Теоретические основы балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является подробное изучение и применение на практике балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся, выявление плюсов и минусов ее использования. Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:
Раскрыть необходимость педагогического контроля;
Выявить недостатки пятибалльной системы оценивания;
Раскрыть понятие бально-рейтинговой системы оценки знаний.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. Педагогический контроль как необходимое условие оценки качества образовательных достижений обучающихся…………………...………………………………..……….5

Глава 2. Теоретические основы балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся……………10
Несостоятельность пятибалльной системы оценивания……...10
Бально-рейтинговая система оценивания результатов обучения……………………………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….…………………………………23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

бально-рейтинговая система курсовая.docx

— 47.46 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……3

ГЛАВА 1. Педагогический контроль как необходимое условие оценки качества образовательных достижений обучающихся…………………...………………………………..……….5

 

Глава 2. Теоретические основы балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся……………10

    1. Несостоятельность пятибалльной системы оценивания……...10
    2. Бально-рейтинговая система оценивания результатов обучения……………………………………………………………………….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….…………………………………23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Проблема  оценивания знаний учащихся встает перед  каждым учителем современной школы. В настоящее время требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения  эффективности системы обучения за счет такой организации учебного процесса, которая как можно более  широко использовала бы творческий потенциал  школьников. Такое повышение эффективности  обучения возможно благодаря внедрению  рейтинговой оценки знаний и стимулированию самостоятельной работы учащихся под  руководством учителя. В отличие  от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.

Стоит отметить, что данная проблема актуальна не только для школы, но и для современных  ВУЗов. Требования к качеству подготовки специалистов формируются вне системы  образования. Так, складывающиеся рыночные отношения с их жесткой конкурентной природой, современные социально-экономические  преобразования в стране требуют  прихода на предприятия специалистов, способных системно, творчески мыслить  и принимать эффективные нестандартные  решения в непредвиденных обстоятельствах. Внедрение рыночных механизмов экономики дополнительно выдвигает необходимость таких качеств у работника, как деловая инициатива, предприимчивость.

Выпускник может быть успешным только в том  случае, если он обладает определенными  личностными и поведенческими навыками, среди которых можно выделить компетентность, ответственность, способность  к альтернативному выбору и готовность к активному творчеству, профессиональной и социальной деятельности, содействующей прогрессу общественного развития.

Как уже  было сказано, это может быть достигнуто благодаря использованию такой  системы оценивания знаний и школьников, и студентов, как балльно-рейтинговая в различных ее вариантах и альтернативах.

Целью данной работы является подробное изучение и применение на практике балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся, выявление плюсов и минусов ее использования. Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:

  1. Раскрыть необходимость педагогического контроля;
  2. Выявить недостатки пятибалльной системы оценивания;
  3. Раскрыть понятие бально-рейтинговой системы оценки знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

глава 1. Педагогический контроль как необходимое условие оценки качества образовательных достижений обучающихся

 

 

Контроль  знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно  контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в  классе и путем оценки письменных работ.

Эта неформальная оценка, которая преследует чисто  педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к  естественным нормам, учитывая то, что  результаты каждого учащегося должны быть как минимум средними. Другими  словами, выставленная преподавателем оценка почти всегда показывает "нормально", что, очевидно, ограничивает ее ценность.

Современный подход к оценке результатов в  общем образовании является более  критичным. Действительно, сами подходы  и выбор критериев оценки стали  значительно более тщательными. В то же время более осторожно  начали подходить к возможности  использования результатов оценки в целях педагогической или селективной  диагностики, о чем мы поговорим  позже.

Чтобы быть использованными с той или  иной целью, результаты оценки должны иметь три качества: они должны быть "валидными" (четко соответствовать программам преподавания), жестко объективными и стабильными (т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего), "доступными" (т.е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны данному государству).

Педагогический  контроль является важнейшим компонентом  педагогической системы и частью учебного процесса. До сих пор результатом педагогического контроля безоговорочно считается оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования.

Анализируя  особенности состояния проблемы проверки и оценки знаний, следует  отметить, что эта проблема многогранна  и рассматривалась исследователями  в самых различных аспектах. В  нашей стране опубликовано большое  количество работ, касающихся функций, методов, принципов проверки и оценки знаний, общих и частных вопросов оценки. Можно выделить несколько  основных направлений в изучении этой проблемы.

Большую группу представляют работы, в которых  исследовались функции проверки и оценки знаний в учебном процессе, требования к формируемым знаниям, умениям, навыкам, методы контроля учащихся, виды учета знаний в традиционной системе обучения (М.И. Зарецкий, И.И. Кулибаба, И.Я. Лернер, Е.И. Перовский, С.И. Руновский, М.Н. Скаткин, В.П. Стрезикозин и др.). В опубликованных работах показаны контролирующие, обучающие и воспитывающие функции проверки и оценки знаний, раскрыта методика проведения письменного, устного, графического и практического контроля знаний, индивидуального, фронтального, тематического и итогового опроса, сформированы требования к качеству знаний школьников, к оценке их устных и письменных ответов по различным учебным предметам.

Постепенно  формируется убеждение, что образовательная  система должна корректно поставить  дидактическую задачу и с помощью  педагогических технологий быть способной  решить ее. При этом интерпретации  должны подвергаться не единичные оценки и тем более не средний балл учащегося, а величины, отражающие динамику изменения некоторого измеряемого  качества, например, овладение учащимися  учебным материалом.

В практике традиционного обучения обнаруживаются существенные отрицательные стороны  системы оценок. Анализ традиционных методов проверки показал, что система  оценки качества образования не опирается  на объективные методы педагогических измерений, поэтому "качество" трактуется сегодня достаточно произвольно, каждым педагогом разрабатывается своя система проверочных заданий. Цель измерения в педагогике - это получение  численных эквивалентов уровней  знаний. Измерителями являются средства и способы выявления по заранее  заданным параметрам качественных и  количественных характеристик достижения учащимися уровня учебной подготовки. Рассмотрим группу исследований по вопросам количественного исследования обучения и его эффективности. К обучению в этих работах подходят с различных  точек зрения, как к информационному  процессу, выясняется возможность математической оценки получаемых результатов, обсуждается  применение количественных критериев  определения его эффективности.

Все авторы сходятся на том, что прежде, чем  оперировать теми или иными математическими  понятиями и формулами, что является в известной мере техническим вопросом, сначала должна быть установлена специфика педагогических явлений, для чего нужно содержательно интерпретировать наблюдаемые явления, нужны содержательные критерии, которые могут быть получены педагогическим анализом. Подходя к процессу обучения как к сложному многоуровневому процессу, они склонны применять к нему различные варианты кибернетических методов и методов математической статистики. Количественная формулировка педагогических закономерностей, по их мнению, открывает новые возможности для контролирования педагогических гипотез, для обоснованного предсказания характера педагогических явлений, протекающих в различных условиях, и создания на этой основе нужных рекомендаций для полного и эффективного управления педагогическим процессом. Проблему эффективности обучения иногда отождествляют с проблемой успешности усвоения знаний, для чего разрабатываются новые для педагогики количественные методы.

Субъективность  оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой  методов контроля системы знаний. Нередко оценка темы, курса или  его частей происходит путем проверки отдельных, часто второстепенных элементов, усвоение которых может не отражать овладение всей системой формируемых  знаний, умении, навыков. Качество и  последовательность вопросов определяются каждым учителей интуитивно, и часто  не лучшим образом. Неясно, сколько  нужно задать вопросов для проверки всей темы, как сравнить задания  по их диагностической ценности.

Каждый  из применяемых методов и форм проверки имеет свои преимущества и  недостатки, свои ограничения. Кроме  того, к недостаткам существующей практики проверки и оценки знаний следует отнести стихийность, нерациональное использование методов и форм, отсутствие дидактической целенаправленности, игнорирование учителем характерных  особенностей материала предмета и  условий работы в классе, отсутствие систематичности в ее проведении.

Справедливой  критике подвергают многие авторы систему  текущих и вступительных экзаменов. Небольшое количество вопросов не позволяет объективно проверить весь курс, вопросы часто не являются отражением тех знаний, умений, навыков, которые необходимо сформировать, каждый из экзаменаторов имеет свое суждение о знаниях отвечающего, свои методы и критерии; количество дополнительных вопросов и их сложность зависят от экзаменатора, что также оказывает влияние на общий результат.

Нельзя  обойти молчанием роль психологических  факторов, общую и специальную  подготовку учителя, его личные качества (принципиальность, чувство ответственности). Все это так или иначе влияет на результат проверки и оценки знаний. Личные качества педагога непременно проявляются как в характере преподавания, так и в процессе проверки и оценки знаний, о чем более подробно мы поговорим дальше. Следовательно, как уже подчеркивалось выше, проблема исключения субъективности в оценке и проверке знаний требует более углубленного исследования.

Другое  направление в исследовании этой проблемы связано с изучением  воспитательных функций оценки, с  изучением влияния оценки на формирование самооценки учащихся, на интерес и  отношение школьников к предмету (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Липкина. Л.А. Рыбак и др.).

В 60-70-е  гг. в связи с развитием программированного обучения и широким внедрением в  учебный процесс технических  средств обучения появились новые  аспекты в изучении проблемы. В  программированном обучении оценка выступает необходимым компонентом  управления и несет информацию для  коррекции учебного процесса. Это  повышает требования к точности и  надежности контроля, обоснованности его критериев. В связи с этим рассматриваются качественные и  количественные аспекты оценки, информационно-статистические методы измерения, надежность и эффективность  различных видов проверочных  заданий, способы проверки с помощью  технических средств и ЭВМ. (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, А.Г. Молибог, Н.М. Розенберг, Н.Ф. Талызина, Н.М. Шахмаев и др.). Исследователями этих проблем были сформулированы более четкие требования к качеству планируемых знаний, критериям и нормам оценок, выявлены преимущества и недостатки различных видов вопросов, разработаны методики контроля знаний.

Таким образом, проверка и оценка знаний школьников как форма педагогического контроля усвоения содержания образования зависит  от многих объективных и субъективных факторов.

 

 

Глава 2. Теоретические основы балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся

 

    1. Несостоятельность пятибалльной системы оценивания

 

 

Общество  в настоящий момент пытается сформулировать социальный заказ системе образования. Бизнесу нужны квалифицированные  кадры, способные к дальнейшему  непрерывному обучению, к созданию и внедрению инноваций. Государству  – не просто образованное, но патриотически настроенное, социально ответственное население. Родителям важна успешность детей в их будущей взрослой жизни (при этом немаловажное значение имеет готовность выпускников к поступлению в престижный вуз). Педагоги обеспокоены действительным или кажущимся падением уровня образованности среди школьников и студентов. Наконец, взрослеющие дети ждут от школы помощи в выборе жизненного пути, создания условий для своей будущей успешной самореализации.

Информация о работе Теоретические основы балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся