Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:04, курсовая работа
Цель исследования: разработка и апробирование учебных материалов по математике, предназначенных для обучения детей с ограниченными' возможностями здоровья и направленных на успешное усвоение каждым учеником учебного материала.
Задачами работы являются: изучение литературы по теме исследования;
обоснование использования индивидуализированного обучения детей класса «VII вида»;
- решение проблемы индивидуализированного обучения математике детей с
ограниченными возможностями здоровья через разработку технологии.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы индивидуализированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Учет особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике 6
1.2. Технология индивидуализированного обучения. 11
«
Выводы 14 -
Глава 2. Технология индивидуализированного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья 15
2.1. Психолого-педагогическая характеристика
учащихся 16
2.2. Индивидуализированное обучение математике
детей с ограниченными возможностями здоровья 18
Выводы 25
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Неудовлетворительная отметка ставится только тому, кто не знает материала из-за своей нерадивости. Если же ученик не знает потому, что не смог овладеть материалом, ему не ставится никакая отметка. Для устранения имеющегося отставания более приемлема мера индивидуализации срока выполнения некоторых домашних заданий.
Таким образом, использование технологии индивидуализированного обучения позволяет добиться оптимальных результатов в развитии каждого ребенка.
Выводы: из вышесказанного следует, что для успешного
обучения математике детей с ограниченными возможностями
здоровья учителю необходимо хорошо знать
причины заболевания ученика, особенности
его поведения, определить его потенциальные
возможности, с тем, чтобы наметить пути
включения его в процесс обучения с учетом
его психофизических особенностей, степени
дефекта. Это даст возможность учителю
правильно осуществить технологию
индивидуализированного обучения применительно
к каждому ребенку, спланировать формы
и методы коррекционной работы, тем самым
обеспечить его успешное обучение
и всестороннее развитие.
ГЛАВА 2. Технология индивидуализированного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.1 Психолого-педагогическая характеристика
учащихся.
В течение 2004-2006 учебного года нами проводилось наблюдение за 4 учениками МС(к)ОУ «Школа №154».
У всех детей преобладает непроизвольное неустойчивое внимание. Все дети быстро утомляются, им бывает трудно сосредоточиться на определенном задании.
Миша К. и Света Ф. могут сосредоточенно работать в течение 15-18 минут, остальные дети - не более 8-10 минут.
Все дети испытывают затруднения при переключении с одной умственной операции на другую, качественно иную. Например.
При вычислении значения числовых выражений, содержащих два разных действия (сложение и вычитание), Никита Б., выполнив одно действие, не может переключиться на выполнение другого действия: 5+1-1=7 3 + 2-5 = 10 5-2+3=0 Определенные трудности в понимании задач, математических заданий создает слабая активность восприятия учащихся. Никита Б. не узнаёт знакомые геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей обстановке. Саша В. и Никита Б. не могут найти в задаче числовые данные, записанные не цифрами, а словами, выделить вопрос, если он стоит не в конце, а в начале задачи.
Трудности при обучении математике вызываются также несовершенством зрительных восприятий. У всех детей преобладает непроизвольная кратковременная память, что вызывает затруднения в запоминании учебного материала, алгоритмов выполнения заданий.
У всех детей преобладает наглядно - действенное мышление. Они умеют сравнивать предметы, выделяют их сходство и различие, классифицируют только с опорой на наглядность.
Недостатки мышления у этих детей проявляются в стереотипности ответов. Например, задание посчитать от 5 до 15 многими выполняется на основе стереотипно заученного числового ряда. Они считают от 5 до 20 (иногда от 1 до 20).
Саша В. и Никита Б. с большим трудом связывают взаимообратные понятия (много - мало, вверху - внизу и т. д.), затрудняются в сравнении чисел, установлении отношений эквивалентности и порядка при изучении отрезков натурального ряда чисел.
У них нет реальных представлений о единицах измерения времени, о последовательности событий, путают последовательность частей суток, дней недели, времен года.
Затрудненность письма некоторых детей усугубляется параличом. Нарушение координации движений нередко служит причиной очень сильного нажима при письме, что приводит к поломке карандаша и прорыву бумаги.
Несовершенство зрительного
Некоторые ученики (Саша В., Света Ф.) бывают не уверены в своих действиях, они часто обращаются за поддержкой к учителю, не пишут ответ, пока не получат одобрения со стороны учителя. Поведение детей также различно.
Миша - легко возбудимый, впечатлительный, мальчик. Часто разговаривает сам с собой, задает окружающим вопросы, не ожидая и не выслушивая ответа на них. Не всегда владеет своими чувствами. Слабый волевой контроль поведения.
Никита - заторможенный, медлительный ребенок. Общителен, но часто проявляет негативные реакции на окружение (все плохо и все плохие, а я хуже всех). Ленив. Не всегда начатое дело доводит до конца.
Света - спокойная, уравновешенная девочка.
Общительна. Аккуратна. Трудолюбива. Легко
подчиняется требованиям
Саша - эмоциональный, подвижный ребенок. Испытывает страх перед новым, незнакомым заданием, начинает нервничать, может отказаться от выполнения. Но любое начатое дело старается сам довести до конца.
Несмотря на то, что способности,
необходимые для успешного
За пять месяцев обучения во втором классе все дети научились считать от заданного числа до заданного; решать примеры и задачи на нахождение суммы и остатка в пределах 100; научились работать с линейкой.
Миша К., Света Ф. кроме того, усвоили счет группами по 2 и 5 в пределах 20; однозначные и двузначные числа; начали таблицу умножения.
Мы считаем, что учащиеся достигли таких результатов в обучении потому, что с ними в процессе обучения на каждом уроке проводились индивидуальные коррекционные упражнения, что способствовало не только овладению учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, но и помогало преодолению недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
2.2. Индивидуализированное
обучение математике детей с
ограниченными возможностями
Вопрос реализации индивидуализированного обучения представляет собой серьезную методическую проблему для учителя. Учителю приходится самому решать:
1)проблему ограниченности
Реализация
Опытная работа по теме исследования проводилась в течение четырёх лет (2001-2006). В 2005-2006 году работа проводилась на базе МС(к)ОУ «Школа №154».
В течение первого года шло ознакомление с научной и методической литературой по теме.
Второй год мы посвятили обобщению
практического опыта и дали обоснование
использования
С 2003-2004 учебного года проводилась работа по решению проблемы индивидуализированного обучения. Нами была поставлена цель - разработать и апробировать учебные материалы по математике, предназначенные для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с особыми образовательными нуждами и направленные на успешное усвоение каждым учеником учебного материала.
В ходе опытной
работы были составлены технологические
карты по большинству
тем программы начальной школы по математике
для 1-3 классов (программа 1-4) и 3-4
классов (коррекционная программа 8 вида):
«Нумерация», «Сложение и вычитание в
пределах 1000», «Письменное умножение и
деление», «Уравнения», «Доли и
дроби», «Величины». Так же были составлены
технологические карты по программе
«Особый ребенок».
Каждая карта представляет собой систему заданий, методически и графически организованных таким образом, чтобы по мере их выполнения ребенок мог самостоятельно подойти к пониманию сути и способа выполнения вычислительного приема и закрепить его.
При составлении технологических карт учитывались дидактические принципы и принципы, разработанные В. Ф. Шаталовым и описанные им в книге «Точка опоры»:
1. Принцип соответствия
2. Методически в каждой технологической
карте реализован принцип
дозированности, т. е. в одной карте вводится
только один прием или одно понятие.
Это помогает ребенку четко осознать цель
работы, а учителю помогает отслеживать
качество усвоения этого приема или понятия.
Систематическое использование технологических
карт позволяет организовать продвижение
ребенка в освоении материала
в удобном для него индивидуальном
темпе, что является крайне важным для
детей с ограниченными
5. Принцип
индивидуализации проверки и оценки знаний
учащихся не на основе
дифференциации уровня сложности заданий,
а на основе единства требований к уровню
знаний, умений и навыков.
Рассмотрим, как
реализуются эти
принципы при
составлении технологической
ЧИСЛА 1-15.
Данная технологическая карта была составлена для детей 1класса(1-4). В карте вводится только один вычислительный прием - сложение и вычитание в пределах 10. Задания расположены от более простых к более сложным.
Важным условием индивидуализированного обучения мы считаем выполнение заданий учениками в индивидуальном темпе (который они определяют сами). Ученик за урок может выполнить 3-4 задания, а может 10 - это зависит только от него, а не от учителя.
Есть ученики, которые работают ритмично изо дня в день, в одном темпе (Миша К., и Света Ф.). И есть ученики, которые какое-то время работают очень активно, затем наступает спад, расслабление, а затем снова повышается активность (Саша В.). Все зависит от природных данных, от эмоционального состояния ученика в данный момент времени. Все индивидуальные особенности учеников автоматически регулируются собственным темпом работы. Ученик может прервать работу в любое время, если он устал и отдохнуть, сколько ему нужно. Но по каждой теме выбрано определенное количество индивидуальных заданий, охватывающих всю тему, которые ученик обязан выполнить. За какое время - это дело самого ученика. Работая в собственном темпе, ученики все
время преодолевают собственную лень, учатся преодолевать трудности, работать на пределе своих сил.
Индивидуализированные сроки и способы выполнения заданий позволяют предъявлять всем детям задания одного уровня сложности, соответствующие программным требованиям.
В течение 4-6 месяцев успеваемость детей поднимается до 4 баллов. Ребенок работает прямо на листе, карандашом или ручкой записывая ответы или дописывая действия. Избавленный от необходимости утомительного переписывания, ребенок работает с гораздо большей производительностью.
Так, Миша К. и Света Ф. за один урок (40минут) выполняет 10-15 письменных заданий по листу. За то же время в тетради она успевала выполнять в 2-3 раза меньший объем работы. В процессе работы по составлению технологической карты нами проводилось систематическое изучение каждого ученика в процессе его учебной деятельности, что способствовало более точной постановке педагогической задачи, отбору содержания каждой технологической карты. Полученные результаты систематически фиксировались и анализировались, что позволяло корректировать как содержание карты, так и методы педагогического воздействия в зависимости от возможностей каждого ученика.
Так, при
изучении темы «Число 14. Образование. Запись»
часть детей (Никита Б. и Саша В.) знакомились
с образованием числа 14, с новой
счетной единицей - десятком, учились
писать число 14, учились понимать отношения
между числами в числовом ряду.
Миша и Света, кроме того, знакомились
с тем, что в двух неделях 14 дней,
учились различать однозначные
и двузначные числа. Рассмотрим
технологические карты по данному
уроку.
ЧИСЛО 14.
ЧИСЛО 14.
Использование технологических карт для индивидуальной работы с детьми помогает формировать у них важнейшие компоненты учебной деятельности - самооценки и самоконтроля. На первых порах правильность выполнения заданий проверяет учитель. Затем ребенок может, сверяясь с образцом, самостоятельно находить у себя ошибки. Вперед можно двигаться, только если в карте не более 2-3 ошибок. Если их больше, ребенок должен взять другой вариант этой же карты. Это позволяет реализовать один из важнейших принципов развивающего обучения - принцип осознанности. Осознавая качество своих знаний, ребенок понимает, почему ему пока не позволено двигаться вперед. Таким образом, будет постепенно формироваться умение самостоятельно регулировать процесс и оценивать результаты своего учебного труда.