Технология концентрированного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 11:50, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования. На основании изучения опыта применения концентрированного обучения разных педагогов-исследователей выявить общие и особенные черты различных моделей, классифицировать их, построить теоретические основания данной технологии.
Основные гипотезы исследования:
- педагогическая технология концентрированного обучения сокращает временные затраты учебного времени (как учителя так и ученика), позволяя реализовывать программы опережающего обучения;
- педагогическая технология концентрированного обучения создает состояние комфорта при обучении;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ…………6
1.1. Понятие «технология концентрированного обучения»……………………. 6
1.2. Признаки, функции и преимущества технологии концентрированного обучения……………………………………………………………………………..7
1.3. Принципы технологии концентрированного обучения……………………..8
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ КОНЦЕНТРИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ……………………………………………………………………….10
2.1. «Погружение» как наиболее распространенная модель концентрированного обучения…………………………………………………...14
2.2. Учебный блок как основная учебно-организационная единица при концентрированном обучении ...............................................................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………............23
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

технолгия концентрированного обучения.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Суггестопедическая учебная система имеет следующие обязательные отличительные черты:

“1. При ней непременно вскрываются резервы памяти, интеллектуальной активности и вообще всей личности учащегося. Без вскрытия комплексных резервов нет суггестопедии.

2. Обучение непременно сопровождается  эффектом отдыха или по крайней  мере отсутствием усталости. Если  учащиеся устают — это не суггестопедия.

3. Суггестопедический урок всегда  представляет собой приятное  переживание.

4. Суггестопедическое обучение  оказывает положительное воспитательное  воздействие, смягчая агрессивные  тенденции и помогая социальной  адаптации обучаемой личности”.

Суггестопедическая система обучения дает следующий эффект:

“1. Метод Лозанова обеспечивает интенсификацию в освоении преподаваемого материала до пределов, немыслимых при всех других известных методиках в педагогических процессах.

2. Этот метод допускает сокращение времени ежедневного обучения до 4 часов.

3. Он освобождает от больших  нагрузок на дом.

4. Он не только не создает  предельных уровней усталости, а  приводит к чувству эмоционального  и физического комфорта.

5. Он имеет подчеркнутый психолечебный эффект при функциональных заболеваниях или функциональных компонентах органических заболеваний”.

Несколько иную педагогическую технологию, назвав ее тоже “погружением”, предложил М.П.Щетинин. Под “погружением” он понимал длительное занятие (от 3 до 9 дней) одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки “основного” предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами “погружения” повторяются через определенный промежуток времени. М.П.Щетининым была высказана идея о том, что спад здоровья детей от класса классу во многом обусловлен неравномерной нагрузкой лево- и правополушарных центров головного мозга. “Наша школа специализируется на развитии вербально - знакового мышления, а это означает, что почти все предметы, если пользоваться терминологией учения об асимметрии головного мозга, - “левополушарные”, то есть формируют, так сказать, алгебраическое мышление. А тот тип мышления, который мы называем интуитивным, образным, собственно творческим, который обусловлен работой правого полушария головного мозга, в системе школьных предметов - в общей их пропорции в учебном плане - представлен ничтожно мало. <...> Что же получается? Идут один за другим уроки математики, литературы, физики, химии - и часть мозга требует не просто отдыха, но восполнения затрат энергии. Другая же часть, которая накапливала энергию, настоятельно требует ее сброса. Сброса, как видим, практически не происходит. И те, и другие участки мозга оказываются в чрезвычайно дискомфортном состоянии. Мозг отключается. Ученик не работает, а если и работает, то с низкой продуктивностью. Этот дисбаланс приводит к тому, что две трети учебного времени как бы ”спят”.

