Теоретические основы изучения самостоятельности у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить влияние театрализованной деятельности на развитие самостоятельности старших дошкольников.
Объект: процесс развития самостоятельности
Предмет: театрализованная деятельность как средство развития самостоятельности у детей 5-7 лет.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективной, если использовать театрализованную деятельность.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения самостоятельности у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности
1.1. Характеристика и сущность понятия самостоятельность. Особенности развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.2. Методы и приемы развития самостоятельности у старших дошкольников
1.3. Развитие самостоятельности в театрализованной деятельности
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1. Изучение развития самостоятельности у старших дошкольников
2.2. Повышение уровня развития самостоятельности в процессе театрализованной деятельности
2.3. Анализ, результаты исследования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.(1).doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

Титульный лист 
Содержание

Введение 
Глава 1. Теоретические основы изучения самостоятельности у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности 
1.1. Характеристика и сущность понятия самостоятельность. Особенности развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 
1.2. Методы и приемы развития самостоятельности у старших дошкольников 
1.3. Развитие самостоятельности в театрализованной деятельности 
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа 
2.1. Изучение развития самостоятельности у старших дошкольников 
2.2. Повышение уровня развития самостоятельности в процессе театрализованной деятельности 
2.3. Анализ, результаты исследования 
Заключение 
Список литературы

Приложения

 

Введение

Одной из проблем современного общества является развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста. В последнее десятилетие взрослые все большее внимание уделяют подготовке к школе, вопросам интеллектуального, физического, эстетического воспитания детей, в то время как проблема развития самостоятельности отошла на второй план. Ни для кого не секрет, что современные дети не стремятся проявлять самостоятельность. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Ребенок-дошкольник все свободное время проводит у телевизора или компьютера. В результате возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка. Очень важно включать в жизнь детей разнообразные виды художественной, творческой деятельности. Только тогда ребенок сможет проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность, инициативу и самостоятельность. Самостоятельность является одной из основных характеристик личности. Только ребенок с высоким уровнем развития самостоятельности может в дальнейшем успешно учиться в школе, где от него будут требовать проявление активности, инициативы, элементов творчества при решении различных проблем и задач.

Перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной цели  развитие у ребенка таких сфер, как творчество, инициатива и самостоятельность. Каждая из них в равной степени способствует формированию разносторонне развитой личности. В Концепции модернизации российского образования говориться, что развивающемуся обществу нужны люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Главной целью Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является его гуманистическая направленность. Она обуславливает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Опираясь на требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, созданий условий для ее самореализации». Много внимание уделяется в Стандарте поддержке детской инициативы и самостоятельности. В образовательной области «Социально–коммуникативное  развитие» одним из направлений является становление самостоятельности, целенаправленности  саморегуляции собственных действий; в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» включается реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Для решения нашей проблемы особо важное значение приобретают исследования в вопросах, связанных с детской самостоятельностью, которые проводили педагоги, психологи, методисты. Можно назвать фамилии Л.С. Выготского, Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, В.С. Мухина, Б.П. Никитина и другие. В исследованиях Е.И. Игнатьевой, Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, В.С. Мухиной, Е.А. Флериной отмечается, что для ребенка дошкольного возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность. У него развита интуиция, яркость, конкретность представленных образов и легкость манипулирования ими. В практической деятельности развитие идет от подражательных средств, к появлению самостоятельности и творческой инициативности.

Для того чтобы подрастающее поколение было более благополучным, необходимо воспитывать у детей инициативу и самостоятельность. Истоки самостоятельности зарождаются еще в раннем возрасте, именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постоянно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. Важным моментом является сознательная постановка цели и волевая регуляция поведения. Постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь.

В нашей работе мы рассмотрим феномен самостоятельности в старшем дошкольном возрасте, так как этот рубеж для ребенка считается очень важным, потому что впереди поступление в школу. К этому периоду самостоятельность должна находиться на более высоком уровне. Для развития самостоятельности нами была выбрана театрализованная деятельность. Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. По своей природе театральное искусство наиболее близко детской игре. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной становится театрализованная деятельность для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнёров, выбирать средства для реализации своих замыслов. Ребёнок в театрализованной деятельности и артист, и зритель, и декоратор. Театральное искусство вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Именно благодаря театрализованной деятельности возможно развитие творческой самостоятельности ребенка, воплощение в жизнь его способностей.

Цель: изучить влияние театрализованной деятельности на развитие самостоятельности старших дошкольников.

Объект: процесс развития самостоятельности

Предмет: театрализованная деятельность как средство развития самостоятельности у детей 5-7 лет.

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективной, если использовать театрализованную деятельность.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития самостоятельности у детей 5-7 лет средствами театрализованной деятельности.
  2. Определить уровень самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Выявить опытным путем эффективность использованной театрализованной деятельности в развитии самостоятельности.

Методы исследования

- теоретический анализ психолого-педагогической  литературы, сравнение, обобщение;

- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, наблюдение по критериям самостоятельности методики Р.М. Геворкян «Изучение особенностей проявления воли дошкольниками»; методика «Пересказ сказки» О.А. Шорохова; количественный и качественный анализ результатов.

 

Глава 1. Теоретические основы изучения самостоятельности у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности

    1. Характеристика и сущность понятия самостоятельность. Особенности развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

         Одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность. Слово самостоятельность состоит из двух корней: «сам» и «стоять», то есть стоять без помощи окружающих. Понятие самостоятельность было рассмотрено и изучено в работах Иванова В.Д., Осницкого А.К., Теплюк С.Н., Марковой Т.А., Кузовковой К.П., Рубинштейна С.Л., Кона И.С., Люблинской А. А., Смирновой Е. О., Монтессори М., Цукерман Г.А., Елизаровой Е.В. и других.

В кратком словаре системы психологических понятий К.К. Платонов приводит следующую формулировку изучаемого явления: «Самостоятельность – это волевое свойство личности, характеризующееся способностью систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства» [Платонов краткий словарь, ст.155].

Итальянский педагог-психолог,  М. Монтессори, рассматривала данное понятие как биологическое качество человека, т.е. то, что дала ему природа. Но при этом, она говорила о том, что развитие в детях самостоятельности должно проходить в духе независимости и свободы. [Руководство по воспитанию детей  Монтессори].

По мнению И.С. Кона: «Самостоятельность – это свойство личности, подразумевающее под собой способность принимать важные решения и ответственность за эти самые решения» [Ребенок и общество И.С. Кон c. 88].

Венгерский ученый И. Молнар понимал самостоятельность, как интегральное выражение эмоциональных и интеллектуальных свойств личности [Психология и педагогика Радугина]

Отечественная исследовательница С.Н. Теплюк  считает, что истоки самостоятельности человека зарождаются в раннем возрасте, уже на первом году жизни ребенка. С помощью родителей самостоятельные умения малыша закрепляются, проявляясь в разнообразных видах деятельности. Показателем самостоятельности, по мнению автора, является результативность  действий ребенка [Теплюк Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет].

Психолог, А.А. Люблинская также придерживается той точки зрения, что самостоятельность не возникает извне, а имеет истоки своего развития из раннего детства [Очерки психического развития Люблинская].

В.Д. Иванов, напротив, утверждает, что самостоятельность не может быть абсолютной, т.к. живя в обществе и являясь его частью, нельзя быть независимым от него. Все зависит друг от друга. Поэтому В.Д. Иванов в своих работах использует такой термин, как достаточный уровень самостоятельности.  Необходимыми компонентами такой самостоятельности являются умение адекватно реагировать на критику; ответственность, под этим термином автор понимает необходимость и обязанность отвечать за свои действия; дисциплина, которую Иванов подразделяет на внешнюю и внутреннюю. Внешняя дисциплина это послушание и исполнительность, а внутренняя это более глубокий ее уровень, который приводит к осмыслению собственной деятельности. Этот вид дисциплины и характерен для самостоятельности [психология и педагогика Радугина].

О.В. Смирнова понимала под самостоятельностью способность действовать за пределами своих возможностей, находя новые решения для жизненных задач [Психологи и педагогика  Радугина].

С.Л. Рубинштейн в своих трудах писал, что самостоятельность это результат внутренней работы человека, направления его деятельности [Основы общей психологии].

В своих работах К.П. Кузовкова определила уровни самостоятельности дошкольников, которые зависят от содержания конкретной деятельности, но при условии, что ребенок совершает ее без помощи других [Психологи и педагогика  Радугина].

По мнению, Н. Ю. Дмитриева самостоятельность это именно то, свойство личности, которое проявляется в использовании уже имеющихся знаний для разрешения жизненных задач. Также, автором была разработана психологическая структура самостоятельности. В данную структуру входит система знаний; владение методами мыслительной деятельности и организационно – техническими навыками; направленность личности на решение круга задач и волевая целеустремленность [Общая психология Дмитриев].

В.А. Неровных под самостоятельностью понимает форму высшей активности – способность мыслить. «Самостоятельность это такая черта, которая характеризуется умением вносить новизну в свои действия» [20, c. 21].

В статье Г.А. Цукерман и Е.В. Елизаровой данная проблема рассматривается с точки зрения подхода Л.С. Выготского. Он понимает самостоятельность в рамках интерпсихического подхода, т.е. самостоятельность – это генетически исходное человеческое поведение. Детскую самостоятельность можно понимать, как способность ребенка действовать без помощи взрослого, как конец интериоризации действия [вопросы психологии 1990 №6].

Из исследований многих психологов и педагогов известно, что предпосылки самостоятельности человека закладываются приблизительно на 2-3 годах жизни, когда малыш способен передвигаться на небольших пространствах без помощи взрослого.

В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени:

Первая ступень – ребенок в обычных для него условиях действует без напоминания, побуждений и без помощи взрослых (например, сам идет мыть руки перед едой);

Вторая ступень – малыш без помощи взрослого использует привычные для него способы действия в новых, но близких по содержанию, ситуациях (например, ребенок умеющий убирать свою комнату после игр, способен без подсказки убрать и чужую комнату);

Третья ступень – правила, которые ребенок освоил, теперь он способен переносить и на другие, далекие по смыслу и содержанию, ситуации [дошкольное воспитание 2002 №8].

Так, к трем годам, при нормальном развитии, ребенок умеет сам раздеваться и одеваться, практически без помощи взрослого.

А к концу старшего дошкольного возраста дети способны достигнуть достаточного уровня самостоятельности в замысле своих игр, в умении оценивать собственную работу и работу своих сверстников [психология самостоятельности Осницкий].

Еще одной особенностью самостоятельности в таком возрасте является организованность. Дети способны направить свою инициативу на действия, которые противоречат требованиям взрослых.

Высшей формой самостоятельности ребенка является творчество. Именно  в творческой деятельности перед  дошкольником возникает проблема самостоятельности, выражающаяся в  определении замыслов и способов его воплощения [Психология самостоятельности].

Таким образом, самостоятельность – это одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении поставить цель и умении ее добиваться собственными силами, при этом человек должен действовать сознательно, с большой долей ответственности.  Также мы выяснили, что предпосылки развития самостоятельности в некоторой степени сформированы  уже на втором году жизни.

 

    1. Методы и приемы развития самостоятельности у старших дошкольников.

Дошкольный возраст это наиболее ответственный этап детства, который требует большого внимания со стороны взрослых. В этот период происходит раскрытие и формирование важных составляющих успешного развития ребенка. Одной из этих составляющих является развитие самостоятельности малыша. Рассмотрим наиболее эффективные методы и приемы развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте.

Информация о работе Теоретические основы изучения самостоятельности у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности