Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 03:01, курсовая работа
Цель исследования: выявить технологии социальной работы с несовершеннолетними, злоупотребляющими наркотическими и иными психоактивными веществами.
Задачи:
- раскрыть основные понятия наркомании;
- определить причины наркозависимости у подростков;
- дать общую характеристику технологиям социальной работы с несовершеннолетними, злоупотребляющими наркотические и иные ПАВ;
- выявить специфику профилактики наркозависимых на примере Центра Психолого-Педагогической реабилитации и коррекции г. Ульяновска;
Введение…………...………………………………………………………………3
Глава 1. Наркомания как социально-психическое явление………………….…5
1.1. Основные характеристики наркотической зависимости….........................5
1.2. Социальные аспекты наркотической зависимости……………………….14
1.3. Причины наркомании среди подростков………………….……………....13
Глава 2. Технологии профилактики злоупотребления несовершеннолетними детьми наркотическими и иными психоактивными веществами.....................17
2.1. Современные технологии социальной работы с подростками, злоупотребляющими наркотическими и иными психоактивными веществами.............................................................................................................17
2.2. Опыт работы Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками и иными ПАВ при Ульяновском государственном университете………………………20
Заключение………………………………………………………………………25
Библиографический список………………………………………………….
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………...………………………………………
Глава 1. Наркомания как социально-психическое
явление………………….…5
1.1. Основные характеристики
наркотической зависимости…....
1.2. Социальные аспекты
наркотической зависимости……………
1.3. Причины наркомании
среди подростков………………….…………….
Глава 2. Технологии профилактики
злоупотребления
2.1. Современные технологии
социальной работы с
2.2. Опыт работы Центр
психолого-педагогической
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………..…27
Приложение 1……………………………………………………………….…..
Приложение 1…………………………………………………………………..31
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Наркотические вещества человечеству знакомы давно. Исторические источники свидетельствуют об употреблении наркотиков в Египте, Индии и Месопотамии за 1,5 тысячи лет до н.э. Одними из первых наркотиков являлись продукты опиумного мака.
С начала 90-х годов XX века употребление наркотиков и психоактивных веществ (ПАВ) для всего мирового сообщества превратилось в проблему, предоставляющую серьезную угрозу здоровью населению, экономике, правопорядку и социальной сфере.
Одним из наиболее социально
опасных факторов наркомании является
ее «омоложение». Для России средний
возраст первого употребления токсических
и наркотических веществ
Актуальность выбранной темы исследования определяется одной из наиболее острых социальных проблем в России - количество лиц, страдающих от наркотической зависимости, постоянно увеличивается. Ежегодно умирают около 70 тысяч наркоманов, большинство из них - молодые люди, едва достигшие 25 лет. Из этого следует, что в социальной работе назрела проблема эффективной профилактики наркомании и реабилитации лиц, подвергшихся этой социальной болезни.
Решение этого вопроса – не одномоментная мера, а долгосрочный процесс, требующий совместной деятельности медиков, психологов, законодательства и общества.
Степень разработанности исследования. Проблемой наркозависимости занимались многие исследователи. С социологической точки зрения данную проблему рассматривал В.А.Ядов. Крупные медицинские исследования проводили нарколог Л.А.Богданович, И.Н. Пятницкая, по ее мнению существует особый тип личностной конституции, психические аномалии, служащие предпосылкой формирования наркомании при первом знакомстве с наркотиками. Влияние наркотических веществ на психическое здоровье изучал А.Н.Леонтьев. В настоящее время проблеме конкретно подростковой наркомании уделяют внимание такие авторы как М.И. Рожков, Т.И. Братилова, А. Г. Данилин.
Цель исследования: выявить
технологии социальной работы с несовершеннолетними,
злоупотребляющими
Задачи:
- раскрыть основные понятия наркомании;
- определить причины
- дать общую характеристику
технологиям социальной работы
с несовершеннолетними,
- выявить специфику
Объект исследования: социальная
работа с несовершеннолетними детьми,
злоупотребляющими
Предмет исследования: технологии
социальной работы с несовершеннолетними,
злоупотребляющими
Методы, которые был использован в работе анализ литературы и нормативно-правовых документов, описание опыта работы
Гипотеза: социальная работа с наркозависимыми подростками будет эффективнее при условии осуществления одной из ее технологий - профилактики.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, которые включают пять параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
ГЛАВА 1. Наркомания
как социально-психическое
1.1. Основные характеристики наркотической зависимости
Согласно Всемирной
Наркотическая зависимость
– это совокупность поведенческих,
познавательных и физиологических
симптомов, которая возникает после
повторного использования наркотического
или другого психоактивного вещества
и обычно включает такие характерные
симптомы, как непреодолимая потребность
повторного употребления наркотика, трудности
в контролировании его
В современной литературе
понятие «наркотическая зависимость»
является синонимом понятия «наркомания»
Наркомания (от греческого narke - оцепенение и mania - безумие, восторженность, страсть) - это болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием синдрома лишения - абстиненции - в случае прекращения их приема [7, с. 62].
Принято выделять три формы
употребления наркотиков. Первая из них
- курение травы (чаще марихуана). Эффект
от курения проявляется в
Вторая форма - это назальное употребление наркотика (через нос), например, героин, кокаин, ЛСД, опий и другие. Вызывает тормозящее действие, иногда галлюциногены, в зависимости от вида.
Самой сильной и опасной формой является внутримышечное введение наркотиков, а также употребление внутрь. Довольно часто вводят те же наркотики, что и нюхают или курят.
В развитии каждой формы наркомании прослеживается общая закономерность.
Возникновение психической зависимости;
Проявление синдрома физической зависимости:
физическое (компульсивное) влечение;
абстинентный синдром;
синдром измененной реактивности.
Рассмотрим проявления на каждом этапе подробнее.
Синдром включает психическое влечение к наркотику и способность достижения психического комфорта в интоксикации[16, с. 84].
Состояние психической зависимости проявляется в стремлении человека с помощью наркотического вещества добиться внутреннего равновесия, эйфории, удовольствия, следовательно, возникает желание повторять вновь его употребление.
Постепенно наркотиком замещаются
все естественные для человека положительные
эмоции. На этапе возникновения
Психическое влечение – один из первых симптомов наркотической зависимости, но его сложно выявить, особенно если человек сознательно скрывает факт употребления.
Наркологи убеждены, в том,
что психологическая
Кроме того, частичная возможность
контролировать прием создает иллюзию
того, что человек свободен в решениях,
наркотик не влияет на жизнь, не подавляет
волю и прекращение употребления
возможно в любой момент. Но перерыв
или кратковременное
На этом этапе возникает физическая зависимость, которая характеризуется тем, что наркотик стал частью обменных процессов организма и не может без нового его употребления него нормально функционировать.
Синдром физической зависимости включает физическое влечение, синдром отмены и синдром измененной реактивности.
Влечение проявляется
в непреодолимом стремлении к
употреблению наркотика, потери контроля
над дозами, физическим комфортом
в состоянии интоксикации. Влечение
может вытеснять некоторые
При наркомании компульсивное влечение, вся деятельность направлена на поиск наркотика и на преодоление препятствий к этому. Компульсивное влечение, кроме того, сопровождается в отличие от обсессивного вегетативной стигматизацией: расширением зрачков, гипергидрозом, сухостью во рту, гиперрефлексией, тремором даже при тех наркоманиях, для которых тремор не характерен. Наиболее глубоко эту проблему изучает Н. Г. Найденова (1974—2005) [16,с. 89].
Практически одновременно с развитием компульсивного влечения светлого промежутка больной убеждается в том, что его самочувствие улучшается только при интоксикации, а без наркотика он уже не чувствует себя довольным и здоровым. Вне наркотизации (еще до появления в течении болезни абстинентного синдрома) больной несобран, с трудом работает, самочувствие скверное, мысли разбегаются. Это состояние сопровождается влечением той или иной степени выраженности. Приняв какую-то, индивидуально необходимую дозу, больной испытывает и психический, и физический комфорт, хотя эта доза — еще не та «достаточная», при которой он ощущает эйфорию. Эту дозу можно назвать «необходимой» (для удовлетворения потребности). [16, с. 94]
Таким образом больной
выравнивает свое психофизическое
состояние, не получая первоначального
эффекта – максимального
В случае резкого прекращения приема наркотиков проявляется синдром отмены или абстинентный синдром. Абстиненция обнаруживается через 12 – 48 часов после прекращения употребления наркотика. Она является показателем, что физическая зависимость полностью сформировалась.
Состояние абстиненции (называемое
ломкой при опийной наркомании) доставляет
наркоману физические страдания: сильнейшие
спазмы внутренних органов и мышц,
нарушение функций желудочно-
Этот синдром развивается по причине того, что организм зависимого человека не может функционировать без определенного уровня интоксикации наркотиком, к которому он привык. В отсутствии употребляемых веществ организм подает сигнал о потребности в новой дозе. Компульсивное влечение к приему следующих доз воспринимается как жизненно важная необходимость. Следовательно, развитие абстиненции проходит не одномоментно, а поэтапно на протяжении всего времени употребления наркотика.
Синдром измененной реактивности
отражает более глубокую перестройку
организма, чем на предыдущих стадиях,
обусловленную хронической
Изменение эффектов от наркотика – например, снотворное может вызывать возбуждение.
Если разобрать процесс формирования зависимости на примере опийной наркомании, то можно выделить некоторое сходство молекулы опия и эндорфина - вещества, естественно вырабатываемые нашим мозгом. Эндорфины - «гормоны радости» играют важную роль в формировании хорошего настроения, чувства благополучия, спокойствия и уверенности. Эти гормоны отвечают за болевой порог, влияют на темп дыхания, сердцебиения, тонус сосудов, величину зрачка, активность кашлевого центра, работу желез и перистальтику кишечника. При постоянном поступлении опия в организм выработка собственных эндорфинов значительно снижается. Следовательно, при регулярном потреблении наркотика снижает чувствительность опиатных рецепторов, что приводит к необходимости увеличивать дозу для достижения эффекта.