Технология профилактики безнадзорности и беспризорности в системе социально - педагогической работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования выявить эффективные формы и методы профилактики безнадзорности и беспризорности в системе социально-педагогической работы.
Объект исследования беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическое явление.
Предмет исследования социально-педагогические формы и методы профилактики безнадзорности и беспризорности
Задачи исследования:
1. Рассмотреть безнадзорность и беспризорность как социально-педагогическая проблема современности.
2. Раскрыть социально- психологические особенности безнадзорных и беспризорных детей.
3. Рассмотреть социально-педагогическую технологию профилактики безнадзорности и беспризорности.
4. Описать содержание деятельности социального педагога МОБУ СОШ с. Авдон м-р Уфимский район РБ по профилактике безнадзорности и беспризорности

Файлы: 1 файл

гот.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Зачастую педагогическая неграмотность родителей, незнание или непонимание взрослых членов семья своих воспитательных обязанностей, недостаточная или излишняя требовательность к детям, отсутствие желания контролировать детские увлечения приводит к разрушению или ослаблению морального климата общества. Результатом этого становится масштабная беспризорность и безнадзорность детей.

Предотвращение данных социокультурных и психологических изменений становится приоритетным направлений жизнедеятельности общества. Молодое поколение отторгается из сферы семейного воспитания, и этот процесс требует усиленной заботы со стороны общества и, в первую очередь, государства. Минимизация факторов и условий для повышения социального риска входит в систему мер профилактической деятельность государства. Социальная педагогика, как наука имеет большой базис механизмов, отработанных на практике, влияния на социальные отношения.

На сегодняшний день проблема беспризорности и безнадзорности детей становится все более актуальной, и эта проблема не имеет единовременного решения. Этому способствуют такие социальные явления как нестабильная социально - экономическая ситуация в стране, отсутствие должного родительского внимания детям, и ослабление роли семейного воспитания в обществе. Поэтому требуется тщательная совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур. Основным направлением данной работы должно быть не только повышение культурного, социального и материального уровней жизни подростков, но и подкрепление их духовно-идеологическими составляющими.

На государственном уровне для решения проблемы беспризорности и безнадзорности предпринимаются определённые меры, а именно создание нормативно- правовых актов по вопросам семьи и детства, программы по профилактике детской безнадзорности. Так, например, с целью изменения ситуации была разработана и принята Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», направленная на формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.

Социальный педагог в рамках своей деятельности обязан принимать необходимые меры для интеграции безнадзорных и беспризорных детей в общество, возвращая им школьное детство и психологическую поддержку. Безнадзорные дети должны выводиться из среды и обстоятельств, препятствующих их нормальной социализации, вовлекаться в формы деятельности и общения, формирующие у них качества полноценных членов общества, изолироваться от действия асоциальных и криминальных факторов. Создание благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них факторов, подвергающих риску детской беспризорности – основные направления профилактической работы, проводимой социальным педагогом.

Безнадзорный ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой — на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения.

В современное время в России очень остро стоят проблемы качественного обеспечения жизнедеятельности, правовой защиты детей, преодоление безнадзорности и беспризорности , что делает актуальной задачу реализации государственными и общественными структурами комплекса мер по решению обозначенных проблем. В рамках образовательных учреждений проводится работа по профилактики безнадзорности и беспризорности, более результативной данная работа будет при взаимодействии с классными руководителями, школьным психологом, администрацией учебного заведения, сотрудниками центров социальной помощи семье и детям, отделом по делам несовершеннолетних. Именно такой комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними.

Цель исследования выявить эффективные формы и методы профилактики безнадзорности и беспризорности в системе социально-педагогической работы.

Объект исследования беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическое явление.

Предмет исследования социально-педагогические формы и методы профилактики безнадзорности и беспризорности

Задачи исследования:

1.                  Рассмотреть безнадзорность и беспризорность как социально-педагогическая проблема современности.

2.                  Раскрыть социально- психологические особенности безнадзорных и беспризорных детей.

3.                  Рассмотреть социально-педагогическую технологию профилактики безнадзорности и беспризорности.

4.                  Описать содержание деятельности социального педагога МОБУ СОШ с. Авдон м-р Уфимский район РБ по профилактике безнадзорности и беспризорности

Теоритическую основу исследования составили: теории

Методы исследования включают в себя следующие группы: теоретические (теоретический анализ и синтез), эмпирические (наблюдение, беседа, обобщение практического опыта, изучение документации и продуктов деятельности).

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: рассмотрены понятия безнадзорность и беспризорность, расширены теоретические представления о использовании технологии профилактики в социально-педагогической деятельности; обоснована значимость социально-педагогической работы по профилактике безнадзорности и беспризорности.

Практическая значимость исследования: описана социально- педагогическая работа по профилактике беспризорности и безнадзорности МОБУ СОШ с. Авдон м-р Уфимский район РБ, разработаны методические рекомендации для социально- педагогической работы по данному направлению.