 

2.2. Учебный блок как основная учебно-организационная единица при концентрированном обучении

Основной учебно-организационной единицей при концентрированном обучении является учебный блок. Он представляет собой совокупность взаимосвязанных форм организации обучения, в которых последовательно и единовременно осуществляется сознательное усвоение учащимися учебного материала, формирование в единстве знаний и умений, развитие творческих способностей учащихся. Структура учебного блока включает в себя следующую последовательность взаимосвязанных форм организации обучения: лекция – самостоятельная работа – практическое занятие – зачет. Такая последовательность организации форм обучения дает возможность сочетать высокий теоретический уровень преподавания с развитием у учащихся умений и навыков самостоятельно осмысливать фундаментальные научные идеи и концепции, устанавливать межпредметные связи, делать методические и мировоззренческие выводы, принимать оценочные решения, использовать теоретические положения для решения практических проблем. Она позволяет изложить важные вопросы учебного материала более последовательно и развернуто, в связи с чем у учащихся создается целостное представление об изучаемых объектах и явлениях, что, несомненно, способствует формированию более глубоких теоретических знаний. Такой принцип построения учебного курса фиксации в минимальном объеме знаний такого содержания, которое обладает большой познавательной емкостью. Генерализация учебных знаний позволяет добиться  более глубокого усвоения материала, перехода с уровня понимания и запоминания на уровень творческого усвоения и применения знаний на практике. Основные дидактические требования, предъявляемые к структурированию учебного блока:

- высокая идейно – научная, методологическая и мировоззренческая направленность;

- познавательная ценность;

- неразрывная связь изучаемого  материала с практической и  самостоятельной деятельностью;

- мотивация учения;

- полноценность методического  замысла;

- воспитание интереса и авторитета  к предмету.

На лекции ведущая форма обучения – фронтальная. Общий метод обучения – монологический, сочетающий в себе информационный и объяснительный методы преподавания, которые реализуются через сообщение, объяснение, демонстрацию, показ, постановку инновационных и проблемных вопросов. Материал лекции может быть оформлен в виде опорного конспекта, схемы на доске или ватмане.

Опорный конспект – это наглядное представление учебного материала в логике познавательной деятельности учащегося. После ориентировки учащихся в предстоящей деятельности педагог проводит изложение материала. Затем следует сжатое второе, а в конце лекции – третье, еще более концентрированное изложение основных вопросов. Таким образом, на лекции происходит восприятие учащимися целостного блока знаний и его первичное осмысление.

В ходе самостоятельной работы учащиеся более углубленно осваивают учебную информацию  в виде работы с учениками, учебными пособиями. У них формируется умения выделять главное в прочитанном, устанавливать причинно-следственные связи, планировать свою деятельность. К примеру, задания по работе с книгой должны быть разнообразными, начиная от комментируемого чтения и заканчивая выполнением заданий на основе прочитанной литературы: составление плана изучения учебного материала, подбор выписок из литературы по заданным вопросам, конспектирование текста, составление таблиц и их заполнение. Самостоятельная работа учащихся, может проходить в парах, группах, индивидуально.

Цель практической работы заключается в формировании умений проверять новые знания на практике, закреплении знаний (происходит непосредственно после восприятия и осмысления). При разработке и проведении практической работы составляется алгоритм её выполнения, используются инструкционные карты.

На зачете (последнем этапе блока) проверяется степень усвоения понятий и ведущих идей, формирование навыков работы, общих и специальных умений. Активно применяются самоанализ, самоконтроль, самооценка, взаимоконтроль. Зачет может проводиться в виде теста. Тест состоит из задания и эталона ответа, который остается у преподавателя. Существуют тесты трех уровней освоения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Технология концентрированного обучения – технология, направленная на организацию развивающих учебных занятий (не подача и прием готовых истин, а их поиск). Переход к концентрированной форме обучения, основанной на педагогике сотрудничества и развития, труден, но необходим в современных условиях развития профессионального образования. Исследование педагогической технологии концентрированного обучения позволяет сделать следующие выводы:

1. Концентрированное обучение как  педагогическая технология является одним из эффективных методов обучения. Оно может быть использовано в сочетании с обучением, распределенным во времени.

2. Концентрированное обучение имеет различные модели, которые целесообразно применять для различных возрастов, а соответственно, для различных образовательных программ.

