Технологии профилактики злоупотребления несовершеннолетними детьми наркотическими и иными психоактивными веществами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 03:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить технологии социальной работы с несовершеннолетними, злоупотребляющими наркотическими и иными психоактивными веществами.
Задачи:
- раскрыть основные понятия наркомании;
- определить причины наркозависимости у подростков;
- дать общую характеристику технологиям социальной работы с несовершеннолетними, злоупотребляющими наркотические и иные ПАВ;
- выявить специфику профилактики наркозависимых на примере Центра Психолого-Педагогической реабилитации и коррекции г. Ульяновска;

Содержание работы

Введение…………...………………………………………………………………3
Глава 1. Наркомания как социально-психическое явление………………….…5
1.1. Основные характеристики наркотической зависимости….........................5
1.2. Социальные аспекты наркотической зависимости……………………….14
1.3. Причины наркомании среди подростков………………….……………....13
Глава 2. Технологии профилактики злоупотребления несовершеннолетними детьми наркотическими и иными психоактивными веществами.....................17
2.1. Современные технологии социальной работы с подростками, злоупотребляющими наркотическими и иными психоактивными веществами.............................................................................................................17
2.2. Опыт работы Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками и иными ПАВ при Ульяновском государственном университете………………………20
Заключение………………………………………………………………………25
Библиографический список………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая итог.docx

— 67.42 Кб (Скачать файл)

Реабилитация - это система  медицинских, психологических, воспитательных, образовательных, социальных, правовых, трудовых мер, направленных на личностную реадаптацию наркоманов, их ресоциализацию и реинтеграцию в общество, при  условии отказа от употребления ПАВ.

Терапия - особая  процедура  технологии социальной работы, с помощью  присущих ей методов оказывает воздействие  на социальной поведение граждан, а  значит, и на определенную социальную ситуацию. По сравнению с коррекцией терапия направлена на более продолжительное  и существенное воздействие на социальный объект с целью его социального  оздоровления.

Консультирование - это процедура, используемая в социальной работе с  целью ориентации наркозависимого  подростка и его семьи, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении  необходимой информацией.

Посредничество - специалисты  социальных служб в процессе деятельности устанавливают и развивают функциональные связи с различными профильно - специализированными  организациями и учреждениями, к  которым они могут направлять клиентов. Технология посреднической деятельности реализуется тогда, когда  социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем  клиента самостоятельно или в  своем учреждении. Тогда он рекомендует  и содействует приему клиента  в соответствующем учреждении, организации  или специалистом, который может  их разрешить.

Технологии социальной профилактики - это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния  и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности [22, С. 600-670].

Представленные выше технологии социальной работы с данной группой  подростков можно объединить в три  крупные группы:

    • на этапе прогнозирования и предупреждения – диагностические;
    • на этапе выявления зависимости – терапевтические;
    • на этапе лечения – реабилитационные.

Социальная работа в наркологии находится на начальном этапе  своего развития. Еще не закончено  формирование программ социальной реабилитации больных, не до конца оформилась роль специалистов по социальной работе в  общем процессе лечения и взаимодействия со специалистами смежных специальностей. При очевидной актуальности развития практики медико-социальной работы в  наркологии, не менее актуальна разработка ее теоретических и организационно-методических основ [21, с.63].

Системная социальная помощь, которая включает медико-психологические, социально - психологические и педагогические аспекты лицам, страдающим зависимостью, и членам их семей - основная цель медико-социальной работы с наркозависимыми подростками.

Следовательно, направления  деятельности специалиста по социальной работе в любой сфере социальной помощи вытекают из его основных функций  диагностической, прогностической, правозащитная, организационная, предупредительно - профилактическая, социально-медицинская.

Подводя итоги, можно сказать, что профилактика является важной технологией социальной работы с подростками. Она позволяет предотвратить развития таких негативных процессов, как наркомания на ранних стадиях. С меньшими затратами профилактика снимает остроту социальной проблемы и осуществляет возможность повернуть процесс в более благоприятную сторону.

2.2. Опыт работы  Центр психолого-педагогической  реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками и  иными ПАВ при Ульяновском  государственном университете

 

Одной из приоритетных задач  современных специалистов по социальной работе с наркоманами является предотвращение употребления наркотических веществ  среди детей и подростков. Лечение  наркоманий - долгий, многоэтапный процесс  с большим риском неудачи. Поэтому  ведущее место в снижении числа  наркоманов занимает профилактика наркотической  зависимости, и в первую очередь - среди молодежи.

