Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:51, курсовая работа
Цель исследования выявить эффективные формы и методы профилактики безнадзорности и беспризорности в системе социально-педагогической работы.
Объект исследования беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическое явление.
Предмет исследования социально-педагогические формы и методы профилактики безнадзорности и беспризорности
Задачи исследования:
1. Рассмотреть безнадзорность и беспризорность как социально-педагогическая проблема современности.
2. Раскрыть социально- психологические особенности безнадзорных и беспризорных детей.
3. Рассмотреть социально-педагогическую технологию профилактики безнадзорности и беспризорности.
4. Описать содержание деятельности социального педагога МОБУ СОШ с. Авдон м-р Уфимский район РБ по профилактике безнадзорности и беспризорности
Безнадзорные нуждаются в восстановлении утраченных контактов с семьей и школой. Эту работу проводят социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя, администрации школ.
Наиболее эффективная форма работы по восстановлению контактов со школой и семьей - организация педагогической и психологической помощи и поддержки ребенку или семье (консультирование, индивидуальный подход к обучению и воспитанию ребенка, родительский всеобуч правового характера и т.п.). Совместная деятельность педагогов, родителей и детей является успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Направления работы образовательного учреждения по профилактике безнадзорности многоплановы.
Работа с семьей включает в себя диагностику детско-родительских отношений, типа семьи, оказание различных видов помощи и поддержки семье, постоянный контакт школы с семьей. С ребенком проводится диагностика и изучение личностных особенностей личности, создание «ситуации успеха», педагогическая помощь и поддержка, щадящий режим обучения. Так же необходима работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения и заниматься повышением педагогической культуры родителей.
Мустаева Ф.А. предполагает, что профилактика безнадзорности будет эффективна, если создавать условия для успешности ребенка в учебной деятельности и эмоционально позитивную систему отношений со сверстниками, родителями, учителями [Мустаева Ф.А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. - М., 2003].
Для предупреждения безнадзорности в школе необходима целенаправленная работа с родителями как групповая, та и индивидуальная. К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями, рекомендации и консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка, посещение семьи, которое позволяет лучше узнать условия, в которых живет ребенок; а иногда предпринять определенные меры для их улучшения. Социальный педагог должен всегда остаться на стороне ребенка, стремиться не приспособить безнадзорного к окружающей среде, а помочь ему самому приспособиться к ней с минимальными потерями.
Социальный педагог может использовать разнообразные методы работы в рамках профессиональной деятельности, развивающие личность ребенка. Такими методами могут быть: метод убеждения, метод наблюдения, беседа, опрос, анкетирование, консультирование, тренинг, игра, тестирование.
Кроме этого социальному педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности и уровень воспитанности подростков. Так как на основе психологической характеристики подростка социальный педагог использует определенные методы работы с ним.
Для эффективности процесса социально- педагогического взаимодействия социального педагога с беспризорными и безнадзорными подростками, необходимо привлекать: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Кузецова Л.П. в профилактическую направленность социально-педагогической деятельности с безнадзорными и беспризорными детьми включает: работу по организации благоприятной среды воспитания и общения; своевременную коррекцию семейных отношений; поиск форм занятости детей в свободное время; формы опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи; постановка детей на социально-педагогический учет; патронирование отдельных детей.
Таким образом, мы можем подчеркнуть, что технология профилактики это совокупность методов и форм, необходимых для осуществления профилактической деятельности. Социально-педагогическая профилактика включает в себя 3 стадии: стадию предупреждения, где основной задачей является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений, стадия предотвращения направленную на принятие мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта и стадию пресечения, на этой стадии используются социально приемлемые способы, блокирования формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий. Основным направлением профилактики безнадзорности и беспризорности является восстановление утраченных контактов с семьей и школой. В ходе своей профилактической деятельности социальный педагог может использовать разнообразные социально- педагогические методы с учетом индивидуальных и психологических характеристик ребенка.
Выводы по первой главе
В настоящий момент с каждым днем все больше и больше ощущается проблема разрушения семья. Выполнение родительских обязанностей, проявление заботы о детях не выполняется в должной мере, зачастую семья сама создает условия, опасные для жизни и развития детей. Отсюда и вытекает распространение детской беспризорности и безнадзорности. Данное социальное явление способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Поэтому, в настоящее время данные проблемы рассматриваются социумом как показатель угрозы нормального развитию государства.
Безнадзорный ребенок это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. А беспризорный это безнадзорный ребенок, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Данные категории детей требуют большого внимания, так как их социальное и психологическое развитие деформировано. Для них характерны низкая степень социальной адаптации, искажение ценностной ориентации, мотивов поведения, что зачастую является основой для развития социального инфантилизма и иждивенчества. Можно разделить четыре группы безнадзорных детей: к первой группе относятся «благополучные» подростки – равнодушное отношение членов семьи к детям, пренебрежение его интересами приводит к разрыву отношений подростка с семьей, создавая тем самым, условия для его психической и нравственной депривации; вторая группа включает в себя «проблемных» детей- основными причинами отклонения в поведении «проблемных» подростков - нарушения в физическом и психическом здоровье; к третьей группе относятся «педагогически запущенные» подростки, это те дети которые не получили соответствующего его возрасту развития, воспитания и обучения со стороны родителей; и к четвертой группе относятся дети склонные к различным правонарушениям. Такие дети зачастую имеют затруднения в межличностных отношениях, а так как контакт с родителями отсутствует процессы интеллектуального развитие подростка, индивидуализация и самореализация личности протекают с задержкой.
Профилактика подразумевает научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Социальный педагог может использовать разнообразные методы работы в рамках профессиональной деятельности, развивающие личность ребенка укрепляющими взаимосвязь с родителями.