Базой исследования являлось МОБУ СОШ с. Авдон м-р (муниципальный район) Уфимский район РБ

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы профилактики безнадзорности и беспризорности в системе социально - педагогической.

 

1.1  Безнадзорность и беспризорность как социально - педагогическая проблема современности.

 

Во времена экономического, политического, культурного и духовно-нравственного развития России, одними из приоритетных задач нашего общества является развитие, сохранение, человеческого потенциала. Государственное развитие напрямую зависит от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения. [озеров]

Ситуационный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими социальными чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, распространенность в детской среде саморазрушающего поведения. Наиболее ощутимой проблемой становится разрушение института семьи, которая не в состоянии проявлять достаточную заботу о детях, выполнять родительские обязанности, и нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей. Отсюда и вытекает распространение детской беспризорности и безнадзорности.

Такие социальные явления как детская беспризорность и безнадзорность способствуют росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Поэтому, в настоящее время данные проблемы рассматриваются социумом как показатель угрозы нормального развитию государства. [озеров]

Безнадзорность и беспризорность- термины, характеризующие определённые социальные особенности несовершеннолетних, гнаходящихся в трудной жизненной ситуации. (знание, понимание, умение)

В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" были определены следующие понятия:

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания [фз].

В психолого- педагогическом словаре детская безнадзорность  рассматривается как общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих в отчуждении детей от семьи, детского коллектива, и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям [псих. Пед Мижериков].

В педагогической энциклопедии детская безнадзорность определяется как отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательные влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц Российская педагогическая энциклопедия в 2 -х томах[пед.словарь Давыдов].

Несмотря на множественные усилия общественности, правоохранительных и образовательных ведомств, религиозных, политических и благотворительных организаций, коммерческих фирм и частных лиц количество беспризорных и безнадзорных детей постоянно растет, так в 2005 году по данным МВД РФ, в России насчитывается от 500 тысяч до 2,5 млн. беспризорных [Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.-2005.- №7], а по данным Института социально-экономических исследований Российской академии наук, к 2011 году в России уже насчитывалось, около 5 миллионов беспризорных детей. Согласно данной статистики примерный возраст детей оказавшихся на улице от 8 до 13 лет. Из - за родительской и общественной запущенности эти дети не только попали на самое дно социальных слоев, но и приспособились к жизни в низких человеческих условиях.

Безнадзорные - это категория детей, которые до последнего времени прибывали в статусе «ничьих». Они продолжают жить под одной крышей с родителями, но связи их с семьей практически на грани разрушения. В таких семьях ребенок лишен внимания со стороны родителей. Отсутствие ухода, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности ребенка, жестокое обращение создают реальную угрозу психологическому, физическому, нравственному развитию ребенка, постепенно связи с семьей прерываются окончательно и ребенок переходит в категорию безнадзорных, которые со временем не возвращаются в семью, выбирают для своих интересов улицу, плохо учатся. Вступают в преступный мир, что всегда угрожает их жизни и здоровью. Скрываясь от родительского притеснения, дети на улице подвержены постоянному риску, стать жертвой физического, психологического, сексуального насилия.

Потребность же заявить о себе как личности, желание достигнуть самоуважения и самоутверждения в окружающем социуме толкают ребенка на поиск общества, которое бы его по достоинству оценило, то есть на сближение с криминальной средой.

Безнадзорного ребенка отличают неразвитость эмоциональной сферы; задержка интеллектуального развития, неустойчивость внимания. У детей существует тенденция к пониженному самоуважению, их действия часто бывают, неадекватны ситуации. Беспризорники страдают из-за недостатка доверия, межличностные отношения затруднены, нарушается осознание самого себя как целостной личности. Эти процессы могут протекать успешно лишь в тесном контакте родителей и детей, однако этот контакт у безнадзорного ребенка частично отсутствует, он чувствует себя нелюбимым, отвергнутым, одиноким. Без участия и поддержки семьи личностное и социальное развитие детей задерживается, что заранее предполагает трудности их взрослого существования. Никаких перспектив личного и социального характера перед ними не открывается. [//////////////]

Основной причиной возникновения и роста беспризорности и безнадзорности является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Прекратили существование пионерская организация и комсомол, многочисленные бесплатные школьные кружки и секции. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования. После окончания 9-го класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа перестала отвечать за всеобщность образования. Увеличивается число никогда не учившихся детей. Дети вытесняются на улицу. [Климанова и федотовкая]

Другой причиной безнадзорности является кризис семьи: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.Наряду с традиционными бедными - неполными семьями, семьями пенсионеров и инвалидов, многодетными семьями, студенческими семьями, семьями с малолетними детьми, в России появились так называемые “новые бедные” - полные семьи с работающими родителями и 1-2 детьми, составляющие половину бедных семей. Это семьи работников бюджетных отраслей, предприятий, задерживающих выплату заработной платы, а также семьи безработных. [Климанова и федотовкая]

Информация о работе Технология профилактики безнадзорности и беспризорности в системе социально - педагогической работы