Теоретические основы балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является подробное изучение и применение на практике балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся, выявление плюсов и минусов ее использования. Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:
Раскрыть необходимость педагогического контроля;
Выявить недостатки пятибалльной системы оценивания;
Раскрыть понятие бально-рейтинговой системы оценки знаний.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. Педагогический контроль как необходимое условие оценки качества образовательных достижений обучающихся…………………...………………………………..……….5

Глава 2. Теоретические основы балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся……………10
Несостоятельность пятибалльной системы оценивания……...10
Бально-рейтинговая система оценивания результатов обучения……………………………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….…………………………………23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

бально-рейтинговая система курсовая.docx

— 47.46 Кб (Скачать файл)

1. Бально-рейтинговая технология оценки знаний используется с целью личностно – ориентированного обучения, стимулирования систематической работы студентов, раскрытия их творческих способностей, дифференциации оценки знаний.

2. Бально-рейтинговая технология оценки знаний предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки студентов и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в вузе.

3. Бально-рейтинговая технология позволяет студентам:

- понимать  систему формирования оценок  по дисциплинам и другим видам  занятости с целью получения  итоговых оценок;

- осознать  необходимость систематической  работы по выполнению учебного  плана на основании знания  своей текущей рейтинговой оценки  по каждой дисциплине и ее  изменение из-за несвоевременного  освоение материала;

- своевременно  оценить состояние своей работы  по изучению дисциплины, выполнению  всех видов учебной нагрузки  до начала экзаменационной сессии;

- в течении семестра вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

4. Бально-рейтинговая технология дает возможность преподавателям:

- планировать  (подробно) учебный процесс по  конкретной дисциплине и стимулировать  работу студентов за систематическую  работу;

- своевременно  вносить коррективы в организацию  учебного процесса по результатам  текущего рейтингового контроля;

- объективно  определять итоговую оценку по  дисциплине с учетом систематической  работы;

- обеспечить  градацию оценки уровня знаний  по сравнению с традиционной  системой.

5. Бально-рейтинговая технология дает возможность определить ранг студентов (т.е. их номера в списке в порядке убывания рейтинга) в пределах академической группы, курса, факультета, специальности, вуза и д.р.  

6. Бально-рейтинговая технология позволяет обеспечить непрерывность контроля и оценки качества знаний, как по отдельной дисциплине, так и на протяжении семестра, на текущий этап обучения (все прошедшие семестры) и период обучения на данной ступени высшего профессионального образования (ВПО).

При разработке балльной системы оценки успеваемости кафедры и отдельные преподаватели  учитывают следующие моменты:

- кафедры  в зависимости от специфики  преподаваемых дисциплин устанавливают  виды текущего контроля и их  стоимость в баллах;

- стоимость  посещения каждого занятия рассчитывается  как частное от деления установленной  за посещение занятий суммы  баллов на количество планируемых  учебных занятий;

- по каждому  виду учебной работы максимальное  количество баллов выставляется  при условии выполнения его  на «отлично»;

- при  неудовлетворительной оценке за  выполнение какого-либо вида текущего  контроля баллы не начисляются;

- кафедра  вправе объявить выполнение каких-либо  заданий обязательными. В случае невыполнения или получении неудовлетворительной оценки за выполнение таких обязательных заданий итоговая оценка будет неудовлетворительной независимо от суммы баллов, набранных на других видах текущего контроля.

Набранная сумма баллов используется для определения  итоговой оценки. В качестве шкалы  итоговых оценок предлагается использовать принятую в России пятибалльную шкалу  и несколько модифицированную систему ECTS, принятую в большинстве стран  Европы. 

Рейтинг по дисциплине и другим видам учебной  работы студента служит оценкой академической  успеваемости, используемой для расчета  рейтинга за соответствующий семестр.

Рейтинг за семестр является оценкой успеваемости студента по всем видам учебной работы, предусмотренной учебным планом.

Методика  внедрения бально-рейтинговой технологиия оценки знаний студентов:

1. Бально-рейтинговая технология включает все виды учебной нагрузки (занятости) студента:

-теоретического  материала - посещение лекций;

-практические  навыки - выполнение и защита лабораторных  работ, семинарские занятия;

-выполнение  самостоятельных работ (рефераты, творческие задания, расчетно-графические  работы, курсовые работы и проекты)  и их защита;

-учебная,  производственная и др. практики.

2. Бально - рейтинговая технология должна быть четко расписана по каждой дисциплине и доведена до сведения каждого студента в начале занятий, как составляющая программы изучения дисциплины, которая входит в учебно-методический комплекс (УМК).

3. При  изучении одной дисциплины студент  может получить не более 100 баллов. При этом большую часть  баллов студент получает в  течение семестра, около 1/3 - итоговая  аттестация.

4. В рейтинг  идут баллы, полученные с первого  раза и в установленный срок.

Занятия, пропущенные по уважительной причине, отрабатываются по инициативе студента по направлению деканата; Баллы, полученные на отработке, идут в рейтинг.

5. По  решению кафедры студенты, имеющие  высокий рейтинг по дисциплине (от 90%) могут быть (с их согласия) освобождены от сдачи экзамена. Для получения оценки «отлично»  требуется сдача экзамена.

6. Трудоемкость  изучения дисциплины (количество  часов или зачетных единиц  согласно учебного плана) учитывается коэффициентом в оценке по среднему показателю успеваемости (ОСПУ):

  • где О1, О 2,     Оn - числовые эквиваленты оценок по дисциплине;
  • К1, К2,      Кn - учетные зачетные единицы соответствующей дисциплины.