3. Данная технология применима  как к общеобразовательным, так и к программам профессионального образования.

4. Концентрированное обучение позволяет создать модель непрерывного образования, основанием которой и будет являться сама данная технология.

5. Рамки применимости концентрированного  обучения достаточно широки:

а) технология применима как для одновозрастной, так и для разновозрастной структуры учебных групп;

б) технология применима для различных ступеней общего и профессионального образования;

в) технология применима ко всем словесно-знаковым предметам, но при этом наибольшую эффективность имеет при обучении естественным наукам и истории;

г) технология может использоваться в различных местах проведения занятий: в условиях самого образовательного учреждения, в условиях научных и научно - исследовательских учреждений, в условиях оздоровительных учреждений;

д) данная технология применима как для занятий большими "поточными" группами, так и для малых групп;

6. Данная образовательная технология  позволяет:

а) экономить учебное и личное время ученика;

б) экономить рабочее время педагога;

в) получать ученикам более цельные знания;

г) получать ученикам углубленные знания;

д) увеличивать объемы учебных знаний, не увеличивая время на их из учение;

е) реализовать программу опережающего обучения;

ж) уменьшить утомляемость учащихся на уроках;

з) улучшать психологический климат в детских коллективах;

и) повышать уровень мотивации к учебе.

7. Концентрированное обучение создает состояние комфорта на занятиях для ученика и для учителя.

8. Данная технология имеет ряд  серьезных, плохо устранимых недостатков:

а) вынужденный переход ученика среди учебного года в школу с традиционным режимом неизбежно рождает проблему нестыковки программ;

б) вынужденный пропуск учеником нескольких дней занятий приводит к серьезному отставанию пропущенного предмета;

г) значительный перерыв в изучении предметов, на которые отводится малое количество часов;

д) отсутствие учебников, полностью удовлетворяющих условиям данной технологии;

е) отсутствие программ подготовки учителей, способных работать по данной технологии.

9. Использование концентрированного  обучения имеет ряд условий:

а) по данной технологии должны обучать все учителя, работающие в данном классе (группе);

б) применять данную технологию может лишь педагог, обладающий способностями системного видения материала и свободного владения разны ми формами учебной работы;

в) совместная работа коллектива учителей;

г) ритмичное построение учебного процесса в течение дня, недели, учебного периода (четверти), учебного года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЛИТЕРАТУРА

1. Атутов П.Р. «Технология и современное  образование» // Педагогика Москва, 2008

2. Беспалько В.С. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 2009. – 192 с.

3. Боголюбов В.И. «О тенденциях в развитии педагогической технологии», Москва, 2009, стр. 254

4. Волков И.П. «Учим творчеству»  Москва, Педагогика, 2012, 126 с.

5. Гессен С.И. Основы педагогики. //Школьные технологии. — 2009.—№ 4

6. Гитман Е.К. Концентрированное  обучение: Учебное пособие. – Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2009

7. Ибрагимов Г.И. Технология концентрированного  обучения. – Казань: ИССО РАО, 2008

8. Малеев В.В. Общая методика  преподавания информатики: Учебное  пособие. Воронеж: ВГПУ, 2009. – 271 с.

9. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Педагогика. Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Академия, 2010 – 715 с.

10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие  для студ. высш. и сред. учебн. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. – М.: Академия, 2011. – 512 с.

11. Педагогические технологии: Учебное  пособие для студентов педагогических  специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушкина. Ростов-на-Дону: Март, 2009. – 320 с.

12. Программа учебной дисциплины  «Основы педагогических технологий». Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. – пед. ун-та, 2009. 13 с.

13. Профессионально-педагогические  технологии в теории и практике  обучения: Сб. науч. – метод. ст. / Под  ред. Н.Е. Эргановой. Москва, 2010. –288 с.

14.  Ширяева В. «Многофункциональная карта мониторинга»  //Директор школы. — 2008.—№ 9.

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Технология концентрированного обучения