Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 03:01, курсовая работа
Цель исследования: выявить технологии социальной работы с несовершеннолетними, злоупотребляющими наркотическими и иными психоактивными веществами.
Задачи:
- раскрыть основные понятия наркомании;
- определить причины наркозависимости у подростков;
- дать общую характеристику технологиям социальной работы с несовершеннолетними, злоупотребляющими наркотические и иные ПАВ;
- выявить специфику профилактики наркозависимых на примере Центра Психолого-Педагогической реабилитации и коррекции г. Ульяновска;
Введение…………...………………………………………………………………3
Глава 1. Наркомания как социально-психическое явление………………….…5
1.1. Основные характеристики наркотической зависимости….........................5
1.2. Социальные аспекты наркотической зависимости……………………….14
1.3. Причины наркомании среди подростков………………….……………....13
Глава 2. Технологии профилактики злоупотребления несовершеннолетними детьми наркотическими и иными психоактивными веществами.....................17
2.1. Современные технологии социальной работы с подростками, злоупотребляющими наркотическими и иными психоактивными веществами.............................................................................................................17
2.2. Опыт работы Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками и иными ПАВ при Ульяновском государственном университете………………………20
Заключение………………………………………………………………………25
Библиографический список………………………………………………….
Потребление наркотических и иных психоактивных веществ российскими подростками имеет свою специфику: гораздо быстрее, чем в других странах, подростки России переходят от более легких наркотиков к тяжелым. В отличие от стран Запада, где имеется многолетний и разноплановый опыт профилактики наркомании, в нашей стране противодействие наркобизнесу и распространению наркомании находится на начальном этапе. Необходимы срочные меры, чтобы предотвратить дальнейшее развитие наркомании среди детей и молодежи.
Наркомания – реальная угроза национальной безопасности. На сегодняшний день вопрос о наркозависимости так же является актуальным, и его окончательное решение остается за законодателями, психологами, социальными работниками, врачами и обществом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение 1
Приложение 2.
Тема семинара: Наркотики и общество
Содержание. Проблемы, связанные с наркотиками и профилактика начала употребления наркотиков
Цель:
- повысить уровень
- выработать и развить навыки, предотвращающие употребление психоактивных веществ.
Задача:
-выяснить уровень информированности подростков по проблеме.
-дать достоверную информацию о причинах и последствиях употребления наркотиков, возможных стратегиях поведения;
- проверить уровень усвоения информации.
План занятия.
Введение – 5 мин.
1. Знакомство – 5 мин.
2. Ожидания участников – 5 мин.
3. Принятие правил работы группы – 5 мин.
4. Оценка уровня информированности – 20 30 мин
5. Актуализация проблемы – 10-30 мин.
6. Информационный блок – 30 мин.
7. Приобретение практических навыков – 20 мин.
8. Завершение работы – 10 мин.
План - конспект
Введение (5 мин.)
Ведущий представляет цель и задачи семинара.
Этот этап может быть проведен в любой удобной форме.
2. Ожидания участников (5 мин.)
Ведущий задает группе вопросы:
-«Как вы думаете, для каких целей вас пригласили на этот семинар?»;
-«Что мы будем здесь делать?»;
-«Что бы вы хотели получить в ходе этого семинара?».
Обычно в начале семинара, когда участники еще скованы, ответов вы получите немного.
После этого ведущий может рассказать о собственных ожиданиях от семинара (ближе узнаем друг друга, откровенно поговорим о проблеме, узнаем, касается это нас или нет и т.д.).
3. Принятие правил работы (5мин.)
Ведущий кратко объявляет правила работы и объясняет их значение.
В зависимости от обстановки, ведущий может добавить какие-то правила.
4. Оценка уровня
«Что такое зависимость» (20 мин.)
Цель: выявить уровень знаний участников; выяснить, как участники определяют понятие «зависимость»; дать определение зависимости.
Материалы: листы бумаги, ручки на каждого участника, лист ватмана, маркер.
Участникам предлагается
записать на листах бумаги ассоциации,
которые возникают, когда они
слышат слово «зависимость». После
чего участники по кругу говорят
записанными ассоциации, а ведущий
на листе ватмана записывает их так,
чтобы варианты не повторялись (варианты,
которые повторяются, можно отмечать
«галочками»). В результате обсуждения,
тренер подводит группу к правильному
определению понятия «
5. Актуализация проблемы (в принципе это тоже проверка уровня информированности участников)
Тренер просит ответить группу на следующие вопросы:
-существует ли проблема наркомании в нашем обществе?
-сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?
-что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?
-насколько это явление опасно для подростков и молодежи?
-если эта проблема не решится в ближайшее время, как она повлияет на наше общество в целом?
-знаете ли вы тех людей, которые погибли от передозировки?
Реакция в группе будет различной. Она зависит от региона, района и аудитории, с которой проходит занятие, и почти напрямую отражает ситуацию с потреблением наркотиков.
После этого можно рассказать о развитии ситуации: «Раньше наркотики были где далеко – в других странах... Потом мы услышали, что они есть в некоторых городах нашей страны, потом в нашем родном городе, потом в нашем районе, в нашем дворе, в нашем доме, в нашем подъезде, на нашей лестничной площадке».
«Мозговой штурм»
«Почему люди употребляют наркотики?» (20 мин.)
Причины употребления и последствия употребления наркотиков
Например:
Вывод:
-практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему наркотик или нет;
-тот, кто выбирает наркотики,
косвенно выбирает и
«Плюсы» и «минусы» отказа от предложения попробовать наркотики (20 мин.)
Участникам раздаются листы бумаги и ручки – каждый должен написать по 10 (или 5) плюсов и минусов.
Например:
«Плюсы»:
— сохранение здоровья, материального благополучия и т.д.
«Минусы»:
- потеря друзей (друзей ли?), уважения среди сверстников и т.п.
«Спорные утверждения»
Для данного семинара можно использовать следующие утверждения:
6. Информационный блок.
Во многом это главная, наиболее ценная часть тренинга и пропускать её ни в коем случае нельзя. Именно информация, полученная в этом блоке и закреплённая различными играми и упражнениями, самим ощущением позитива (такое ощущение и должны испытывать участники тренинга) должна стать тем фактором, который убережёт участников от неверного шага, принятия неверного, непродуманного решения.
Схема, по которой подается информация участникам тренинга:
7. Этап приобретения
«Отказ» (40 мин.)
Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументированного отказа в ситуации выбора.
Группа делится на 3 подгруппы. Каждой группе предлагается одна из ситуаций:
-одноклассник (сосед, лидер
двора) просит разрешения
-одноклассник (сосед, лидер
двора) просит оставить какие-
-одноклассник (сосед, лидер
двора) просит солгать его
Задание подгруппам: в течение 7 мин. придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации.
После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой — «отказывающегося».
Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации 3 стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.
Каждый стиль демонстрирует только один участник.
Комментарий: если ведущий чувствует, что роль уговаривающего может быть исполнена участниками недостаточно хорошо, он может сыграть ее сам.
Далее следует обсуждение необходимости приобретения таких навыков, влияния тех или иных форм отказа на дальнейшие отношения. Дискутируется вопрос о сложностях и преимуществах ответственного поведения. Эти упражнения помогают участникам определить причины и опасность для человека такого явления, как «зависимость», в том числе, зависимость от наркотика.
Ведущий напоминает участникам, что человеку необходимо научится принимать эффективные для него решения, чтобы в ситуации выбора он смог сказать «нет».
Завершение работы (10мин.)
На этом этапе нужно подвести итоги проведенной работы, выяснить, как участники усвоили информацию (например, с помощью анкеты).
Также можно провести упражнение «Ощущения»: ведущий просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало это занятие. Ведущий благодарит участников за внимание, сообщает свои координаты и прощается с группой.