Балльная  система оценки контроля успеваемости предусматривает не только дифференцированную оценку различных видов учебной  работы, но и соблюдение сроков их выполнения. Устанавливаются следующие сроки  представлений кафедрами (преподавателями) отчетов по текущей успеваемости студентов:

1 полугодие  – 15 октября 1 декабря;

2 полугодие  – 15 марта и 1 мая.

К этим срокам каждый преподаватель представляет в деканаты отчеты о текущей успеваемости студентов в группах, где он проводит учебные занятия.

При наличии  у студента, не набравшего, или набравшего мало баллов к моменту представления  отчета, документально подтвержденной уважительной причины (болезнь, отъезд на сборы, соревнования) деканат продлевает ему сроки сдачи контрольных  распоряжений по деканату с обязательным оповещением об этом студента и соответствующего преподавателя (кафедру).

Студент, без уважительной причины не выполнивший  контрольные задания и не набравший  минимальное количество баллов, требуемых  для получения зачета или экзаменационной  оценки по окончании изучения дисциплины, только на компенсационной основе может  быть допущен к повторному ее изучению. При его отказе от этого или  при повторном получении неудовлетворительной оценки его отчисляют из университета.

Таким образом, использование рейтингового контроля и оценки можно повысить уровень  мотивации к изучению предмета. Результаты могут быть засчитаны в качестве итоговой оценки по семестровому зачету и как следствие – в качестве итоговой экзаменационной оценки. И  при использовании бально-рейтинговой системы можно следить за динамикой успеваемости и группы в целом и каждого студента, озвучивание результатов рейтинга позволит повысить активность студентов и внести в процесс обучения момент соревнования, выявляя лучших и отстающих студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Данная  работа посвящена балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений старшеклассников. Перед ее выполнением была поставлена цель: подробное изучение и применение на практике балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся, выявление плюсов и минусов ее использования, как для педагогов, так и для учеников.

Первая  глава работы посвящена педагогического  контроля. Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. До сих пор результатом педагогического контроля безоговорочно считается оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования.

Вторая глава работы посвящена теоретическим основам балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся. В ней показывается несостоятельность традиционной пятибалльной системы оценивания. В результате анализа различной литературы по теме ее недостатки удалось свести к следующим:

  1. общепринятая система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя, не предполагая оценки учеником собственных действий;
  2. затрудняет индивидуализацию обучения;
  3. является малоинформативной;
  4. часто имеет травмирующий характер.

Далее как  одно из альтернативных направлений  совершенствования оценки знаний была рассмотрена рейтинговая система  оценивания, которая в самом общем  виде основана на учете накапливаемых  оценок учащимися в баллах за выполнение текущих работ или регулярно проводимых контрольных мероприятий.

          В отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.

При бально-рейтинговой системе, во-первых, повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе. Как уже было сказано, объективность – главное требование, предъявляе¬мое к оценке, - в традиционной системе реализует¬ся не очень хорошо.  В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр.  
         Во-вторых, балльно-рейтинговая система позволяет более точно оценивать качество учебы. Все знают, что тройка тройке рознь, как говорят преподаватели, «три пишем, два в уме». А в балльно-рейтинговой системе сразу видно, кто чего стоит. Например, возможен такой случай: за все текущие и рубежные контрольные точки получены наивысшие баллы, а за экзамен (мало ли что) - средний. В этом случае по общей сумме баллов все равно может получиться балл, позволяющий поставить в зачетную книжку заслуженную пятерку (по традиционной шкале оценок).   
         В-третьих, этой системой снимается проблема «сессионного стресса», так как если по завершении курса студент получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета.  
Ну и, наконец, качество подготовки к учебным занятиям обязательно повысится при введении балльно-рейтинговой системы, что немаловажно для занятия в будущем достойного места на рынке труда.

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Антропова М.В. Педагогика: Учебник. – М.: Просвещение, 2008. – 176с.
  2. Апанасенко Г.А Бально – рейтинговая система: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Современная школа, 2008. - № 2. – с. 9-14
  3. Апанасенко Г.А Педагогический контроль // Педагогика, 2008. - № 4. – с. 23-25
  4. Баевский Р.М. Портфолио: за и против // Современная школа, 2009. - № 8. – с. 33-38
  5. Белецкая В.И. Педагогика: Учебник. – М.: Просвещение, 2005. – 260 с.
  6. Васильева О.С. Бально – рейтинговая система // Психологический вестник РГУ, 2008. - № 3. – с. 45-48
  7. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учеб.-метод. пособие для учителей/ Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. – 176 с.
  8. Калужская М.В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему?/ Калужская М.В., Уколова О.С., Каменских И.Г. – М.: Чистые пруды, 2006. – 244 с.
  9. Каневская Л.Я. Педагогика: Учебник. – М.: - Просвещение, 2006. – 164с.
  10. Климова В.И. Педагогика: Учебник. – М.: Знание, 2008. – 192 с.
  11. Колбанов В.В. Педагогика: Учебник. – СПб.: ДЕАМ, 2008. – 232с.
  12. Кузьмина М.Ф. Педагогика: Учебник. – М.: Педагогика, 2009. – 288 с.

Размещено на Allbest.ru

 

 


Информация о работе Теоретические основы балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся