Технологии коллективного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:09, реферат

Описание работы

Совершенствование образовательных технологий является одним из направлений специального образования. Обновление только содержания образования не достигает поставленной цели. Объективно необходимым становится согласование нового содержания с используемыми технологиями. Требования практически диктуют необходимость усиления творческого и рефлексивного потенциала участников образовательного процесса, индивидуализации коррекционно-развивающейся помощи.
В современных условиях репродуктивная форма занятий является недостаточной. В силу этого используемые технологии реализуют задачи формирования рациональных способов деятельности, в том числе и поисковой, включения учащихся в диалог.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Общественно-исторические стадии (формации) развития процесса обучения………………………………………………………………………….4
2. Формы организации учебного процесса……………………………….6
3. Постулаты коллективного способа обучения………………………….7
4. Концептуальные положения технологии коллективного способа обучения…………………………………………………………………………...8
5. Типичные ошибки в понимании коллективного способа обучения...11
6. Фазы (этапы) перехода к коллективному способу обучения………..12
Выводы…………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 37.91 Кб (Скачать файл)

          Класс как тип учебной группы  ещё сохраняется, а программа  учебного предмета делится на  годичные блоки.

          Если во всех группах организуются  коллективные занятия, то это  значит, что учебное заведение  целиком перешло на третью  фазу. Тогда существенно меняется  управление заведением. Речь идёт  уже не о классно-урочно-предметной, а о классно-предметной системе  обучения.

         Четвёртая фаза. Коллективные занятия организуются в отдельных разновозрастных, разноуровневых учебных группах. Эти группы выделяются в образовательном учреждении наряду с одновозрастными классами.

          Содержание учебных предметов,  изучаемых в разновозрастном  коллективе, не делится на годичные  блоки. Последовательности и методы  её освоения у разных учеников  разные. К окончанию учебного  года учащиеся осваивают материал, неодинаковый по объёму и составу.  Учащиеся такой группы могут  в одно и то же время изучать  разные предметы: одни математику, другие физику, третьи химию и  т.д. У каждого обучающегося  и педагога есть свой план  деятельности на занятии (которые  все вместе взятые заменяют  традиционное расписание). Принципиально  важно, что когда речь идёт  о разновозрастной, разноуровневой  группе, то имеются в виду не  физические параметры обучающихся,  а отсутствие деления содержания  программ курсов на годичные  блоки. Когда в программе предмета  исчезает привязка к конкретному  классу и году обучения, тогда  мы освобождаемся от классной  системы. Это и проявление, и  необходимое условие четвёртой  фазы.

          Поскольку на этой фазе в  школе выделяются только отдельные  учебные группы разновозрастного  состава, то само управление  образовательным учреждением особо  не меняется.

          Пятая фаза. Коллективные занятия обучения в разновозрастных учебных группах.

          Если на четвёртой фазе разновозрастные  группы существуют наряду с  классами (одни ученики обучаются  в разновозрастных коллективах,  а другие – в классах), то  на пятой фазе вся школа  переходит на разновозрастные  учебные группы.

          В управлении учебным заведением  происходят существенные изменения.

          К началу XX века на пятую фазу пока удалось малочисленным сельским школам. Их опыт требует адаптации и дополнительных исследований при переносе в крупные школы, а также политических решений.

          Шестая и последующие фазы. Остальные фазы связаны с существенными изменениями в других сферах социальной жизни, в управлении системой образования и по времени являются более отдалёнными. Вероятно, шестая-седьмая фазы связаны с сетевой организацией системы образования. Некоторые моменты этой организации моделировались и исследовались в ряде организационно-деятельностных игр.

          Аспекты фаз перехода к коллективному способу обучения. Любая фаза переходного периода к коллективному способу обучения является некоторой целостностью. Каждое конкретное промежуточное состояние необходимо рассматривать как систему по следующим аспектам:

          - Предназначение и цели образования.

          - Организация учебного процесса.

          - Содержание образования.

          - Методики освоения содержания  образования.

          - Управление системой образования.

          - Субъекты педагогической деятельности, уровень понимания ими методологических, теоретических и практических  вопросов коллективного способа  обучения.

          - Необходимые условия функционирования  данной фазы.

          - Объективные возможности данной фазы.

          - Объективные ограничения данной  фазы, её противоречия.

          Реализация той или иной фазы  и её результативность зависят  от того, насколько учтены и  соответствуют друг другу указанные  выше аспекты. Любое нарушение  гармонии между этими аспектами  создаёт дополнительные трудности,  которые задерживают переход  на следующую фазу или вынуждают  вернуться к предыдущей.

          Однако при правильной и успешной  организации определённой фазы  неизбежен отказ от неё. Здесь  определяющее значение имеют  объективные противоречия, присущие  данной фазе, поиск решения которых  вынуждает перейти к следующей.

 

Выводы.

          Технологию коллективного способа  обучения можно использовать  на уроках всех дисциплин при  изучении любой темы, где целесообразна  совместная деятельность. Главное  – первые задания давать такие,  чтобы основное внимание уделялось освоению приёмов взаимодействия, умению общаться друг с другом, называть диалогическую и монологическую речь. Для этого учитель должен подготовить памятки, карточки-опоры, примерные диалоги общения по темам для облегчения общения учеников при их совместной деятельности.

          Внедрение технологии коллективного  способа обучения предполагает  исключение методов принуждения  к учению и использования лишь  тех методов, которые вовлекают  детей в общий труд учения, вызывая чувства успеха, движения  вперёд, развития.

          В условии применения  технология  коллективного способа обучения  каждый обучаемый чувствует себя  раскованно, работает в индивидуальном  темпе. У него повышается ответственность  не только за свои успехи, но  и за результаты коллективного  труда, формируется самооценка  личности, своих возможностей, достоинств  и ограничений. 

 

Список литературы.

          1. Витковская И.М. Как организовать групповую работу младших школьников. – Начальная школа, 1997, №12.

          2. Брайтермен М.Д., Соколов А.С., Архипов  В.В. Коллективный способ обучения, СПб, 1991.

          3. Давыдов В.В., Слободчиков В.И.  Младший школьник как субъект  обученной деятельности. – Вопросы  психологии, 1993, № 3 – 4.

          4. Дьяченко В.К. Сотрудничество  в обучении. – М, 1991.

          5. Дьяченко В.К. организационная  структура учебного процесса  и её развитие. – М. Педагогика, 1989. – 159 с.

          6. Дьяченко В.К. Новая дидактика.  – М.: Народное образование, 2001. –  496 с.

          7. Материалы сайта общественно-педагогического  движения по созданию коллективного  способа обучения: www.kco-kras.ru

 

 


Информация о работе Технологии коллективного обучения