Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:51, курсовая работа
Цель исследования выявить эффективные формы и методы профилактики безнадзорности и беспризорности в системе социально-педагогической работы.
Объект исследования беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическое явление.
Предмет исследования социально-педагогические формы и методы профилактики безнадзорности и беспризорности
Задачи исследования:
1. Рассмотреть безнадзорность и беспризорность как социально-педагогическая проблема современности.
2. Раскрыть социально- психологические особенности безнадзорных и беспризорных детей.
3. Рассмотреть социально-педагогическую технологию профилактики безнадзорности и беспризорности.
4. Описать содержание деятельности социального педагога МОБУ СОШ с. Авдон м-р Уфимский район РБ по профилактике безнадзорности и беспризорности
В настоящее время, с принятие ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» необходимо подготовиться новому всплеску роста числа безнадзорных детей. Важно, чтобы в подростковом возрасте, когда еще можно что-то исправить, ребенок - беспризорник имел возможность пообщаться со специалистом, способным выслушать его и помочь разрешить возникшие проблемы.
Таким образом безнадзорные и беспризорные это те дети которые прибывают в статусе «ничьих». Они продолжают жить под одной крышей с родителями, но связи их с семьей практически на грани разрушения. Можно разделить четыре группы безнадзорных детей: к первой группе относятся «благополучные» подростки – равнодушное отношение членов семьи к детям, пренебрежение его интересами приводит к разрыву отношений подростка с семьей, создавая тем самым, условия для его психической и нравственной депривации; вторая группа включает в себя «проблемных» детей- основными причинами отклонения в поведении «проблемных» подростков - нарушения в физическом и психическом здоровье; к третьей группе относятся «педагогически запущенные» подростки, это те дети которые не получили соответствующего его возрасту развития, воспитания и обучения со стороны родителей; и к четвертой группе относятся дети склонные к различным правонарушениям. Такие дети зачастую имеют затруднения в межличностных отношениях, а так как контакт с родителями отсутствует процессы интеллектуального развитие подростка, индивидуализация и самореализация личности протекают с задержкой.
1.3 Социально-педагогическая технология профилактики безнадзорности и беспризорности
Любая наука, исследовательская отрасль должна вырабатывать свои, специфические инструментальные механизмы взаимосвязи с практикой, оказывать влияние на развитие практики. Социальная педагогика относится к ряду наук, имеющих деятельностный характер такого механизма. Опираясь на теоритические знания ряда других наук, социальная педагогика овладевает достаточно отработанным на практике механизмом влияния на социальные отношения, в качестве которого выступает социально-педагогическая деятельность, имеющая свою специфику, характерную именно для социальной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания. Одним из основных направлений деятельности социального педагога является профилактическая деятельность.
В отечественной и зарубежной теории и практике термин «технология» появился в инженерно- технической сфере, подразумевая собой совокупность методов, необходимых для осуществления процесса производства. (мардахаев, галагузова).
Социальная профилактика (предупреждение) - это деятельность по предупреждению социальных проблем, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин Шакурова В. М. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002..
Согласно энциклопедического словаря социальной работы под редакцией М.С. Мацковского профилактика подразумевается научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблему или решить поставленные задачи Данное понятие определят следующие цели на достижение которых направлен процесс социальной профилактики:
- выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
-уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
- предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
- содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. - М., 1997.
Центральной значимостью любой технологии является детальное определение конечного результата и точное достижение цели. Целью социально- педагогической профилактики является научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельного индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов [овчарова].
Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективного (какой она реально является) и субъективного (какой она воспринимается и переживается) аспектов, социально- педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия [овчарова].
В.М. Шакурова в своей книге Методика и технология работы социального педагога определяет социально- педагогическую профилактику как систему мер, социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности [Шакурова].
В практике социального педагога данная технология получила широкое распространение, т.к. профилактическая деятельность социального педагога позволяет провести диагностику и выявить детей группы риска с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения, а так же на выявление функционально не состоятельных семей и оздоровление семейного воспитания.
Осуществление профилактической функции социальным педагогом более эффективно, если он основное внимание уделяет формированию в воспитаннике положительных качеств, способствует самоопределению и самовоспитанию детей. Опора на положительное и педагогический оптимизм- главный принцип применения профилактических технологий [шептенко].
Выделяют три уровня социальной профилактики:
1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно - духовной сфере и т.п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Социальной профилактике посвящен, например, Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2. Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной.
3. Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности. Например, в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» индивидуальная профилактическая работа определяется как деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или)предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
В зависимости от стадии развития проблемы профилактика бывает нескольких видов: ранняя профилактика, непосредственная профилактика и т.п. Шакурова В. М. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002.
Рассматривая социально- педагогическую профилактику как сознательную и социально организованную деятельность, можно выделить последовательный ряд её основных стадий:
1. Стадия предупреждения - основной задачей, которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения. Так, воспитывая ребёнка в гуманистическом направлении, родители закладывают основу для формирования у него в будущем широкого и полноценного круга общения, возможностей легко сходиться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними.
2. Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта. Так, обучая ребёнка правилам поведения на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно снизить риск попадания его в дорожно-транспортное происшествие.
3. Стадия пресечения - используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, морально-нравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определённых действий или не допускающих их повторения.
Социальный эффект использования этих методов социальной профилактики на практике будет существенно выше при условии их комплексного использования, т.е. при разработке и реализации системы социально-профилактических мероприятий. В зависимости от того, какие цели будут преследовать эти мероприятия, можно выделить следующие их разновидности:
1.Нейтрализующие, направленные на пресечение каких-либо тенденций, возможностей и т.п. (например, арест и временная изоляция).
2.Компенсирующие, целью которых является восполнение понесённой субъектом утраты (назначение и выплаты пенсии по нетрудоспособности, по потере кормильца).
3.Предупреждающие, позволяющие не допустить возникновения обстоя- тельств, способствующих социальным или личностным отклонениям (изъятие ребёнка из семьи, ведущей девиантный образ жизни).
4.Устраняющие, направленные на устранение подобных обстоятельств (помещение ребёнка в детский дом или установление опекунства).
5.Контролирующие, способствующие последующему наблюдению за эффективностью социально-профилактических мероприятий. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток, 2002.
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных неблагополучных явлений среди подрастающего поколения (беспризорность, безнадзорность и др.) ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с последствиями отклонений от норм социального развития несовершеннолетних, но, главным образом, на их предупреждение, то есть устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия молодого человека. При этом, как показывает опыт, социальная значимость профилактических мероприятий становится эффективнее, если они научно обоснованы, исходят из всестороннего учета взаимодействия объективных и субъективных факторов, детерминирующих поведение личности в уже сложившейся или возможной, прогнозируемой жизненной ситуации [автореф. фатеева].
Успех социально- педагогических профилактических мероприятий во многом определяется тем, на каких принципиальных основаниях строится эта деятельность. В основе взаимодействия школы и семьи должно быть взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий, для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.
Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного воспитания ребенка, а также открытость семьи к педагогическому воздействию в случае выявленных затруднений Восстановление социального статуса безнадзорных детей / Под ред. Г.М. Иващенко. - М., 2002..
Учитывая важность профилактики необходимо обратить уровни профилактической работы: первичной, вторичной, третичной профилактики. Первичная профилактика включает комплекс социальных, психологических, образовательных и воспитательных мероприятий, предупреждающих распространение социально- опасного явления среди детей и подростков,. Вторичная профилактика включает в себя комплекс социально-реабилитационных, образовательных, воспитательных, медико-психологических мероприятий, предупреждающих рецидивные проявления проблемы. Под третичной профилактикой понимается комплекс социальных, образовательных и медико - психологических реабилитационных мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов.