Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:04, курсовая работа
Цель исследования: разработка и апробирование учебных материалов по математике, предназначенных для обучения детей с ограниченными' возможностями здоровья и направленных на успешное усвоение каждым учеником учебного материала.
Задачами работы являются: изучение литературы по теме исследования;
обоснование использования индивидуализированного обучения детей класса «VII вида»;
- решение проблемы индивидуализированного обучения математике детей с
ограниченными возможностями здоровья через разработку технологии.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы индивидуализированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Учет особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике 6
1.2. Технология индивидуализированного обучения. 11
«
Выводы 14 -
Глава 2. Технология индивидуализированного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья 15
2.1. Психолого-педагогическая характеристика
учащихся 16
2.2. Индивидуализированное обучение математике
детей с ограниченными возможностями здоровья 18
Выводы 25
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Технология
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы индивидуализированного обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Учет
особенностей детей с
ограниченными возможностями
в процессе обучения математике 6
1.2.
Технология
«
Выводы 14 -
Глава 2. Технология индивидуал
математике детей с ограниченными возможностями здоровья
15
2.1. Психолого-педагогическая
учащихся 16
2.2. Индивидуализированное
детей с ограниченными возможностями здоровья 18
Выводы 25
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Приложение 33
Введение.
Современная перестройка системы
образования, просвещения и культуры,
появление новых типов
Обучение должно быть развивающим, должно обогащать детей знаниями, формировать познавательные интересы и способности детей разного уровня физического и умственного развития, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2000 году Министерством образования Российской Федерации было принято инструктивное письмо «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов». Согласно этому письму, дети могут учиться не только в негосударственных образовательных учреждениях, но и на дому. Зачисление детей в данные классы производится на основании заявления родителей по заключению психолого-медико - педагогической комиссии.
Большое внимание педагогической общественности
к проблемам детей-инвалидов, целенаправленная
работа в этом направлении педагогических
коллективов во всех регионах России
позволяет сделать вывод о
том, что происходит становление
коррекционно-развивающей
Актуальность этой проблемы обусловливается тем, что в настоящее время в обществе растет число детей- инвалидов. В связи с этим возникает необходимость использования в учебно-воспитательном процессе принципов гуманизации и индивидуализации образования, позволяющих наиболее эффективно осуществлять развитие индивидуальности ребенка, проводить его реабилитацию и социальную адаптацию.
Обучению в классах подлежат дети с отклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, которые неизбежно ограничивают индивидуальные возможности жизнедеятельности и трудоспособности. У этих детей сниженная работоспособность, неустойчивое внимание, ограниченный кругозор, низкий уровень развития речи и познавательной активности.
Учитывая уровень развития этих детей, необходимо адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности к особенностям конкретного ребенка, осуществлять корректирование его действий, использовать ситуацию успеха. Все это позволяет предельно полно реализовать возможности учащихся, помогает преодолевать существенные для них трудности, не допускает остановки в усвоении нового. Вопрос обучения детей с ограниченными возможнос1ями здоровья представляет собой серьезную проблему, тем более что многие из детей по состоянию здоровья вынуждены обучаться на дому. Проблема заключается в том, что нет технологии обучения этих детей, нет учебно-методического комплекса для обучения детей с детским церебральным параличом, детей с синдромом Дауна, с энцефалопатией, немых детей.
В связи с этим определилась тема данной работы: «Технология индивидуализированного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: разработка и апробирование учебных материалов по математике, предназначенных для обучения детей с ограниченными' возможностями здоровья и направленных на успешное усвоение каждым учеником учебного материала.
Объектом исследования является процесс обучения математике детей класса «VII вида».
Предмет исследования - технология индивидуализированного обучения математике детей класса «VII вида». Задачами работы являются: изучение литературы по теме исследования;
обоснование использования
- решение
проблемы индивидуализированного обучения
математике детей с
ограниченными возможностями здоровья
через разработку технологии.
Для выполнения задач исследования использованы следующие
методы изучение научной и методической литературы по теме;
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, можно предположить, что использование технологии
индивидуализированного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья может быть средством успешного освоения программы по математике, если:
- учитель
понимает особенности своих
учащихся, причины слабой
подготовки к
учению;
- создает
свои программы, адаптированные к конкретному
ребенку,
прослеживает продвижение учащихся в
усвоении знаний, умений, навыков по
математике.
В качестве определяющего средства индивидуальной учебной деятельности в нашем исследовании выступает система постепенно усложняющихся индивидуальных заданий, которые выполняют функции диагностики, формирования, восполнения, расширения реальных учебных возможностей учащихся, создают оптимальные условия для включения каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей, продвигают ребенка на пути успешного усвоения учебного материала.
Научная Новизна работы заключается в том, что на основе учета психических особенностей детей-инвалидов создан учебно-методический комплекс для индивидуализированного обучения математике.
Теоретическая Значимость исследования состоит в том, что найдены научные обоснования для индивидуализации программ по математике и их адаптации к конкретному ребенку.
Практическая Значимость состоит в том, что созданные материалы могут быть использованы учителями при работе в школах для детей с ограниченными возможностями здоровья и в коррекционных классах общеобразовательных школ Созданные методические материалы использовались в работе с детьми 2 класса «VII вида» МС (к) ОУ «Школа №154» в течение 2005-2006 учебного года
JI02UKU изложения данной работы выстраивается следующим образом: во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цель и задачи данной работы, выдвигается гипотеза. В первой главе рассматривается теоретическое обоснование индивидуализации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, во второй раскрыты вопросы технологии индивидуализированного обучения математике детей класса «VII вида».
К работе прилагаются список использованной литературы и азработанные пособия.
ГЛАВА 1. Теоретические основы индивидуализированного
обучения детей с
ограниченными возможностями
1.1 Учет
особенностей детей с
Уровень развития цивилизованного
общества определяется не только его
экономическим и социально-
Инвалид - это «человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-нибудь аномалии, увечья, болезни».
Инвалидность - важная социально-экономическая проблема. Инвалидность ограничивает возможности индивидуума в социальной жизни, его участие в производственной деятельности общества, снижает реализацию духовных потребностей. Общество вынуждено создавать дорогостоящую инфраструктуру, удобную для инвалида и увеличивающую его жизненное пространство.
Инвалидность и аномалии развития в детском и подростковом возрасте имеют свои специфические социально-психологические проблемы, такие, как возникающие сложности в семье с ребенком-инвалидом, в общении с другими детьми. Замедляется культурное развитие ребенка. Остро стоят общеобразовательные проблемы для таких детей.
До недавнего времени проблеме детей-инвалидов в нашем обществе уделялось недостаточное внимание. Последняя перепись населения даже не содержала такого вопроса. Отсутствие учета шло рядом с отсутствием необходимой литературы, аппаратуры, способной фиксировать малейшие отклонения на ранних стадиях жизни ребенка. Отсутствие ранней диагностики не позволяло осуществлять коррекцию таких детей к определенному возрасту. Кроме того, существовал дефицит специалистов, способных оказать ребенку квалифицированную дефектологическую помощь.
В настоящее время значительно
возрос интерес к проблеме помощи
детям с ограниченными
В 2000 году Министерством образования Российской Федерации было принято инструктивное письмо «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII вида». Согласно этому письму, для получения детьми-инвалидами и детьми с отклонениями в развитии воспитания, обучения и коррекционной помощи создана и функционирует система специального образования: специальные детские сады и школы, дошкольные группы и классы в массовых учреждениях. Работа с учащимися во всех специальных школах направлена на всестороннее развитие личности ребенка, преодоление тяжелых последствий. Т. к. поведение этих детей, отклонения в двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сферах связаны с конкретным заболеванием каждого ребенка, такие дети требуют индивидуальной формы обучения.
Индивидуальное Обучение - «форма организации учебного процесса, при которой учитель взаимодействует лишь с одним учеником. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за продвижением ученика от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика».
Анализ методической литературы показывает,
что педагогическая наука в большом
долгу перед учителем в смысле
разработки технологии индивидуализированного
обучения этих детей. Наработанный опыт
индивидуального подхода в
- распределять учебный материал
для изучения в зависимости
от индивидуальных
- разрабатывать
методику выполнения практической части
программы, особенно
проведение опытов, находить адекватную
замену отсутствующим техническим
средствам обучения;
определять формы замены выполнения письменных заданий учащимися (особенно с ДЦП), если они не могут писать;
- разрабатывать
систему требований к детям с ограниченными
возможностями
здоровья.
При составлении индивидуальной программы по математике необходимо учитывать, что у этих детей наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Специальные исследования В. А. Крутецкого показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами (свертывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память.
Именно эти способности, необходимые
для успешного овладения
Внимание у этих детей всегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, у них крайне слабое произвольное внимание, необходимое для выполнения различных заданий.
С памятью у таких детей тоже проблемы.
У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем ему рассказывают. Если такому ребенку предложить рассказать содержание простой сюжетной картинки, то в лучшем случае он составит одно простое предложение.
Словарный запас у детей очень беден, они несамостоятельны в своих суждениях и часто механически повторяют то, что слышали от взрослых. Нарушение мышления у ребенка непосредственно связано с овладением речью. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл.