Технологии коллективного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:09, реферат

Описание работы

Совершенствование образовательных технологий является одним из направлений специального образования. Обновление только содержания образования не достигает поставленной цели. Объективно необходимым становится согласование нового содержания с используемыми технологиями. Требования практически диктуют необходимость усиления творческого и рефлексивного потенциала участников образовательного процесса, индивидуализации коррекционно-развивающейся помощи.
В современных условиях репродуктивная форма занятий является недостаточной. В силу этого используемые технологии реализуют задачи формирования рациональных способов деятельности, в том числе и поисковой, включения учащихся в диалог.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Общественно-исторические стадии (формации) развития процесса обучения………………………………………………………………………….4
2. Формы организации учебного процесса……………………………….6
3. Постулаты коллективного способа обучения………………………….7
4. Концептуальные положения технологии коллективного способа обучения…………………………………………………………………………...8
5. Типичные ошибки в понимании коллективного способа обучения...11
6. Фазы (этапы) перехода к коллективному способу обучения………..12
Выводы…………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 37.91 Кб (Скачать файл)

          Преимуществом коллективного способа  обучения является освобождение  учителя от значительной доли  фронтальной работы и, соответственно, увеличение времени для индивидуальной  помощи учащимся. Таким образом,  у педагога не возникает проблем  при организации работы одновременно  по разным темам, а учащиеся  с особенностями психофизического  развития получают возможность  многократно прорабатывать один  и тот же материал, учатся излагать  учебный материал другим, общаться, у них поддерживается интерес  к учению.

          Наряду с этим технология коллективного  способа обучения отвечает и  другим задачам специального  образования.

          В педагогической литературе  принято считать, что коллективные  учебные занятия были введены  в школах ещё во времена  Я.А. Коменского, но автором метода  коллективной учебной деятельности  являются А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко.

          Ривин Александр Григорьевич  (1877 – 1944) – русский советский  педагог-новатор, автор метода  коллективной учебной работы  с применением диалогических  пар сменного состава.

          Дьяченко Виталий Кузьмич –  профессор, заведующий кафедрой  педагогики Красноярского ИПК  работников образования, современной  теоретик коллективного способа  обучения.

          Технология коллективного взаимообучения  относится к популярным личностно-ориентированным технологиям обучения.

          По В.К. Дьяченко, обучение есть  общение обучающихся и обучаемых.  Вид общения определяет и организационную  форму обучения. Исторический анализ  показывает, что развитие способов  обучения основывалось на применении  различных видов общения: 

          1) опосредственное общение через письменную речь (форма обучения – индивидуальная);

          2) общение в паре (форма обучения – парная, где один учит другого);

          3) групповое общение (форма обучения – групповая, где один одновременно учит многих);

          4) общение в парах сменного состава (форма обучения – коллективная, где каждый учит каждого).

          Коллективный способ обучения  включает все четыре формы:  коллективную, групповую, парную  и индивидуальную. Преимуществом  коллективного способа обучения  является такая его организация,  при которой обучение осуществляется  путём общения в динамических  парах, когда каждый учит каждого.

          А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко  используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня  знаний и способностей, включая  в посильный диалог общение  всех учащихся, используя форму  меняющихся (динамических) пар, в  которой человек выступает поочерёдно  то учеником, то учителем.

          Коллективный способ обучения  – это включение в учебный  процесс естественной структуры  общения между людьми – диалогических  пар.

          Принципы:

          - завершённости или ориентации  на высшие конечные результаты;

          - непрерывной и безотлагательной  передачи полученных знаний друг  другу;

          - сотрудничества и взаимопомощи  между учениками;

          - разнообразие тем и заданий  (распределение труда);

          - разноуровневости (разновозрастности)  участников педагогического процесса;

          - обучения по способностям индивида;

          - педагогизация деятельности каждого  ученика.

          Работа организуется так, чтобы  весь учебный материал был  последовательно проработан сначала  в позиции ученика, затем в  позиции учителя.

          Основные преимущества технологии  коллективного способа обучения:

          - совершенствуются навыки логического  мышления и понимания учащихся;

          - развиваются навыки мыследеятельности,  включается работа памяти;

          - повышается ответственности и  за свои успехи, и за результаты  коллективного труда;

          - мобилизуются предшествующий опыт  и знания;

          - обеспечивается более прочное  усвоение в процесса неоднократного  повторения с несколькими сменными  партнёрами;

          - формируется позитивный микроклимат  в коллективе;

          - формируется адекватная самооценка  личности, своих возможностей и  способностей.

          Однако в любой образовательной  системе есть свои достоинства  и недостатки. Недостатки классноурочной  системы:

          - сложность осуществления индивидуального  подхода к учащимся;

          - ограниченность возможности работать  с учеником, имеющим высокие индивидуальные  способности;

          - трудность получения своевременной  обратной связи об уровне усвоения  учебного материала и продвижения  в умственном развитии учащихся;

          - ориентация учителя на ученика  среднего уровня возможностей  и подготовленности;

          - усреднение темпа прохождения  учебного материала.

 

5. Типичные ошибки в понимании коллективного способа обучения.

          Вероятно, по причине лексической  многозначности термина «коллективный  способ обучения» часто приписывают  В.К. Дьяченко вместо такого  понимания гораздо более узкое:

          - коллективное взаимообучение;

          - разновозрастное взаимообучение;

          - методика А.Г. Ривина;

          - работа учащихся в парах сменного  состава;

          - организованный диалог;

          - сочетательный диалог;

          - также некорректной трактовой  коллективного способа обучения  является следующая: «Коллективный  способ обучения есть комбинация  из трёх видов обучения: парного  обучения, фронтального обучения  и самообучения. Парное обучение  обладает ведущей ролью».

          Во всех трёх случаях путают  три сопряжённых, но не тождественных,  разноуровневых понятия: коллективный  способ обучения, коллективные учебные  занятия и коллективная форма  организации обучения.

          Одна (но не единственная!) причина  такого неправомерного отождествления  обусловлена следующим. На рубеже 80-90-х годов XX века в разных регионах СССР, а затем и постсоветского пространства наблюдается активное внедрение в учебный процесс коллективной организационной формы обучения (работы в парах сменного состава). Она применялась, главным образом, в рамках урока, поэтому в его организационной структуре объективно могла использоваться только в качестве вспомогательной формы. Коллективные учебные занятия проводились, но эпизодически, на отдельных предметах. Классов, в которых бы они организовывались по всем предметам, насчитывалось единицы. Этому периоду – этапу активного практического освоения коллективной организационной формы обучения – характерно стремление противопоставить уроку нечто иное, но такое же целостное. Если на уроке доминирует групповая форма обучения, то на первых коллективных (то есть неурочных) занятиях практически все дидактические задачи пытались решать через коллективную оргформу. Такая гипертрофия работы в парах сменного состава могла привести к широко распространённому штампу: «Коллективный способ обучения – это работа в парах».

          Очевидно, что деятельность учащихся  в парах требует пристального  внимания педагогов. Однако является  утопичным совершить коренные  изменения в практике образования  (обучения) за счёт внедрения парной  работы вне контекста изменения  всей целостности – институциональной  системы обучения.

          Возможности использования работы  в парах очень сильно зависят,  во-первых, от типа учебного занятия,  который, в свою очередь, зависит  от институциональной системы  (устройства образовательного учреждения  в целом). Так, в рамках группового  обучения парная работа может  быть только вспомогательной.  Вкрапление парной работы в  структуру фронтальных занятий  не меняет их сущности. На коллективных  занятиях она ведущая форма  обучения, но в зависимости от  того, в какой институциональной  системе обучения коллективные  занятия организуются, по-разному  реализуются объективные возможности  работы в парах, меняется её  назначение и, естественно, организация.

          Реализация «парного обучения»  во многом зависит от того, насколько будут преодолены мыслительные (мыслимые) ограничения её организации  и будут получены новые варианты  институциональной организации  обучения.

 

6. Фазы (этапы) перехода к коллективному способу обучения.

          Коллективный способ обучения  как очередной этап исторического  развития сферы образования не  может быть создан сразу.

          Обучение, будучи органической составной  частью процесса общественного  бытия, не может существовать  и развиваться изолированно от  остальных общественных процессов, которые в зависимости от их уровня могут как способствовать, так и препятствовать развитию процесса обучения.

          Для целенаправленного осуществления на практике перехода к коллективному способу обучения выделяются промежуточные этапы – несколько фаз переходного периода. Фазы переходного периода позволяет, с одной стороны, проанализировать сложившуюся ситуацию, с другой – дают возможность специалистам определить дальнейшие шаги собственной деятельности по созданию коллективного способа обучения.

          Ростки коллективного способа  обучения уже появляются и  развиваются в недрах группового  способа обучения.

          Первая фаза. Это период использования приёмов работы в парах.

          На этой фазе все признаки  группового способа обучения (классно-урочной  и лекционно-семинарской систем) сохраняются. Учебные занятия  являются групповыми, для них  характерен общий фронт: все  учащиеся занимаются изучением  одной и той же темы, одного  и того же раздела. В основе  занятия лежит групповая организационная  форма обучения: учитель предъявляет  новый материал сразу всем  учащимся, организует общегрупповые  обсуждения и т.д. Но для  закрепления, повторения изученного  использует другие формы, в  том числе и работу в парах  сменного состава. Таким образом,  коллективная организационная форма  используется как дополнительная, вспомогательная, улучшающая качество  занятий.

          Общий фронт нарушается незначительно  в рамках урока, поэтому общая  организация учебного процесса  остаётся традиционной: обычные   уроки, одновозрастные классы, узкоспециальные  предметы, обычный вариант расписания  и режим работы и т.д.

          В представлениях учителей, управленцев,  свобода организации урока является  ценностью, но ещё нет понимания  необходимости отказа от урока.

          Вторая фаза. Коллективные занятия организуются по отдельным предметам в рамках класса. Коллективная организационная форма обучения, то есть работа в парах сменного состава, становится основным средством освоения материала. Общий фронт обычно отсутствует в пределах какого-либо раздела, ученики в классе могут изучать различные вопросы этого раздела по разным маршрутам. Это позволяет в большей мере, чем на предыдущей фазе, индивидуализировать обучение.

          Остальные предметы изучаются  по-старому – на групповых  занятиях. При этом один и тот  же учитель в одних классах  может вести коллективные занятия,  а в других – групповые.

          Для второй фазы характерна  одиночная деятельность учителя,  отсутствие у него понимания,  что его собственные результаты  зависят от действий других  учителей.

          Серьёзное ограничение связано с тем, что по истечении положенного времени все ученики должны изучать новый раздел. Очевидно, добиться того, чтобы все из них усвоили раздел полностью и были готовы вместе с другими перейти к следующему, часто не удаётся.

          Ещё одно из ограничений –  столкновение интересов учителей, ведущих коллективные занятия  и их не организующих. В частности,  это может проявляться в разных  требованиях к поведению обучающих  на занятиях.

          Третья фаза. Коллективные занятия организуются по всем предметам (или практически по всем) в рамках какого-либо класса. Коллективные занятия заменяют групповые занятия (уроки). Изменяется традиционный режим работы, практикуется погружение в отдельные предметы: учащийся какой-либо период (неделю, месяц) изучают только часть (один, два или несколько) предметов.

          Общий фронт отсутствует в  пределах годовой программы, содержание  которой разные ученики проходят  по отличающимся последовательностям.

          Важно, что создаётся специальная  структура учительско-ученического  самоуправления для планирования, проведения и рефлексии учебных  занятий.

Информация о работе Технологии коллективного обучения