Каждый здоровый человек может освоить
любой учебный материал.
Суть первого постулата заключается
в том, что всё открыто человечеству, доступно
для понимания каждому человеку.
Конечно, не каждый ученик станет
великим математиком или физиком.
Но всё, что известно в физике
или математике и оформлено
как учебный материал, может быть
полностью освоено учеником.
Этот постулат запрещает ссылаться
на несостоятельность людей освоить
тот или иной учебный материал.
Второй постулат.
Дети отличаются не своими возможностями
усвоить тот или иной материал, а индивидуальными
способами и средствами этого материала.
Все дети отличаются друг от
друга. Их отличие проявляется
не в том, что один плохие
– другие хорошие, или что
одним доступно учиться хорошо,
а другим это не доступно.
Люди отличаются характером, типом
мышления, темпераментом и т.п.
Однако эти отличия характеризуют
их индивидуальность и относятся
к внутренним средствам. Жизненные
цели и задачи для разных
детей могут быть одни и
те же, но эти цели и задачи
могут быть реализованы разными
детьми за счёт разных внутренних
средств.
Именно в вопросах средств,
в выборе путей и способов
реализации целей должны учитываться
индивидуальные особенности детей,
но не в обозначении образовательных
целей, тем более не в определении
общеобразовательных целей.
Третий постулат.
Интерес ученика к изучаемому материалу
определяется не содержанием этого материала,
а успешностью действий ученика в процессе
освоения этого материала.
Достаточно распространено явление,
когда преподаватели усердно
улучшают содержание преподаваемого
предмета, стараются включить в
программу интересные, любопытные,
полезные сведения с надеждой
на то, что это вызовет интерес
у учащихся, а проявленный интерес
будет способствовать улучшению
качества обучения. Можно ссылаться
на многих авторитетных преподавателей
и учёных, которые признались, что такой
подход практически малоэффективен. Это
не случайно.
Интерес, любопытство возникает
и поддерживается тогда, когда
изучаемый материал понятен и
усвоен, а это обеспечивается
успешностью действий учащегося.
Когда у ученика какой-то шаг,
какие-то действия получаются, то
он готов совершить следующий
шаг, следующие действия.
Третий постулат констатирует, что,
с точки зрения результативности,
определяющим является не то, что изучается,
а то, как изучается.
4. Концептуальные
положения технологии коллективного способа
обучения.
Постоянное развитие экономики,
техники, науки, искусства, морали,
языка, т.е. всей материальной
и духовной жизни людей, приводит
к необходимости вносить изменения
в содержание и методики обучения
и воспитания. Изменяется социальный
заказ, другим становится отношение
общества к людям с особенностями
психофизического развития. Возникает
необходимость, с одной стороны,
учёта индивидуальных особенностей
каждого ученика, с другой –
включения ребят в коллектив
сверстников. Это предполагает
изменения форм, содержания и
методов обучения и воспитания.