Технология индивидуализированного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработка и апробирование учебных материалов по математике, предназначенных для обучения детей с ограниченными' возможностями здоровья и направленных на успешное усвоение каждым учеником учебного материала.
Задачами работы являются: изучение литературы по теме исследования;
обоснование использования индивидуализированного обучения детей класса «VII вида»;
- решение проблемы индивидуализированного обучения математике детей с
ограниченными возможностями здоровья через разработку технологии.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы индивидуализированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Учет особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике 6
1.2. Технология индивидуализированного обучения. 11
«
Выводы 14 -
Глава 2. Технология индивидуализированного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья 15
2.1. Психолого-педагогическая характеристика
учащихся 16
2.2. Индивидуализированное обучение математике
детей с ограниченными возможностями здоровья 18
Выводы 25
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Технология индивидуализированного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья.docx

— 88.66 Кб (Скачать файл)

Но более важным, на наш взгляд, является формирование положительной мотивации к предмету, что способствует преодолению недостатков познавателъный деятельности и эмоционально-волевой сферы детей. А самое главное, повышается степень свободы ребенка по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм, вера в свои силы.

Выводы: анализ технологии индивидуализированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья показывает, что работа с технологическими картами имеет свои этапы и сопровождается рядом приемов и методических решений.

Результаты опытной работы показывают, что систематическое использование  технологических карт при обучении детей с ограниченными возможностями  здоровья является средством успешного освоения этими детьми программы по математике.

Работа с технологическими картами  способствует расширению реальных учебных возможностей учащихся, создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей, является средством продвижения ребенка на пути успешного усвоения учебного материала 

Заключение.

Результаты  исследования показывают, что вопрос обучения детей с ограниченными  возможностями здоровья недостаточно рассмотрен в научно-педагогической литературе. Поэтому учителю приходится самому распределять учебный материал для изучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, разрабатывать методику обучения, находить адекватную замену отсутствующим техническим  средствам обучения, определять формы  замены выполнения письменных зданий учащимися, если они не могут писать.

Также было выявлено, что в настоящее  время организовать обучение, строго учитывающее развитие детей с  ограниченными возможностями здоровья, возможно лишь   в  условиях   индивидуальной работы с ними, т.к. психические  и физические особенности детей-инвалидов требуют контроля учителя за каждым действием и операцией, постоянной коррекции, полной адаптации содержания, методов и темпов учебной деятельности. Методика проведения занятий с такими детьми меняется в зависимости от состояния здоровья, настроения, непредвиденных семейных ситуаций.

Одним из средств индивидуализированного обучения, на наш взгляд, является технологическая  карта. В ходе работы нами было выявлено, что технологическая карта является средством успешного освоения программы  по математике, если:

учитель понимает особенности своих учащихся, причины  слабой подготовки к

учению;

создает свои программы, адаптированные к конкретному  ребенку;

прослеживает  продвижение учащихся в усвоении знаний, умений, навыков по

математике. На основе  выполненной  работы можно  сформулировать некоторые методические рекомендации:- во время проведения занятий с детьми с ограниченными  возможностями

здоровья должны соблюдаться  следующие условия:

  • более замедленный темп обучения;
  • оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности;
  • опора на наиболее развитые положительные качества ребенка и преодоление на этой основе общей недостаточности его интеллектуальной сферы,
  • дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий.

- целесообразно составление  технологических карт, которые экономят  время при прохождении отдельных тем, учитывать индивидуальные возможности ребенка, позволяют ему продвигаться в индивидуальном темпе.

 

Список использованной литературы:

1. Азарова Т. В. Индивидуальные различия младших школьников, их выявление и учет в 
процессе обучения. - М.: Просвещение, 1978.-96 с.

2. Акимова М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992. - 80 с.

  1. Аксенова Л. И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. //Дефектология. -1997. - № 1. - С. 3-11.
  2. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / под ред. Моро М. И., Пышкало А. М. -М.: Педагогика, 1977. - 247 с.

 

  1. Анцибор М. М. Индивидуализация обучения учащихся младших классов. - М.: Просвещение, 1970. - 159 с.
  1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М.: Просвещение, 1989. - 76 с.

7. Астапов В. М., Лебединская О. И. Современное состояние проблемы детей с 
ограниченными возможностями здоровья. //Детская практическая психология. - 1995. 
№7.- С. 8-9.

8. Атутов П. Р. Технология и современное образование. 
//Педагогика. - 1996. №2. -С. 15-17.

  1. Библиотека московских образовательных стандартов. Начальная школа. - М: Образование для всех, 1997. - 350 с.
  1. Блонский П. П. Избранные педагогические сочинения.  М.: Педагогика, 1961.-С. 530.
  1. Богановская Н. Д. Формирование количественных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы. -     Свердловск: Свердловск. ГПИ, 1988.-48 с.

12     Богдан В. В. О  создании комфортных условий  на уроках математики в специальной  школе. //Дефектология. - 1997. № 3. - С. 37-38.

13. Власова Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии._ - М: Просвещение, 1967. - 207 с.

  1. Власова Т. А. Основные направления и задачи дальнейшего развития научных исследований в дефектологии. //Дефектология. - 1975. № 5. - С. 3-10.
  2. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Эльконина Д. Б., Драгуновой Т. В - М/ Просвещение, 1967. - 360 с.
  1. Волович М. Б. Наука обучать. (Технология преподавания математики.) - М.: Линка-пресс, 1995.-280 с.
  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 5т. - М.: Педагогика, 1983,,-Т. 5-С. 336.
  1. Дети-инвалиды. Вопросы социально-медицинской и педагогической реабилитации. / Тезисы докладов областной научно-практической конференции 28-29 апреля 1993 г. Пермь, 1993.-28 с.
  1. Зайцев В. В. Технология проектирования ситуаций свободного выбора учебных заданий на уроках математики. //Начальная школа. - 2000. № 1. - С. 41-47.

20. Замский X. С. История воспитания и обучения умственно отсталых детей. 
- М.: Просвещение, 1967.-159 с.

  1. Зверева М. В. Осуществление индивидуального подхода к школьникам начальных классов в условиях экспериментального обучения. / Актуальные проблемы индивидуализации обучения: материалы научного симпозиума в Тарту 13-14 октября 1969 г. /  Тарту, 1970.-28 с.
  2. Индивидуальные варианты развития младших школьников / под ред. Занкова Л. В., Зверевой М. В. - М.: Педагогика, 1973. -176 с.
  1. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 26.12.2000 №3 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».
  1. Ипполитова М, В. О коррекционно-восстановительной работе с детьми с церебральным параличом. //Дефектология. - 1996. № 1. - С. 39-41.
  2. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М.: Академия, 2000. 286 с.
  3. Кирсанов   А.   А.   Индивидуализация   учебной   деятельности   как   педагогическая проблема. -Казань: изд-во Казанского университета, 1982.-224 с.
  4. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982. -Т. 1.- С. 189.
  1. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982.-Т. 1.-С. 30-31.
  1. Крутецкий В. А. Психология математических способностей. -М.: Просвещение, 19.-432 с.
  1. Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф. Пропедевтика обучения арифметике во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1962. - 68 с.
  1. Макаренко А. С. Сочинения в 5 т. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - Т.5. - С.469.
  2. Макаров Ю. А. Технология индивидуального обучения. -М.: РИПКРО, 1989. - 105 с.
  3. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья. -М.: Педагогика-Пресс, 1996.-76 с.
  1. Маллер А. Р. Новое в организации помощи детям-инвалидам. // Дефектология. 1996.№1.-С. 35-36.
  1. Малофеев Н. Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественных систем специального образования. // Дефектология. 1997.№6.- С. 8-9.
  1. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. -М.: Педагогика, 1991. - 160 с.
  1. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка. -М.: Задруга, 1922. - 209 с.
  2. Морова Н. С. Детский орден милосердия: вопросы теории и практики. -М.: Педагогика-Пресс, 1997.-28 с.
  1. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. -М.: Просвещение, 1969. - 280 с.
  1. Никитина М. И. Международный семинар: Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. // Дефектология. - 1996. № 3. - С 3-6.
  2. Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996г. №861 //Собрание законодательств РФ, 1996 № 31 ст.

3754.

  1. Осколкова Л. А. Индивидуализация учения младших школьников с учетом особенностей развития их познавательных процессов. -Челябинск, 1976 - 96 с.
  1. Особенности учебной деятельности учащихся с церебральным параличом. Рекомендации к оценке знаний, умений и навыков учащихся начальных классов.

-М.: АПН   СССР,    1984.-125 с.

  1. Педагогическая энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1968. - Т. 2. - С. 145.
  2. Педагогическая энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1968.-Т.4."-^. 178.
  3. Перовский Е. И. Проверка знаний учащихся. -М.: изд-во АПН РСФСР, 1960- С. 507.
  4. Полутина С. Г.Как строить индивидуальное обучение. / Открытая школа. - 2000. №6. - С. 9-10.
  1. Программы для специальных коррекционных школ. Обучение и развитие глубоко умственно отсталых детей. -СПб, 1995-1997. Вып. 1-7.
  1. Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении / под ред. Петровой В. Г. -     М.: Педагогика, 1986. - 104 с.
  2. Рабунский Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1975.-182 с.
  3. Селевко Г. К?,Дифференциация обучения. -Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1995.- 144 с.
  1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. -М.: Народное образование, 1998.-С. 91-95.

53. СиккаХ. X.

Индивидуализация  учебных заданий в начальных  классах.-Тарту, 1987.-80 с.

  1. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. - М.: Педагогика, 1971.-206 с.
  1. Толковый словарь русского языка / сост. С. И. Ожегов, Н. Ю Шведова, 4 изд. -М: Азбуковник, 1998. - С. 246.

 

  1. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М.: Педагогика, 1990.- 192 с.
  2. Ушинский К. Д. Собрание сочинений.-М.: государственное учебно-педагогическое изд-во МП РСФСР, 1954,- Т. 2. — С. 638.
  3. Шаталов В. Ф. Точка опоры.- М.: Педагогика, 1987.- 155 с.
  4. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1965.-Т. 2.-С. 254.

60. Эк В. В. О работе по новым программам по математике во вспомогательной школе.// Дефектология. - 1986 № 2. - С. 23-27.


Информация о работе Технология индивидуализированного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья