Технология индивидуализированного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработка и апробирование учебных материалов по математике, предназначенных для обучения детей с ограниченными' возможностями здоровья и направленных на успешное усвоение каждым учеником учебного материала.
Задачами работы являются: изучение литературы по теме исследования;
обоснование использования индивидуализированного обучения детей класса «VII вида»;
- решение проблемы индивидуализированного обучения математике детей с
ограниченными возможностями здоровья через разработку технологии.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы индивидуализированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Учет особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике 6
1.2. Технология индивидуализированного обучения. 11
«
Выводы 14 -
Глава 2. Технология индивидуализированного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья 15
2.1. Психолого-педагогическая характеристика
учащихся 16
2.2. Индивидуализированное обучение математике
детей с ограниченными возможностями здоровья 18
Выводы 25
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Технология индивидуализированного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья.docx

— 88.66 Кб (Скачать файл)

 

Технология индивидуализированного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы индивидуализированного обучения детей с

ограниченными возможностями здоровья  6

1.1.      Учет     особенностей     детей с  ограниченными возможностями здоровья

в    процессе    обучения математике  6

1.2.   Технология индивидуализированного  обучения.      11

«

Выводы  14   -

Глава 2. Технология индивидуализированного обучения

математике   детей    с    ограниченными   возможностями   здоровья

 15

2.1. Психолого-педагогическая характеристика

учащихся  16

2.2. Индивидуализированное      обучение       математике

детей с ограниченными  возможностями здоровья  18

Выводы  25

Заключение  26

Список использованной литературы  27

Приложение  33 

Введение.

Современная перестройка системы  образования, просвещения и культуры, появление новых типов образовательных  учреждений настоятельно требуют разработки новых концепций моделей обучения, разработки новых учебно-методических комплексов, создания новых педагогических технологий.

Обучение должно быть развивающим, должно обогащать детей знаниями, формировать познавательные интересы и способности детей разного  уровня физического и умственного  развития, в том числе и детей  с ограниченными возможностями  здоровья.

В 2000 году Министерством образования  Российской Федерации было принято  инструктивное письмо «О специфике  деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов». Согласно этому письму, дети могут учиться не только в негосударственных образовательных учреждениях, но и на дому. Зачисление детей в данные классы производится на основании заявления родителей по заключению психолого-медико - педагогической комиссии.

Большое внимание педагогической общественности к проблемам детей-инвалидов, целенаправленная работа в этом направлении педагогических коллективов во всех регионах России позволяет сделать вывод о  том, что происходит становление  коррекционно-развивающей практики как важнейшего направления всей педагогической деятельности.

Актуальность этой проблемы обусловливается тем, что в настоящее время в обществе растет число детей- инвалидов. В связи с этим возникает необходимость использования в учебно-воспитательном процессе принципов гуманизации и индивидуализации образования, позволяющих наиболее эффективно осуществлять развитие индивидуальности ребенка, проводить его реабилитацию и социальную адаптацию.

Обучению в классах подлежат дети с отклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, которые  неизбежно ограничивают индивидуальные возможности жизнедеятельности  и трудоспособности. У этих детей  сниженная работоспособность, неустойчивое внимание, ограниченный кругозор, низкий уровень развития речи и познавательной активности.

Учитывая уровень развития этих детей, необходимо адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности к особенностям конкретного ребенка, осуществлять корректирование его  действий, использовать ситуацию успеха. Все это позволяет предельно  полно реализовать возможности  учащихся, помогает преодолевать существенные для них трудности, не допускает  остановки в усвоении нового. Вопрос обучения детей с ограниченными  возможнос1ями здоровья представляет собой серьезную проблему, тем более что многие из детей по состоянию здоровья вынуждены обучаться на дому. Проблема заключается в том, что нет технологии обучения этих детей, нет учебно-методического комплекса для обучения детей с детским церебральным параличом, детей с синдромом Дауна, с энцефалопатией, немых детей.

В связи с этим определилась тема данной работы: «Технология индивидуализированного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель исследования: разработка и апробирование учебных материалов по математике, предназначенных для обучения детей с ограниченными' возможностями здоровья и направленных на успешное усвоение каждым учеником учебного материала.

Объектом исследования является процесс обучения математике детей класса «VII вида».

Предмет   исследования - технология индивидуализированного обучения математике детей класса «VII вида». Задачами работы являются: изучение литературы по теме исследования;

обоснование использования индивидуализированного обучения детей класса «VII вида»;

- решение проблемы индивидуализированного обучения математике детей с 
ограниченными возможностями здоровья через разработку технологии.

Для выполнения задач исследования использованы следующие 

методы изучение научной и методической литературы по теме;

  • наблюдение за деятельностью учащихся на уроках математики;
  • опытная работа;
  • анализ результатов детских работ.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, можно предположить, что использование технологии

индивидуализированного  обучения математике детей  с  ограниченными  возможностями здоровья может быть средством успешного освоения программы по математике, если:

- учитель   понимает  особенности   своих  учащихся,   причины  слабой  подготовки  к 
учению;

- создает свои программы, адаптированные к конкретному ребенку, 
прослеживает продвижение учащихся в усвоении знаний, умений, навыков по 
математике.

В качестве определяющего средства индивидуальной учебной деятельности в нашем исследовании выступает  система постепенно усложняющихся  индивидуальных заданий, которые выполняют функции диагностики, формирования, восполнения, расширения реальных учебных возможностей учащихся, создают оптимальные условия для включения каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей, продвигают ребенка на пути успешного усвоения учебного материала.