На февраль 2013 года в связи  с употреблением наркотиков на учете  органов здравоохранения в Ульяновской  области состоит 4884 человек, из них 4,5% — учащиеся. Официальная статистика свидетельствует о снижение наркозависимых в г. Ульяновск. Данные сформированы за счет больных, обратившихся в органы здравоохранения по собственной инициативе. При этом официальному учету не подлежат лица, пожелавшие пройти курс лечения анонимно на платной основе. (Приложение 1)

Реальная наркотическая  ситуация, сложившаяся в Ульяновской  области, несмотря на незначительное ее улучшение, требует необходимость комплексного, концептуально осмысленного подхода к решению проблемы профилактической помощи, предупреждающей употребление наркотиков и развитие наркомании в области.

Профилактическую деятельность осуществляют кроме социальных работников, образовательные и медицинские  учреждения, волонтерские и общественные организации. В городе Ульяновске работает Центр психолого - педагогической реабилитации (ЦППР) УлГУ  созданный в 2002 году, на основании Приказа Министерства образования Российской Федерации  “О реализации решения коллегии Минобразования России от 15.01.2002 г. № 1” и договора сотрудничества с Мэрией  г. Ульяновска по реализации городской комплексной  программы “Профилактика, реабилитация и борьба с наркоманией среди детей и молодёжи города Ульяновска на 2002 — 2004 гг.”.

Данный Центр реализовывает  следующие цели:

  1. осуществление организационной, информационно-аналитической и учебно-методической деятельности в области профилактики злоупотребления наркотиками и иными психоактивными веществами детьми и молодёжью и их социально-психологической поддержки;
  2. организация работ по формированию основ здорового образа жизни молодёжи и реализации региональной Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами, разработки и внедрению в образовательном пространстве региона технологий профилактики злоупотребления несовершеннолетними наркотиками и иными психоактивными веществами;
  3. создание условий, способствующих формированию здоровых установок и навыков ответственного поведения детей и молодёжи, снижающих вероятность приобщения к употреблению наркотических средств.

   Эффективность профилактики  зависимости от психоактивных  веществ среди молодёжи повышается  при использовании комплексных,  многоуровневых технологий, рассчитанных  на постоянное длительное функционирование.

С момента организации  Центра существует волонтерское объединение  «Шаг навстречу».

ЦППР объединяет студентов  различных вузов города, которые  работают в Центре волонтерами. Ежегодно осуществляется набор в «Школу волонтёров», формируется волонтёрского движения на факультетах и в филиалах УлГУ. Количество обучающихся «Школы»  составляет 25-35 человек. Пройдя курс обучения, студенты получают волонтерские книжки. Волонтеры начинают работу с тренингов  с учащимися средних учебных  заведений и школ, проводят анкетирование учащихся на входе и выходе при проведении  семинаров-тренингов по проблемам молодёжной наркомании, аддиктивного поведения, ВИЧ/СПИДа, обработка и интерпретация результатов, создание информационного листа по результатам исследования. Ежегодно участниками таких тренингов - семинаров становится от 500 до 1000 человек.

Автор работы принимал участие  в проведение данных тренингов. На каждом тренинге присутствует около 20 участников и 2 тренера. Мероприятие осуществляется по плану с коррекцией на уровень  сплоченности группы и количества ее участников. Длительность тренинга в  среднем 1,5 – 2 часа. По окончании проводится анализ самими участниками и тренером проделанной работы – рефлексия, где каждый выражает эмоциональное  состояние, настроение, свою оценку по качеству проведения, качеству и объему информации. (Приложение 2).

Осуществляя информационную деятельность, Центр выпускает и распространяет информационные буклеты, посвящённые проблемам молодёжной наркомании, аддиктивного поведения, ВИЧ/СПИДа, эти события приурочены ко Дню Здоровья, Всемирному дню борьбы с наркоманией, Всемирному дню борьбы со СПИДом. Буклеты выпускаются тиражом более 10 000 экземпляров.

Кроме средних учебных  заведений города работа ЦППР охватывает ссузы области, организовывая выездные специализированные тренинги «Профилактика  наркомании в профессиональных училищах Ульяновской области» и «Профилактика  употребления наркотических, психоактивных  средств и формирование здоровых установок». В этих тренингах участвует  до 5 000 человек.

В рамках Всемирного дня  борьбы с наркоманией 30 июня 2012 в  парке им. Карамзина проходила  акция «Спасибо, нет!», организованная Центром. Волонтеры развернули информационные палатки, в которых каждый желающий смог проверить свои  знания о  вреде наркотиков, предложить свои методы профилактики наркомании, способы привлечения молодёжи к здоровому образу жизни и развития социально активной позиции. Волонтеры под эгидой борьбы с наркотиками предлагали прохожим лопнуть черный шарик, олицетворяющий проблему наркомании в обществе, и за это получить белый - символ мира, чистоты и свободы.

В рамках акции специалистами  центра и волонтерами были проведены  социологические опросы о проблеме наркомании. Кроме этого, участникам акции задавались вопросы по теме акции, тем, кто отвечал правильно, волонтеры вручали призы. Специально к проведению акции «Спасибо, нет!»  волонтеры ЦППР разработали брошюру, информация в которой может оказаться  очень интересной и познавательной для многих людей.

За год волонтерская организация  проводит около 10 подобных масштабных акций в сотрудничестве с наркотическим  диспансером г. Ульяновска и Ульяновским  Государственном Университетом.

Главная отличительная черта  профилактики наркотической зависимости  в ЦППР - разъяснение подросткам не столько медицинских последствий  употребления ПАВ, о которых подростки  чаще уже имеют представление, сколько  последствий социальных. Для подростков особенно актуально мнение не медицинских  экспертов, а их возрастного окружения, являющегося референтной группой  в этот период.

Волонтеры Центра, осуществляют программу посредствам тренинговых  занятий. Упражнения и игры в тренинге носят дискуссионный подтекст, не навязывают подросткам однозначных  выводов и решений, позволяют  в ходе групповой работы свободно выражать свои мнения. Подростки импульсивны, неусидчивы, поэтому лекции и большой  объем информации они усваивают  с неохотой, а тренинг является интерактивной формой подачи информации. Тренинг эффективно сочетает в себе игровые формы и информационные блоки.

Из этого следует, что  инструментом эффективной реализации комплексных профилактических мероприятий  могут и должны стать молодёжные центры профилактики и реабилитации, на базе которых возможна реализация мероприятий психолого-педагогической направленности, так как подросткам в силу возрастных особенностей гораздо проще вести диалог в своих референтных группах, общаться с ровесниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования было замечено, что социальная работа с наркозависимыми  подростками  находится на стадии становления. Проблема наркомании становится с каждым годом все актуальнее, поэтому технологии социальной работы совершенствуются и развиваются. Сегодня  в России не осталось ни одного региона, где не зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения, наркомания постоянно молодеет, ежегодно появляется около 30 новых видов синтетических  наркотиков.

Таким образом, очевидна необходимость  борьбы с наркотической зависимостью. Следовательно, нужно создавать  специальные программы по борьбе с наркоманией, в рамках которых  должны разрабатываться и применяться  эффективные технологии по решению  социальных проблем.

В ходе проведения работы была достигнута ее цель, т.е. выявлены и  классифицированы технологии социальной работы с несовершеннолетними, злоупотребляющими  наркотическими и иными психоактивными веществами. Результаты данной работы свидетельствуют о решении предполагаемых ею задач, в соответствии с которыми был сделан ряд взаимосвязанных  выводов.

Рассмотрев специализированную литературу, мы раскрыли основные понятия  и определения наркомании.

Развитие наркомании среди  подростков обусловлено рядом факторов, таких как недостаточная реализация молодежной политики, расслоение общества, ослабление семейных эмоциональных  связей и др. Неудовлетворенность  жизнью, желание забыться, перенесенная психическая травма, личная драма - также являются причинами употребления наркотиков.

Изучив общую характеристику технологий социальной работы с наркозависимыми  подростками, можно с уверенностью сказать, что профилактика - это лучшая методика борьбы с наркоманией. Ее главная  стратегическая цель - развитие процесса осознания собственного поведенческого выбора, наиболее оптимального и эффективного для данной конкретной личности.

Рассмотрев специфику  профилактики наркомании в  Центре психолого – педагогической реабилитации мы выяснили, что работа волонтеров в данной организации эффективна.

Информация о работе Технологии профилактики злоупотребления несовершеннолетними детьми наркотическими и иными психоактивными веществами