Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:04, курсовая работа
Цель исследования: разработка и апробирование учебных материалов по математике, предназначенных для обучения детей с ограниченными' возможностями здоровья и направленных на успешное усвоение каждым учеником учебного материала.
Задачами работы являются: изучение литературы по теме исследования;
обоснование использования индивидуализированного обучения детей класса «VII вида»;
- решение проблемы индивидуализированного обучения математике детей с
ограниченными возможностями здоровья через разработку технологии.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы индивидуализированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Учет особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике 6
1.2. Технология индивидуализированного обучения. 11
«
Выводы 14 -
Глава 2. Технология индивидуализированного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья 15
2.1. Психолого-педагогическая характеристика
учащихся 16
2.2. Индивидуализированное обучение математике
детей с ограниченными возможностями здоровья 18
Выводы 25
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Как правило, движения детей неуклюжи, некоординированны, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенно плохо ему удаются движения рук и пальцев, вследствие чего он испытывает затруднения при выполнении письменных работ.
Поведение детей различно. Одни более спокойны, сравнительно легко подчиняются требованиям взрослых. Другие крайне возбудимы, неуправляемы. Некоторые беспрестанно разговаривают сами с собой, задают окружающим стереотипные вопросы, не ожидая и не выслушивая ответа на них. Таким детям не под силу выполнить элементарные задания. Но многие из них любят разглядывать книжки с большими яркими картинками, слушать музыку. Некоторые дети отличаются заторможенностью, медлительностью, вялостью. Обычно они замкнуты, пассивны, негативно реагируют на происходящее вокруг.
Ясно, что успех в обучении математике этой категории учащихся полностью зависит от учета их потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей.
У детей с нарушениями зрения являются слабость абстрактного мышления, ограниченность знаний и представлений об окружающем с преобладанием логических ошибок, неконкретных знаний. Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. Это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личностными особенностями детей. У многих учащихся наблюдаются дополнительные нарушения, такие, как умственная отсталость, задержки психического развития церебральные параличи и т. д. Дефекты зрения часто тормозят развитие двигательных навыков и умений и определяют малую моторную активность ребенка, общую медлительность. На уроках математики слабовидящим учащимся необходимы индивидуальные карточки, тексты, специальные наглядные пособия, рассчитанные на осязательное или зрительно-осязательное восприятие. Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников, в зависимости от индивидуальных особенностей, не должна превышать 10-20 минут. Все записи должны быть насыщенными, контрастными, буквы крупными. В процессе занятий такие дети используют специальные адаптивные устройства: оптические и неоптические. К оптическим коррекционным устройствам относятся очки, призмы, контактные линзы, небольшие телескопы, которые прикрепляются к руке или к стеклам очков. К неоптическим устройствам относятся фломастеры черного цвета с изменяющейся шириной стержней, которые позволяют делать четкие контрастные записи, цветовые маркеры, плоскопечатные книги с крупным шрифтом, четко разлинованная бумага, диктофоны
Совсем иного подхода требуют
дети с нарушениями опорно-
Встречаются дети с недостаточностью пространственного анализа и синтеза. Такие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны, в сложении целого из частей. Это отражается на начальном этапе усвоения математики. При изучении состава числа эти учащиеся не могут расположить или представить его в виде отдельных групп предметов. Однако особую трудность для них представляет процесс овладения материалом по геометрии, активизирующий умения представить отдельные геометрические фигуры и выполнить их чертежи.
Учитывая двигательные особенности учащихся с церебральным параличом, их быструю утомляемость, необходимо варьировать формы выполнения письменных заданий. Одним ученикам предложить вставить в числа, написанные на карточке, пропущенную цифру, другим предоставить возможность писать не в тетради, а в разлинованном альбоме. В наиболее тяжелых случаях ребенок может выкладывать слова и числа на специальных магнитных досках. При наличии компьютера в отдельных случаях возможно выполнение ребенком задания на компьютере. Детей с церебральным параличом надо учить работать со схемами, рисунками, картинами и другими наглядными материалами. Это помогает учителю проводить опрос учащихся и выявлять уровень усвоения знаний. При этом учитель определяет, может ли ученик
рассказать о том, что изображено на рисунке или схеме;
сравнить разные объекты на рисунке, сделать соответствующие выводы;
ответить на поставленный вопрос, используя как сам рисунок, так и подписи к
нему;
обозначить на рисунке отдельные объекты или части и т. д.
Эти задания имеют большое значение для коррекции нарушенных функций у учащихся с церебральным параличом.
Таким образом, учет особенностей детей
с ограниченными возможностями
здоровья позволяет решить основную
задачу их обучения - преодоление недостатков
познавательной деятельности детей-инвалидов,
их социальную" адаптацию и максимальное
развитие.
