Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:46, отчет по практике

Описание работы

Группа детского сада, где малыши проводят большую часть дня, должна быть уютной, безопасной и удобной. Не обязательно делать дорогостоящие перепланировки и тратить деньги на супер-отделку. Выберите простые и качественные материалы и мебель, подключите фантазию – и ваша группа станет самой красивой.


Оформление группы в детском саду - задача непростая. Малыши много времени проводят в этом помещении, и им должно быть интересно и комфортно в нем находиться. Кроме того, оформление группы должно нести смысловую нагрузку и включать в себя развивающую информацию для детей.

Содержание работы

1 Дневник по производственной практике
2 Аттестационный лист по учебной практике
3 Аттестационный лист по производственной практике
4 Приложение к отчету по учебной практике
5 Приложения к отчету по производственной практике
6 Характеристика с места прохождения практики с оценкой деятельности, заверенную подписью заведующей ДОУ и печатью ДОУ

Файлы: 1 файл

орг игр деят.docx

— 607.10 Кб (Скачать файл)

Игра значений и речевая  деятельность интуиция, фантазия, мышление. Игровая деятельность строится, таким  образом, который в результате возникает  воображаемая ситуация. Элементарные функции игры готовятся в предметных действиях. Предисловием игры становится способность, перенесение одних  функций предмета на другие. Она  начинается тогда, когда мысли отделяются от вещи, когда ребенок освобождается  от жестокого поля восприятия.

Игра в придуманной  ситуации освобождает от ситуативной  связи. В игре ребенок обучается  действовать в ситуации, которая  требует познания, а не только непосредственно  переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл.

Следовательно, игра для  ребенка - это обстоятельства, в которых  он чувствует себя свободно, раскованно, эмоционально возвышено. Именно в такой  непринужденной ситуации, заметно для  себя без напряжения и усталости  дети приобретают социальный опыт, учатся думать, работать, творить. Умение создать игровую ситуацию, перенести  участников в иную, частично условную, плоскость реальности, задержать  течение времени и вызвать  восхищение - все это является проявлением  высокого профессионализма организатора игровой деятельности. 

 

 

Вывод – все качества, свойства личности формируются в активной деятельности в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание  аналитического характера предметно- развивающей среды группы ДОУ

Требования к созданию предметно- развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования

1.1. Настоящие федеральные государственные требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются обязательными для дошкольных образовательных учреждений имеющих государственную аккредитацию.

1.2. Федеральные государственные требования к созданию предметной развивающей среды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования.

1.3. Инвариантная часть настоящих требований к предметной развивающей среде адресована ДОУ третьей категории или дошкольным группам других типов учреждений, работающих аналогично.

1.4. Вариативная часть настоящих требований к предметной развивающей среде адресована различным видам дошкольных образовательных учреждений первой и второй категории, или дошкольным группам других типов учреждений, работающих аналогично, с дифференциацией по видам в зависимости от приоритетности тех или иных направлений развития ребенка.

1.5. Федеральные государственные требования к созданию предметной развивающей среды пересматриваются и устанавливаются не реже одного раза в десять лет.

1.6. Аккредитация дошкольных образовательных учреждений осуществляется на основе настоящих требований.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема организации  предметно-развивающей среды в целом рассматривалась, в той или иной степени, многими исследователями в различные исторические периоды.

 

Одно из важных условий  воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей  предметной среды. Под развивающей  средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой  среде возможно одновременное включение  в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.        

Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной  программы.        

Создавая развивающую  среду, важно учитывать особенности  детей, посещающих группу: возраст, уровень  развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности. Если в группе окажется мальчиков больше, чем девочек, - среда должна быть иной, чем там где девочек больше.

 

Предметно- развивающая среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает расслабляющим воздействием на личность ребенка.

Предметно- развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое содержание и свойства - создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Окружающая ребенка среда  должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание.

 

Для предметной деятельности нужны следующие игрушки:

Составные игрушки, состоящие из нескольких однотипных частей, отличающихся по одному признаку.

Игрушки-каталки, играя с которыми малыш осваивает связь собственного движения и движение предмета. Каталки привлекают внимание малыша к движениям предмета, и тем самым развивают познавательную активность.

Игрушки-тренажеры, в которых отрабатывается какой-то навык. Это всевозможные шнуровки, развивающие коврики с застежками, молниями, замочками и игрушечные инструменты.

