Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:09, реферат
Совершенствование образовательных технологий является одним из направлений специального образования. Обновление только содержания образования не достигает поставленной цели. Объективно необходимым становится согласование нового содержания с используемыми технологиями. Требования практически диктуют необходимость усиления творческого и рефлексивного потенциала участников образовательного процесса, индивидуализации коррекционно-развивающейся помощи.
В современных условиях репродуктивная форма занятий является недостаточной. В силу этого используемые технологии реализуют задачи формирования рациональных способов деятельности, в том числе и поисковой, включения учащихся в диалог.
Введение……………………………………………………………………3
1. Общественно-исторические стадии (формации) развития процесса обучения………………………………………………………………………….4
2. Формы организации учебного процесса……………………………….6
3. Постулаты коллективного способа обучения………………………….7
4. Концептуальные положения технологии коллективного способа обучения…………………………………………………………………………...8
5. Типичные ошибки в понимании коллективного способа обучения...11
6. Фазы (этапы) перехода к коллективному способу обучения………..12
Выводы…………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………..17
Преимуществом коллективного
Наряду с этим технология
В педагогической литературе
принято считать, что
Ривин Александр Григорьевич (1877 – 1944) – русский советский педагог-новатор, автор метода коллективной учебной работы с применением диалогических пар сменного состава.
Дьяченко Виталий Кузьмич –
профессор, заведующий
Технология коллективного
По В.К. Дьяченко, обучение есть
общение обучающихся и
1) опосредственное общение через письменную речь (форма обучения – индивидуальная);
2) общение в паре (форма обучения – парная, где один учит другого);
3) групповое общение (форма обучения – групповая, где один одновременно учит многих);
4) общение в парах сменного состава (форма обучения – коллективная, где каждый учит каждого).
Коллективный способ обучения
включает все четыре формы:
коллективную, групповую, парную
и индивидуальную. Преимуществом
коллективного способа
А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко
используют идею взаимного
Коллективный способ обучения
– это включение в учебный
процесс естественной
Принципы:
- завершённости или ориентации на высшие конечные результаты;
- непрерывной и
- сотрудничества и взаимопомощи между учениками;
- разнообразие тем и заданий (распределение труда);
- разноуровневости (разновозрастности)
участников педагогического
- обучения по способностям
- педагогизация деятельности
Работа организуется так,
Основные преимущества
- совершенствуются навыки
- развиваются навыки
- повышается ответственности и за свои успехи, и за результаты коллективного труда;
- мобилизуются предшествующий
- обеспечивается более прочное
усвоение в процесса
- формируется позитивный
- формируется адекватная
Однако в любой
- сложность осуществления
- ограниченность возможности
- трудность получения
- ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности;
- усреднение темпа прохождения учебного материала.
5. Типичные ошибки в понимании коллективного способа обучения.
Вероятно, по причине лексической
многозначности термина «
- коллективное взаимообучение;
- разновозрастное
- методика А.Г. Ривина;
- работа учащихся в парах
- организованный диалог;
- сочетательный диалог;
- также некорректной трактовой
коллективного способа
Во всех трёх случаях путают
три сопряжённых, но не
Одна (но не единственная!) причина
такого неправомерного
Очевидно, что деятельность учащихся
в парах требует пристального
внимания педагогов. Однако
Возможности использования
Реализация «парного обучения»
во многом зависит от того,
насколько будут преодолены
6. Фазы (этапы) перехода к коллективному способу обучения.
Коллективный способ обучения
как очередной этап
Обучение, будучи органической составной частью процесса общественного бытия, не может существовать и развиваться изолированно от остальных общественных процессов, которые в зависимости от их уровня могут как способствовать, так и препятствовать развитию процесса обучения.
Для целенаправленного
Ростки коллективного способа
обучения уже появляются и
развиваются в недрах
Первая фаза. Это период использования приёмов работы в парах.
На этой фазе все признаки
группового способа обучения (классно-урочной
и лекционно-семинарской
Общий фронт нарушается
В представлениях учителей, управленцев,
свобода организации урока
Вторая фаза. Коллективные занятия организуются по отдельным предметам в рамках класса. Коллективная организационная форма обучения, то есть работа в парах сменного состава, становится основным средством освоения материала. Общий фронт обычно отсутствует в пределах какого-либо раздела, ученики в классе могут изучать различные вопросы этого раздела по разным маршрутам. Это позволяет в большей мере, чем на предыдущей фазе, индивидуализировать обучение.
Остальные предметы изучаются
по-старому – на групповых
занятиях. При этом один и тот
же учитель в одних классах
может вести коллективные
Для второй фазы характерна
одиночная деятельность
Серьёзное ограничение связано с тем, что по истечении положенного времени все ученики должны изучать новый раздел. Очевидно, добиться того, чтобы все из них усвоили раздел полностью и были готовы вместе с другими перейти к следующему, часто не удаётся.
Ещё одно из ограничений –
столкновение интересов
Третья фаза. Коллективные занятия организуются по всем предметам (или практически по всем) в рамках какого-либо класса. Коллективные занятия заменяют групповые занятия (уроки). Изменяется традиционный режим работы, практикуется погружение в отдельные предметы: учащийся какой-либо период (неделю, месяц) изучают только часть (один, два или несколько) предметов.
Общий фронт отсутствует в
пределах годовой программы,
Важно, что создаётся