1.2. Технология
В настоящее время в России идет становление системы образования, направленной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена содержания образования, меняются подходы к обучению, отношения между учителем и учащимися. В соответствии с возросшими общественными потребностями появляются новые направления, разрабатываются новые педагогические технологии.
Педагогическая технология - это «системный метод создания,
применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом
технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей
оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО)
Педагогическая технология - «часть педагогической науки,
изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и практикующая
педагогические процессы, а также описание этих процессов».
Одной из педагогических технологий является технология индивидуализированного обучения. Технология индивидуализированного обучения
применялась ещё в школах древнего мира и средневековья в условиях индивидуального обучения.
Индивидуальное Обучение - это «форма организации учебного процесса, при которой учитель взаимодействует только с одним учеником. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за продвижением ученика от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика».
В нашей стране в начале XX века в связи с совершенствованием методов и форм обучения и создания наилучших условий для индивидуальной работы с учащимися широкое распространение получил «метод проектов» («Дальтон-план»). Своей структурой он был направлен на организацию индивидуальной работы школьников, которая четко планировалась, имела строго определенный объем и дозировалась во времени. Ученик ежедневно получал от учителя индивидуальное задание и указания, как лучше спланировать работу, какими методами ее выполнять, после чего самостоятельно занимался. Учет результатов проводился с помощью довольно сложной системы карточек.
С 30-х годов XX века индивидуальное обучение рассматривалось, главным образом, как средство предупреждения неуспеваемости и второгодничества. Это было связано с решением задач ликвидации неграмотности и осуществлением всеобщего обязательного политехнического (а с 70-х годов XX века и осуществлением всеобщего обязательного среднего) образования.
Широкие исследования индивидуализации обучения были проведены П. П. Блонским. В соответствии с причинами неуспеваемости он разработал рекомендации к
индивидуализации обучения.
«На уроке необходимо создавать
благоприятные условия для кажд
В современной отечественной
И. Унт считает, что в современных
условиях главной формой индивидуализации
обучения является самостоятельная
работа учащихся в классе и дома.
Поэтому так необходимы индивидуальные
учебные задания для
В. Д Шадриков полагает, что развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен. В. Д. Шадриков разработал учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету, ученики оказываются в классах с переменным составом и вместе движутся в освоении учебной программы. Выбор уровня сложности подвижен и делается «не «навсегда», как, например, в классах выравнивания, а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей учащихся
Дадим общую характеристику технологий индивидуализированного обучения: 1)по философской основе: гуманистические;
2)по уровню применения: все уровни;
3)по основному фактору
4)по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные,
5)по ориентированию на
7)по типу управления: система «репетитор»;
8)по организационным формам: альтернативные, индивидуально-групповые, индивидуальные;
9)по
подходу к ребенку: гуманно-
10)по преобладающему методу: программированные, саморазвивающие, творческие;
11)по категории обучаемых: все категории.
Любая технология индивидуализированного обучения должна ставить, и ставит своей целью сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся; формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика, улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов, формирование личностных качеств самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Как и другие технологии, индивидуализированное обучение имеет свои особенности:
учет факторов,
которые обусловливают
способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях, навыках, в процессе мышления;
учет и
преодоление недостатков
предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения;
формирование общеучебных умений и навыков;
формирование адекватной самооценки учащихся;
использование технических средств обучения, включая персональные компьютеры. Индивидуализация является стратегией процесса обучения и необходимым фактором формирования индивидуальности. Индивидуализация обучения включает в себя следующие этапы работы:
систематическое изучение каждого ученика в процессе его учебной деятельности, постановка педагогических задач в работе с ним;
выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
фиксация и анализ полученных результатов. Эти этапы неразрывно связаны между собой.
Важным критерием успешности индивидуализированного обучения должен стать темп продвижения школьника к более высокому уровню знаний, познавательной самостоятельности, действенного интереса к учению.
Осуществление цели и задач индивидуализированного
обучения требует «разрешения
Особого внимания требует и индивидуальный подход к оценке выполнения классных и домашних работ, который ни в коей мере не подрывает ее объективности и беспристрастности. «Баллом оценивается качество выполнения работы, а не личность ученика» (С. Т. Шацкий.). Но нельзя оценивать лишь знания в отрыве от целостного подхода к личности ученика, в отрыве от оценки его трудолюбия. Необходимо сопровождать отметку ее мотивировкой. «Основной путь индивидуального подхода к учащимся в деле оценки их знаний заключается не в повышении или понижении оценочных баллов, а в использовании с этой целью словесных оценочных суждений учителя» (Перовский.). Мотивировка оценки должна быть конкретной. Ученик должен знать не только то, что он хорошо поработал, что он «молодец», но и видеть как положительное, так и отрицательное в своем ответе, чтобы работать затем над устранением пробелов.