Научная Новизна работы заключается в том, что на основе учета психических особенностей детей-инвалидов создан учебно-методический комплекс для индивидуализированного обучения математике.

Теоретическая Значимость исследования состоит в том, что найдены научные обоснования для индивидуализации программ по математике и их адаптации к конкретному ребенку.

Практическая Значимость состоит в том, что созданные материалы могут быть использованы    учителями    при    работе    в    школах    для    детей    с    ограниченными возможностями   здоровья   и   в   коррекционных   классах   общеобразовательных   школ Созданные методические материалы использовались в работе с детьми 2    класса «VII вида» МС (к) ОУ «Школа №154» в течение 2005-2006 учебного года

JI02UKU изложения данной работы выстраивается следующим образом: во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цель и задачи данной работы, выдвигается гипотеза. В первой главе рассматривается теоретическое обоснование индивидуализации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, во второй раскрыты вопросы технологии индивидуализированного обучения математике детей класса «VII вида».

К работе прилагаются список использованной литературы и азработанные пособия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы индивидуализированного

обучения детей с  ограниченными возможностями здоровья

1.1 Учет  особенностей детей с ограниченными  возможностями здоровья в процессе обучения математике.

Уровень развития цивилизованного  общества определяется не только его  экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным и инвалидам.

Инвалид - это «человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-нибудь аномалии, увечья, болезни».

Инвалидность - важная социально-экономическая  проблема. Инвалидность ограничивает возможности индивидуума в социальной жизни, его участие в производственной деятельности общества, снижает реализацию духовных потребностей. Общество вынуждено создавать дорогостоящую инфраструктуру, удобную для инвалида и увеличивающую его жизненное пространство.

Инвалидность и аномалии развития в детском и подростковом возрасте имеют свои специфические социально-психологические проблемы, такие, как возникающие сложности в семье с ребенком-инвалидом, в общении с другими детьми. Замедляется культурное развитие ребенка. Остро стоят общеобразовательные проблемы для таких детей.

До недавнего времени  проблеме детей-инвалидов в нашем  обществе уделялось недостаточное  внимание. Последняя перепись населения даже не содержала такого вопроса. Отсутствие учета шло рядом с отсутствием необходимой литературы, аппаратуры, способной фиксировать малейшие отклонения на ранних стадиях жизни ребенка. Отсутствие ранней диагностики не позволяло осуществлять коррекцию таких детей к определенному возрасту. Кроме того, существовал дефицит специалистов, способных оказать ребенку квалифицированную дефектологическую помощь.

В настоящее время значительно  возрос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями  здоровья. Этому во многом способствует деятельность таких международных  организаций, как ЮНЕСКО, Всемирная  организация здравоохранения, Международная  ассоциация по научному изучению умственной отсталости, Международная лига обществ  содействия детям-инвалидам и др.

В 2000 году Министерством образования  Российской Федерации было принято  инструктивное письмо «О специфике  деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII вида». Согласно этому письму, для получения детьми-инвалидами и детьми с отклонениями в развитии воспитания, обучения и коррекционной помощи создана и функционирует система специального образования: специальные детские сады и школы, дошкольные группы и классы в массовых учреждениях. Работа с учащимися во всех специальных школах направлена на всестороннее развитие личности ребенка, преодоление тяжелых последствий. Т. к. поведение этих детей, отклонения в двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сферах связаны с конкретным заболеванием каждого ребенка, такие дети требуют индивидуальной формы обучения.

Индивидуальное  Обучение - «форма организации учебного процесса, при которой учитель взаимодействует лишь с одним учеником. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за продвижением ученика от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика».

Анализ методической литературы показывает, что педагогическая наука в большом  долгу перед учителем в смысле разработки технологии индивидуализированного обучения этих детей. Наработанный опыт индивидуального подхода в обучении можно использовать лишь частично. Учителю приходится самому:

-   распределять учебный материал  для изучения в зависимости  от индивидуальных особенностей  учащихся;

- разрабатывать методику выполнения практической части программы, особенно 
проведение опытов, находить адекватную замену отсутствующим техническим 
средствам обучения;

определять формы замены выполнения письменных заданий учащимися (особенно с ДЦП), если они не могут писать;

- разрабатывать систему требований к детям с ограниченными возможностями 
здоровья. 

При составлении индивидуальной программы  по математике необходимо учитывать, что  у этих детей наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической  деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Специальные исследования В. А. Крутецкого показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами (свертывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память.

Именно эти способности, необходимые  для успешного овладения математическими  знаниями, у детей с ограниченными  возможностями здоровья развиты  чрезвычайно слабо. Математика является для этих детей одним из самых  трудных предметов.

Внимание у этих детей всегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко  отвлекаются, у них крайне слабое произвольное внимание, необходимое  для выполнения различных заданий.

С памятью  у таких детей тоже проблемы.

У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем ему рассказывают. Если такому ребенку предложить рассказать содержание простой сюжетной картинки, то в лучшем случае он составит одно простое предложение.

Словарный запас у детей  очень беден, они несамостоятельны в своих суждениях и часто  механически повторяют то, что слышали от взрослых. Нарушение мышления у ребенка непосредственно связано с овладением речью. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл.

Информация о работе Технология индивидуализированного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья