Технология профилактики безнадзорности и беспризорности в системе социально - педагогической работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования выявить эффективные формы и методы профилактики безнадзорности и беспризорности в системе социально-педагогической работы.
Объект исследования беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическое явление.
Предмет исследования социально-педагогические формы и методы профилактики безнадзорности и беспризорности
Задачи исследования:
1. Рассмотреть безнадзорность и беспризорность как социально-педагогическая проблема современности.
2. Раскрыть социально- психологические особенности безнадзорных и беспризорных детей.
3. Рассмотреть социально-педагогическую технологию профилактики безнадзорности и беспризорности.
4. Описать содержание деятельности социального педагога МОБУ СОШ с. Авдон м-р Уфимский район РБ по профилактике безнадзорности и беспризорности

Файлы: 1 файл

гот.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

В результате роста смертности в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок. [Климанова и федотовкая]

Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав.

Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании. [Климанова и федотовкая]

Е.Г. Слуцкий так же выделил категории причин детской беспризорности и безндзорности:

                  Социально- экономические, к ним относятся факторы которые нарушают общий быт людей. Это экономический кризис, безработица, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами.

                  Социально-психологические, то есть причины связанные с кризисом семьи, увеличением разводов, с утерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрослых.

                  Медико-психологические причины он увязывает с увеличением числа детей, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциального поведения (т.е. наличие генетической предрасположенности). Согласно данным, приведенным в его работе, среди подрастающего поколения такие дети составляют 3-5%.[слуцкий, с.119]

В определенной степени отношение к безнадзорным детям сегодня находится в критической фазе: сохраняющийся потенциал общественного сочувствия не реализуется в силу бедственного материального и психического состояния многих семей, родителей, слабости кадрового и материально-технического обеспечения специальных учреждений, мздоимства и коррупции в органах власти и управления, высокой степенью физической и психической правотравмированности безнадзорных и беспризорных детей. [Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3]

Находясь на улице дети не имеют возможности обучаться, развиваться, их здоровье находится под угрозой. Беспризорные дети, являясь так называемой группой риска, не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом. И не всегда законным путем. Большинство детей либо уже совершают преступления либо являются потенциальными преступниками.

Эти категории детей требует огромного внимания и оказания экстренной помощи. Социальное и психологическое развитие таких детей деформировано. Для них характерны низкая степень социальной адаптации, искажение ценностной ориентации, мотивов поведения, что зачастую является основой для развития социального инфантилизма и иждивенчества.

Наличие безнадзорных и беспризорных детей явление присущие не только современности, они существовали и раньше, но наибольшее распространение безнадзорность получает в период социально-экономических изменений и кризисных обстановок в стране.

Таким образом, мы можем сказать, что безнадзорность- это явление характеризующееся наличием несовершеннолетних, контроль за поведением которых со стороны родителей не исполняется. Беспризорные дети- это дети которые не только лишены родительского внимания, но и не имеют постоянного места жительства, постоянного места пребывания. Существует несколько причин появления беспризорных и безнадзорных детей, к ним относятся социально- экономические, социально-психологические и медико- психологические факторы. Данные категории детей требуют большого внимания, так как их социальное и психологическое развитие деформировано.

 

1.2             Социально-психологические особенности безнадзорных и беспризорных детей

Детская безнадзорность, беспризорность это наиболее значительные проблем, характеризующих неблагополучия в российском обществе. Сегодня, появилась значительная по масштабам категория детей и подростков, у которых уже атрофированы или разрушаются связи с семьей.

Семья - базисная основа формирования личности. Именно здесь начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, принятых обществом. Известно, что семья оказывает значительное влияние на ребенка, больше чем среда сверстников, средств массовой информации.

Брошенные или обделенные вниманием дети входят в жизнь сломленными, озлобленными, одинокими. Поэтому, как правило, именно такие социально ущербные подростки склонны к безнадзорности.

Основными причинами, способствующими росту безнадзорности, являются проблемы экономического и социального характера: снижение уровня жизни, обострение социальных проблем в семье и обществе, увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев, безработных.

Безнадзорные - это категория детей, которые до последнего времени прибывали в статусе «ничьих». Они продолжают жить под одной крышей с родителями, но связи их с семьей практически на грани разрушения. В таких семьях ребенок лишен внимания со стороны родителей. Отсутствие ухода, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности ребенка, жестокое обращение создают реальную угрозу психологическому, физическому, нравственному развитию ребенка, постепенно связи с семьей прерываются окончательно и ребенок переходит в категорию безнадзорных, которые со временем не возвращаются в семью, выбирают для своих интересов улицу, плохо учатся. Вступают в преступный мир, что всегда угрожает их жизни и здоровью. Скрываясь от родительского притеснения, дети на улице подвержены постоянному риску, стать жертвой физического, психологического, сексуального насилия.

Потребность же заявить о себе как личности, желание достигнуть самоуважения и самоутверждения в окружающем социуме толкают ребенка на поиск общества, которое бы его по достоинству оценило, то есть на сближение с криминальной средой.

Эта категория детей требует повышенного внимания и оказания экстренной помощи. Социальное и психологическое развитие таких детей деформировано. Для них характерны низкая степень социальной адаптации, искажение ценностной ориентации, мотивов поведения, что зачастую является основой для развития социального инфантилизма и иждивенчества.

Комплекс негативных качеств, превышает предел возможностей ребенка, ведет к их психическому перенапряжению, срыву, суицидальным попыткам, которые сегодня распространены среди детей в возрасте от 5 до 19 лет [Алмазов Б.Н. с. 38-41].

Безнадзорных детей можно разделить на несколько условных групп по таким основаниям как среда преимущественного обитания подростков; социальная адаптивность подростков к среде; социальное отклонения подростка; проявление антисоциального поведения и др.

К первой группе относятся «благополучные» подростки, эти дети живут непосредственно в семьях, однако они лишенные внимания, любви, надзора близких им людей (родителей, учителей, родственников и т.д.). Равнодушие семьи к судьбе своего ребенка, пренебрежение его интересами приводит к разрыву отношений подростка с семьей, создавая тем самым, условия для его психической и нравственной депривации. Причины подобных проявлений лежат в ослаблении статуса семьи, в связи со значительным сокращением ее экономических, образовательных, культурных возможностей. К причинам безнадзорности относятся также педагогическая несостоятельность, некомпетентность родителей, что приводит либо к излишней уступчивости в отношениях с детьми, либо к неоправданной требовательности. Среди «благополучных» подростков, можно так же выделить одарённых подростков, не получивших признание в семье и нуждающиеся в этом и нормальных подростков, контроль за поведением, времяпрепровождением, учебной деятельностью, кругом общения которых осуществляется родителями и (или) замещающими их лицами слабо или вовсе отсутствует.

Вторая группа включает в себя «проблемных» детей. К ней можно отнести подростков, равнодушно относящихся к учебе и школе, для которых характерны периодические нарушения дисциплины (прогулы, драки), у которых проявляются такие отрицательные качества личности, как: грубость, лживость, нечестность и т.д. Основными причинами отклонения в поведении «проблемных» подростков - нарушения в физическом и психическом здоровье; нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (непопулярны, не приняты, пренебрегаемы, изолированы в классном коллективе, конфликтны, бесконтрольны, выталкиваемы из семей); ошибки семейного воспитания; отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний; конфликты в семье; ошибки педагогов (лишение подростков индивидуальных стимулов, наказания, связанные с унижением личности, противоречивость предъявляемых требований и т.д.).

К данной группе относятся подростки, имеющие какие-либо проблемы, мешающие им и их окружению в самореализации: из семей «группы риска»; имеющие проблемы во взаимоотношениях с родителями; имеющие проблемы во взаимоотношениях с учителями; имеющие проблемы во взаимоотношениях со сверстниками; и дети которые относятся к категории с особыми нуждами: подростки-инвалиды, имеющие различные физиологические дефекты (хромота, глухота и др.);

Третья группа - «педагогически запущенные» подростки. «Педагогически запущенный» это - подросток, который не получил (недостаточно получил) соответствующего его возрасту развития, воспитания и обучения со стороны родителей и (или) лиц их замещающих, других воспитателей. Такая запущенность обусловлена, прежде всего, отсутствием (недостатками) воспитательно - образовательной деятельности с подростком, следствием которых является социальная незрелость личности  и ее отдельных сторон. Проявлениями педагогической запущенности являются недостаточное развитие, невоспитанность, упущения в развитии и воспитании, непосещение школы (необученность), низкая успеваемость и, как следствие, отсутствие или недостаток запаса знаний, низкая мотивация к обучению, не сформированные навыки и активность в обучении. Выделяют следующие основные подгруппы «педагогически запущенных» подростков: запущенные в развитии, запущенные в воспитании, запущенные в обучении, комплексная запущенность.

Четвертая группа - подростки, склонные к девиации (правонарушениям). Под девиацией понимается поведение подростка, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям. Независимо от средства или способа ухода от реальности целью девиации является «бегство» от обыденности, одиночества, эмоциональных, межличностных, материальных проблем, конфликтных ситуаций. Именно таким образом, подростки стремятся снять напряжение и получить возможность пережить интенсивные позитивные эмоции. Причинами девиации подростков являются: социальное неблагополучие семьи (в том числе и материальное), чувство социальной неполноценности, несправедливости, утрата позиций в социально значимой для них группе, наличие в ближайшем окружении лиц, употребляющих наркотики и многое другое. В эту группу входят дети с девиантным, делинквентным и аддиктивным поведением.

Зачастую безнадзорные и беспризорные дети сочетают в себе качества и характеристики нескольких групп. Каждая из них имеет различную выраженность в зависимости от психологических особенностей подростков, от уровня развития способности социальной адаптации и т.д. Как правило, подростков, склонных к безнадзорности, относят трудновоспитуемым.

Представленная классификация свидетельствует о том, что в целом причиной подростковой безнадзорности выступают социально-педагогические факторы (ослабление социальной роли семьи как воспитателя, самоотстранение родителей от воспитания своих детей, ошибки школьного воспитания, негативное влияние окружающей среды, недостаточная развитость системы воспитательной работы с подростками и родителями по месту жительства и др.), что диктует необходимость совместной ее профилактики.

Изложенное диктует необходимость изучения социально-педагогических факторов, порождающих безнадзорность. Социально-педагогическая профилактика понимается как система мер, направленная на выявление социально-педагогических причин, способствующих проявлению безнадзорности и обеспечению их преодоления. В основе социально-педагогической профилактики лежит изучение социально-педагогического климата, участие родителей, лих их замещающих в воспитании подростков, социально-педагогическое влияние школы, улицы и других факторов. С одной стороны профилактика заключается в повышении роли родителей в воспитании своих детей. С другой стороны - изучение причин, побуждающих подростка выйти из под контроля воспитателя и оказаться на улице.

Наличие безнадзорных и беспризорных детей это не современное социальное явление. Они существовали и раньше, но наибольшее распространение безнадзорность получает в период социально-экономических изменений и кризисных обстановок в стране.

В основном родители безнадзорных детей имеют низкий образовательный уровень и невысокую профессиональную квалификацию. Причинами беспризорности так же считается жестокое обращение с детьми. У детей, испытавших жестокое обращение со стороны членов своей семьи, возникает устойчивое чувство подавленности, вызванное сознанием, что они нежеланны и недостойны любви. Последствия семейной жестокости разнообразны, имеют психологический и поведенческий характер: агрессивность, тревожность, обеспокоенность, депрессию, низкое самочувствие, сексуальное криминальное поведение. В особенно тяжелом положении оказываются дети, живущие в семье с отчимом. Часто они уходят из дома, чтобы выразить протест своей матери против появления отчима.

Достаточно большую группу безнадзорных детей составляют дети из семей, где родители алкоголики, причем это не единственная причина, обычно ей сопутствуют конфликтные отношения с родителями, учителями, сверстниками.

В полуролевом поведении безнадзорных отмечают две крайности. С одной стороны, половая распущенность, с другой - полное непонимание отношений между полами.

Особенно тяжело приходится девочкам. Вероятность того, что убежавшая из дома девочка будет втянута окружающими в раннюю половую жизнь, очень велика, почти все ее воспитанницы в прошлом подвергались изнасилованиям.

Судьба беспризорника трагична, его развитие деформировано. Безнадзорного ребенка отличают неразвитость эмоциональной сферы; задержка интеллектуального развития, неустойчивость внимания. У детей существует тенденция к пониженному самоуважению, их действия часто бывают, неадекватны ситуации. Беспризорники страдают из-за недостатка доверия, межличностные отношения затруднены, нарушается осознание самого себя как целостной личности. Подростковый возраст характеризуется тем, что в это время происходит интенсивное интеллектуальное развитие подростка, индивидуализация и самореализация личности. Эти процессы могут протекать успешно лишь в тесном контакте родителей и детей, однако этот контакт у безнадзорного ребенка частично отсутствует, он чувствует себя нелюбимым, отвергнутым, одиноким. Без участия и поддержки семьи личностное и социальное развитие детей задерживается, что заранее предполагает трудности их взрослого существования. Никаких перспектив личного и социального характера перед ними не открывается.

Информация о работе Технология профилактики безнадзорности и беспризорности в системе социально - педагогической работы