Технологии профилактики злоупотребления несовершеннолетними детьми наркотическими и иными психоактивными веществами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 03:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить технологии социальной работы с несовершеннолетними, злоупотребляющими наркотическими и иными психоактивными веществами.
Задачи:
- раскрыть основные понятия наркомании;
- определить причины наркозависимости у подростков;
- дать общую характеристику технологиям социальной работы с несовершеннолетними, злоупотребляющими наркотические и иные ПАВ;
- выявить специфику профилактики наркозависимых на примере Центра Психолого-Педагогической реабилитации и коррекции г. Ульяновска;

Содержание работы

Введение…………...………………………………………………………………3
Глава 1. Наркомания как социально-психическое явление………………….…5
1.1. Основные характеристики наркотической зависимости….........................5
1.2. Социальные аспекты наркотической зависимости……………………….14
1.3. Причины наркомании среди подростков………………….……………....13
Глава 2. Технологии профилактики злоупотребления несовершеннолетними детьми наркотическими и иными психоактивными веществами.....................17
2.1. Современные технологии социальной работы с подростками, злоупотребляющими наркотическими и иными психоактивными веществами.............................................................................................................17
2.2. Опыт работы Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками и иными ПАВ при Ульяновском государственном университете………………………20
Заключение………………………………………………………………………25
Библиографический список………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая итог.docx

— 67.42 Кб (Скачать файл)

 К наркотическим средствам  в Российской Федерации отнесены  группы наркотиков:

    1. опиаты (морфин, героин, промедол, кодеин, синтетические опиаты - морфин, метадон);
    2. галлюциногены, или психоделические средства: каннабиноиды (гашиш, анаша, марихуана), ЛСД, псилоцибин (финоциклидин);
    3. некоторые психостимулирующие вещества (кокаин и его производные, фенамин, первитин, эфедрон и другие амфетамины);
    4. психостимуляторы с галлюциногенным компонентом (экстази).

Токсические средства:

    1. разнообразные растворители, лаки, клеи, содержащие ароматические углеводороды (бензол, толуол);
    2. снотворные медпрепараты (седуксен, реланиум, реладорм, тазепам, люминал, фенобарбитал);
    3. галлюциногенные медпрепараты (циклодол, паркопан, тремблекс, кетамин, калипсол);
    4. алкоголь, табак [11]

Законодательно оборот наркотических  веществ в России регулируется Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации  — официальный документ в Российской Федерации, содержание которого определяет список наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденный в 1998 г., включает в себя четыре Списка:

1. Вещества, оборот которых  на территории страны запрещён;

2. Вещества, оборот которых  ограничен и подлежит контролю;

3. Вещества, в отношении  которых допускается исключение  некоторых мер контроля;

4. Прекурсоры, оборот которых  ограничен и в отношении которых  устанавливаются меры контроля [13].

Таким образом, наркомания - это заболевание, проявляющееся  в влечении к постоянному приему средств, называемых наркотическими, неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением  к постоянному повышению доз, приводящему к физической и моральной  деградации личности и вредным для  общества социальным последствиям. Это  форма девиантного поведения, которая  выражается в физической или психической  зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому  и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.

 

    1. Социальные аспекты наркотической зависимости

 

Долгое время основное внимание исследователей наркомании было сосредоточено только на фармакологическом  воздействии наркотических веществ, исследовании физиологических процессов  и общего состояния здоровья при  систематическом употреблении психоактивных  веществ. Проблему употребления наркотиков следует рассматривать не только как проблему медицинского характера, но и в социальном аспекте.

Наркомания, как социальное явление  подрывает основы общества, с каждым годом охватывая все  большее количество людей. Оказывая прямое отрицательное влияние на социально-психологическую атмосферу  всего общества, наркомания тормозит социально-экономические процессы и осуществление прогрессивных преобразований.

Известно, что наркомания является болезнью всего общества.