 

 

 

 

 

 

 

Требования  к организации предметно-развивающей  среды

 

  1. В каждой возрастной группе нужно создавать условия  для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной).

 

  1. Организация и размещение предметов развивающей  среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребенка  дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у  ребенка был самостоятельный  выбор: с кем, где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для  групп определяется особенностями  развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами.

 

  1. Динамичность  – статичность среды. Развивающая  среда не может быть построена  окончательно. Примерно раз в два  месяца часть необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые  позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции  своих интересов.

 

 

  1. Функциональность  предметов развивающей среды. В  обстановке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую  функцию. Так, если в ближайшее время  игра, пособие, оборудование не будет  использовано, его следует вынести. Группа не должна походить на склад  для хранения материалов и пособий.

 

Среда должна быть наполнена развивающим  содержанием, соответствующим:

- интересам мальчиков и девочек.  Например, для старшего дошкольного  возраста в центре ручного  труда и конструирования следует  разместить образцы изготовления  различной техники (мальчикам), сумочки,  куклы с гардеробом вещей, предметы  быта (девочкам);

 

- «зоне ближайшего развития».  В обстановку группы кроме  предметов, предназначенных детям  определенного возраста, должно  быть включено приблизительно 15 % материалов, ориентированных на  более старший возраст.

Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха. Это  могут быть подиумы с мягкими  подушками, легкие воздушные беседки  из прозрачной ткани, мягкая мебель в  тихой зоне возле цветов, аквариумов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа «Детство»

ЦЕЛИ

  1. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения.
  2. Развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению умственные способности и речь.
  3. Стимулировать творческую активность детей, воображение, желание включиться в деятельность.
  4. Девиз программы: «Чувствовать – познавать – творить».

 

Создание среды в соответствии с содержанием образовательной  программы «Детство» требует  ориентации на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности, что предполагает:

 

- последовательное изменение  предметно-игровой среды в соответствии  с возрастом детей;

- учет половых особенностей  и предпочтений детей;

- направленность на развитие  ребенка в соответствии с общечеловеческими  ценностями, создание положительных  отношений между детьми;

- стимулирование творческих  замыслов детей, индивидуальных  творческих проявлений. Предметно-развивающая  среда должна побуждать к фантазии  и воображению.

 

 

 

В такой среде возможно одновременное включение в различную  деятельность всех детей группы. Развивающая  среда способствует утверждению  уверенности в себе, даёт возможность  дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

 

 

     Цель используемых в работе программ, является – познавательно-творческое развитие ребёнка через присвоение им культурно-исторического опыта, что способствует наиболее полному раскрытию и реализации возрастного потенциала дошкольника, помогает входить в современный, быстро меняющийся мир.

 

Цель данной работы - рассмотреть особенности сюжетно-ролевой  игры в дошкольном возрасте у детей.

Для достижения поставленной цели были определены следующие  задачи:

1. Подобрать  и описать методики исследования  сюжетно-ролевой игры дошкольников.

2. Провести  экспериментальное исследование  особенностей сюжетно-ролевой игры  у детей дошкольного возраста.

3. Сделать  выводы об особенностях сюжетно-ролевой  игры у детей дошкольного возраста.

4. Предложить  рекомендации по развитию игровой  деятельности дошкольников.

 

 

 

Анализ результатов исследования

Изучение  сюжетных игр старших дошкольников проводилось в естественных условиях детского сада - в групповой комнате, с фиксированным набором игровых  атрибутов и предметов окружающей обстановки.

Анализируя наблюдения за игрой детей, можно сделать  следующие выводы.

Изучение  особенностей сюжетно-ролевой игры.

Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

Дети  совместно обсуждают замысел  игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что  говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой  дети намечают общий план, а во время  игры включают в нее новые идеи и образы, т.е. плановость, согласованность  игры сочетается с импровизацией.

Сюжет игры развернут. Интерес к игре имеется, сюжеты разнообразны. Большинство детей  предпочитают групповые игры.

Наблюдения  за организацией игровой в деятельности детей показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны. Наблюдается  частое пересечение ролевых и  реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.Игровая  тематика однообразна. Ролевое поведение  участников игры характеризуется отсутствием  новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.

аблюдения за организацией игровой деятельности детей в старшей группе показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика воссоздания жизненного мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение  ролевых и реальных отношений  играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются  от цели игры и неполно воплощают  замысел.

Информация о работе Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста