Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 11:50, контрольная работа
Цель исследования. На основании изучения опыта применения концентрированного обучения разных педагогов-исследователей выявить общие и особенные черты различных моделей, классифицировать их, построить теоретические основания данной технологии.
Основные гипотезы исследования:
- педагогическая технология концентрированного обучения сокращает временные затраты учебного времени (как учителя так и ученика), позволяя реализовывать программы опережающего обучения;
- педагогическая технология концентрированного обучения создает состояние комфорта при обучении;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ…………6
1.1. Понятие «технология концентрированного обучения»……………………. 6
1.2. Признаки, функции и преимущества технологии концентрированного обучения……………………………………………………………………………..7
1.3. Принципы технологии концентрированного обучения……………………..8
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ КОНЦЕНТРИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ……………………………………………………………………….10
2.1. «Погружение» как наиболее распространенная модель концентрированного обучения…………………………………………………...14
2.2. Учебный блок как основная учебно-организационная единица при концентрированном обучении ...............................................................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………............23
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………..26
Суггестопедическая учебная система имеет следующие обязательные отличительные черты:
“1. При ней непременно вскрываются резервы памяти, интеллектуальной активности и вообще всей личности учащегося. Без вскрытия комплексных резервов нет суггестопедии.
2. Обучение непременно
3. Суггестопедический урок
4. Суггестопедическое обучение
оказывает положительное
Суггестопедическая система обучения дает следующий эффект:
“1. Метод Лозанова обеспечивает интенсификацию в освоении преподаваемого материала до пределов, немыслимых при всех других известных методиках в педагогических процессах.
2. Этот метод допускает сокращение времени ежедневного обучения до 4 часов.
3. Он освобождает от больших нагрузок на дом.
4. Он не только не создает
предельных уровней усталости, а
приводит к чувству
5. Он имеет подчеркнутый психолеч
Несколько иную педагогическую технологию, назвав ее тоже “погружением”, предложил М.П.Щетинин. Под “погружением” он понимал длительное занятие (от 3 до 9 дней) одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки “основного” предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами “погружения” повторяются через определенный промежуток времени. М.П.Щетининым была высказана идея о том, что спад здоровья детей от класса классу во многом обусловлен неравномерной нагрузкой лево- и правополушарных центров головного мозга. “Наша школа специализируется на развитии вербально - знакового мышления, а это означает, что почти все предметы, если пользоваться терминологией учения об асимметрии головного мозга, - “левополушарные”, то есть формируют, так сказать, алгебраическое мышление. А тот тип мышления, который мы называем интуитивным, образным, собственно творческим, который обусловлен работой правого полушария головного мозга, в системе школьных предметов - в общей их пропорции в учебном плане - представлен ничтожно мало. <...> Что же получается? Идут один за другим уроки математики, литературы, физики, химии - и часть мозга требует не просто отдыха, но восполнения затрат энергии. Другая же часть, которая накапливала энергию, настоятельно требует ее сброса. Сброса, как видим, практически не происходит. И те, и другие участки мозга оказываются в чрезвычайно дискомфортном состоянии. Мозг отключается. Ученик не работает, а если и работает, то с низкой продуктивностью. Этот дисбаланс приводит к тому, что две трети учебного времени как бы ”спят”.
2.2. Учебный блок как основная учебно-организационная единица при концентрированном обучении
Основной учебно-организационной единицей при концентрированном обучении является учебный блок. Он представляет собой совокупность взаимосвязанных форм организации обучения, в которых последовательно и единовременно осуществляется сознательное усвоение учащимися учебного материала, формирование в единстве знаний и умений, развитие творческих способностей учащихся. Структура учебного блока включает в себя следующую последовательность взаимосвязанных форм организации обучения: лекция – самостоятельная работа – практическое занятие – зачет. Такая последовательность организации форм обучения дает возможность сочетать высокий теоретический уровень преподавания с развитием у учащихся умений и навыков самостоятельно осмысливать фундаментальные научные идеи и концепции, устанавливать межпредметные связи, делать методические и мировоззренческие выводы, принимать оценочные решения, использовать теоретические положения для решения практических проблем. Она позволяет изложить важные вопросы учебного материала более последовательно и развернуто, в связи с чем у учащихся создается целостное представление об изучаемых объектах и явлениях, что, несомненно, способствует формированию более глубоких теоретических знаний. Такой принцип построения учебного курса фиксации в минимальном объеме знаний такого содержания, которое обладает большой познавательной емкостью. Генерализация учебных знаний позволяет добиться более глубокого усвоения материала, перехода с уровня понимания и запоминания на уровень творческого усвоения и применения знаний на практике. Основные дидактические требования, предъявляемые к структурированию учебного блока:
- высокая идейно – научная, методологическая и мировоззренческая направленность;
- познавательная ценность;
- неразрывная связь изучаемого материала с практической и самостоятельной деятельностью;
- мотивация учения;
- полноценность методического замысла;
- воспитание интереса и
На лекции ведущая форма обучения – фронтальная. Общий метод обучения – монологический, сочетающий в себе информационный и объяснительный методы преподавания, которые реализуются через сообщение, объяснение, демонстрацию, показ, постановку инновационных и проблемных вопросов. Материал лекции может быть оформлен в виде опорного конспекта, схемы на доске или ватмане.