Большинство наркоманов в  браке не состоят и никогда  не состояли. Т.Б.Гречаная, В.Ф.Егоров, И.А.Архипов (1993) нашли, что среди наркоманов число состоящих в браке в 1,6 раз меньше, чем в населении, а  разведенных – в 2,8 раз больше. Отравляя собственный организм наркотиками, больные люди лишаются возможности  родить здоровых детей, поэтому у  детей диагностируются различные  отклонения. Становясь все моложе, наркомания является угрозой здоровью будущих поколений.

Наркоман не возвращает государству  затраченные на его воспитание и  образование средства, не участвует  в производстве.

Наркотически зависимые  люди чаще всего разрывают все  существующие социальные - они не могут  поддерживать отношения с родными, близкими или друзьями. Психика становится неустойчивой, возникает склонность к агрессии. Данное обстоятельство приводит к еще одному проблемному  аспекту наркомании как социального  явления - обострению криминальной обстановки в обществе. Чтобы добыть новую  дозу наркотического вещества, наркоманы  готовы на любые преступления.

В среде наркоманов нередки  попытки к самоубийству, главным  образом путем сознательной передозировки  наркотиков.

   Хроническое отравление  организма наркотическими препаратами  приводит к потере нравственной  сдержанности. Угасают жизненные  устремления и интересы. Человек  утрачивает родственные чувства,  привязанность к людям и даже  некоторые естественные влечения. Наркотическое одурманивание и  серьезные недомогания делают  обременительными учебу и работу, ведут наркоманов к тунеядству [18].

Следовательно, можно сделать  вывод о том, что человек, хронически употребляющий наркотические вещества теряет свой социальный статус и моральный облик, становится асоциальным и несет непосредственную угрозу обществу.

Больные наркоманией совершают  отдельные или многочисленные действия, противоречащие правовым или нравственным нормам. Часто таким людям свойственны  поступки, которые не преследуются законодательством, но не естественны  для общества, аморальны (пьянство, стяжательство, сексуальная распущенность, конфликты в семье и с ближайшим  окружением). Они нередко создают  для себя и своего  ближайшего окружения проблемные и кризисные  ситуации.

Но следует отметить, что  небольшая часть наркозависимых сохраняет социально приемлемое поведение. Эти лица имеют определенные социально принятые установки, характеризующиеся  достаточной устойчивостью и  согласованностью.

Таким образом, социальные аспекты  наркомании заключаются в следующем: выбывание наркомана из общественной жизни, потеря всех социальных связей. Подростки и молодые люди, употребляющие  наркотические вещества либо погибают, так и не повзрослев, либо теряют способность вырастить здоровых детей. Важнейшим социальным аспектом является обострение криминальной ситуации, так как общество для наркомана  не является морально-нравственным регулятором. Наркотически зависимый человек  находится в состоянии повышенной готовности совершить преступление.

 

 

    1. Причины и наркомании среди подростков

 

Причин, по которым подростки  пробуют наркотики, много, но основная из них это бесконтрольность со стороны  родителей, излишняя свобода, которая  оборачивается бездельем. Родители при этом имеют обыкновение сваливать  вину на школу или плохую компанию, забывая, что главную ответственность за своих детей несут именно они. Никакая школа или другая общественно-воспитательная организация не заменит примера родителей и семейных традиций. В некоторых семьях процесс воспитания заключается лишь в том, что ребенок одет, обут и накормлен, при этом не знают, с кем ребенок проводит свободное время и где.

Проанализировав литературу и публицистические статьи (Н. А. Сирота, В.М. Ялтонский, А. М. Митяева) на данную тему можно выделить следующие предпосылки  и мотивы потребления наркотиков и иных ПАВ, разделив их на группы.

Социальные:

- неблагополучная семья  (алкоголизм или наркомания родителей,  низкий социальный и образовательный  уровень семьи, неполная семья);

- пропаганда в средствах  массовой информации направлений  молодежной субкультуры, связанных  с потреблением наркотиков и  токсикантов (клубная культура, некоторые  стили музыки);

- отсутствие программ  досуга детей и молодежи, низки  уровень реализации молодежной  политики;

- проживание в районах  с низким имущественным цензом, криминальных районах. 
         Традиционные:

- потребление психоактивных  веществ в данной местности,  которое развито на уровне  культуры.

Индивидуально - психологические:

- подражание старшим друзьям  или авторитетным сверстникам;

- попытка нейтрализовать  отрицательные эмоциональные переживания;

- стремление соответствовать  обычаям значимой для подростка  группы сверстников;

- на спор;

- отсутствие внутренней  дисциплины;

- избыток неконтролируемых  взрослыми свободных материальных  средств;

- аномальные черты личности (возбудимость, завышенная или заниженная  самооценка, неустойчивость характера);

- протестные реакции,  направленные против старших  (родителей, педагогов);

- любопытство;

- подчинение давлению  и угрозам.

Подростковый возраст - период психологического кризиса.

Л.И.Божович отмечала, что  к началу переходного возраста в  психическом развитии появляются, более  широкие интересы, личные увлечения  и стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в  жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию.

В течение этого периода  ломаются и перестраиваются все  прежние отношения ребенка к  миру и к самому себе и развиваются  процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той  жизненной позиции, с которой  школьник начинает свою самостоятельную  жизнь[2, 129].

Возникают трудности в  общении с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное  для ребенка происходит теперь вне  школы.

В результате употребления наркотиков нарушается мозговое кровообращение, появляется неспособность к умственному  труду, неусидчивость, ослабление памяти. Следствием этого являются отсутствие интереса к учёбе, задерживание процесса психического развития. Суждения наркомана  становятся легкомысленными, появляется излишняя уверенность в себе и  прилив сил. При регулярном использовании  наркотических и токсических  веществ серьёзно страдает нервная  система. Часто развиваются инсульты, атрофия головного мозга. Всё  это приводит к психоневрологическим расстройствам, депрессиям. Из-за подавленного настроения подростки совершают трагические поступки.

Итак, к причинам наркотической  зависимости в первую очередь  относят общее ухудшение социально - экономической обстановки в стране, рост безработицы среди молодежи, рост детской беспризорности, социального  сиротства и значительное увеличение интереса международной наркомафии к российскому рынку. Также необходимо отметить влияние на детей и подростков семейной обстановки, референтной группы, в целом социальной среды, в том  числе огромное влияние средств  массовой информации и успешность или  неуспешность адаптации ребенка  в образовательном учреждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Технологии профилактики злоупотребления несовершеннолетними  детьми наркотическими и иными психоактивными веществами

 

2.1. Современные  технологии социальной работы  с подростками, злоупотребляющими  наркотическими и иными психоактивными  веществами

Злоупотребление наркотическими веществами представляет собой проблему,  в решении которой необходима комплексная работа медицинских  учреждений, учреждений социальной защиты и общественных организаций. Выработка  подходящей технологии социальной работы  представляет собой важнейший шаг  в реализации социальной помощи по отношению к данной категории  клиентов.

В отношении подростков реализуются  следующие технологические процедуры:

Диагностика - реализуется  как в медицинском диагнозе (определение  характера и причин соматической или психической болезни на основании  исследования больного), так и в  диагнозе социальных аспектов лица страдающего  наркотической зависимостью (отношения  с родственниками, одноклассниками, коренные причины, послужившие толчком  к злоупотреблению ПАВ и т.д.).

Экспертиза - представляет собой  научно - техническое исследование объектов или обстоятельств, позволяющее  разрешить дело по существу. Производство включает в себя две стадии: непосредственно  само исследование и составление  заключения по результатам исследования.

Коррекция - составляющая часть  технологии реабилитации наркологически зависимых подростков. В процессе проведения реабилитационных мероприятий  специалистом по социальной работе проводится активная коррекционная работа, направленная изменение социального статуса.

Адаптация - часть реабилитационных мероприятий. Комплекс мероприятий  направленные на процессы приспособления личности или социальной группы к  новой среде жизнедеятельности  путем ее усвоения.

Информация о работе Технологии профилактики злоупотребления несовершеннолетними детьми наркотическими и иными психоактивными веществами