Опорный конспект – это наглядное представление учебного материала в логике познавательной деятельности учащегося. После ориентировки учащихся в предстоящей деятельности педагог проводит изложение материала. Затем следует сжатое второе, а в конце лекции – третье, еще более концентрированное изложение основных вопросов. Таким образом, на лекции происходит восприятие учащимися целостного блока знаний и его первичное осмысление.
В ходе самостоятельной работы учащиеся более углубленно осваивают учебную информацию в виде работы с учениками, учебными пособиями. У них формируется умения выделять главное в прочитанном, устанавливать причинно-следственные связи, планировать свою деятельность. К примеру, задания по работе с книгой должны быть разнообразными, начиная от комментируемого чтения и заканчивая выполнением заданий на основе прочитанной литературы: составление плана изучения учебного материала, подбор выписок из литературы по заданным вопросам, конспектирование текста, составление таблиц и их заполнение. Самостоятельная работа учащихся, может проходить в парах, группах, индивидуально.
Цель практической работы заключается в формировании умений проверять новые знания на практике, закреплении знаний (происходит непосредственно после восприятия и осмысления). При разработке и проведении практической работы составляется алгоритм её выполнения, используются инструкционные карты.
На зачете (последнем этапе блока) проверяется степень усвоения понятий и ведущих идей, формирование навыков работы, общих и специальных умений. Активно применяются самоанализ, самоконтроль, самооценка, взаимоконтроль. Зачет может проводиться в виде теста. Тест состоит из задания и эталона ответа, который остается у преподавателя. Существуют тесты трех уровней освоения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Технология концентрированного обучения – технология, направленная на организацию развивающих учебных занятий (не подача и прием готовых истин, а их поиск). Переход к концентрированной форме обучения, основанной на педагогике сотрудничества и развития, труден, но необходим в современных условиях развития профессионального образования. Исследование педагогической технологии концентрированного обучения позволяет сделать следующие выводы:
1. Концентрированное обучение
2. Концентрированное обучение име
3. Данная технология применима как к общеобразовательным, так и к программам профессионального образования.
4. Концентрированное обучение позволяет создать модель непрерывного образования, основанием которой и будет являться сама данная технология.
5. Рамки применимости
а) технология применима как для одновозрастной, так и для разновозрастной структуры учебных групп;
б) технология применима для различных ступеней общего и профессионального образования;
в) технология применима ко всем словесно-знаковым предметам, но при этом наибольшую эффективность имеет при обучении естественным наукам и истории;
г) технология может использоваться в различных местах проведения занятий: в условиях самого образовательного учреждения, в условиях научных и научно - исследовательских учреждений, в условиях оздоровительных учреждений;
д) данная технология применима как для занятий большими "поточными" группами, так и для малых групп;
6. Данная образовательная
а) экономить учебное и личное время ученика;
б) экономить рабочее время педагога;
в) получать ученикам более цельные знания;
г) получать ученикам углубленные знания;
д) увеличивать объемы учебных знаний, не увеличивая время на их из учение;
е) реализовать программу опережающего обучения;
ж) уменьшить утомляемость учащихся на уроках;
з) улучшать психологический климат в детских коллективах;
и) повышать уровень мотивации к учебе.
7. Концентрированное обучение соз
8. Данная технология имеет ряд серьезных, плохо устранимых недостатков:
а) вынужденный переход ученика среди учебного года в школу с традиционным режимом неизбежно рождает проблему нестыковки программ;
б) вынужденный пропуск учеником нескольких дней занятий приводит к серьезному отставанию пропущенного предмета;
г) значительный перерыв в изучении предметов, на которые отводится малое количество часов;
д) отсутствие учебников, полностью удовлетворяющих условиям данной технологии;
е) отсутствие программ подготовки учителей, способных работать по данной технологии.
9. Использование
а) по данной технологии должны обучать все учителя, работающие в данном классе (группе);
б) применять данную технологию может лишь педагог, обладающий способностями системного видения материала и свободного владения разны ми формами учебной работы;
в) совместная работа коллектива учителей;
г) ритмичное построение учебного процесса в течение дня, недели, учебного периода (четверти), учебного года.
ЛИТЕРАТУРА
1. Атутов П.Р. «Технология и современное образование» // Педагогика Москва, 2008
2. Беспалько В.С. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 2009. – 192 с.
3. Боголюбов В.И. «О тенденциях в развитии педагогической технологии», Москва, 2009, стр. 254
4. Волков И.П. «Учим творчеству» Москва, Педагогика, 2012, 126 с.
5. Гессен С.И. Основы педагогики. //Школьные технологии. — 2009.—№ 4
6. Гитман Е.К. Концентрированное обучение: Учебное пособие. – Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2009
7. Ибрагимов Г.И. Технология концентрированного обучения. – Казань: ИССО РАО, 2008
8. Малеев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. Воронеж: ВГПУ, 2009. – 271 с.
9. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Педагогика. Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Академия, 2010 – 715 с.
10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студ. высш. и сред. учебн. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. – М.: Академия, 2011. – 512 с.
11. Педагогические технологии: Учебное
пособие для студентов
12. Программа учебной дисциплины «Основы педагогических технологий». Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. – пед. ун-та, 2009. 13 с.
13. Профессионально-
14. Ширяева В. «Многофункциональная карта мониторинга» //Директор школы. — 2008.—№ 9.