Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 06:52, курсовая работа
Цель: изучить влияние театрализованной деятельности на развитие самостоятельности старших дошкольников.
Объект: процесс развития самостоятельности
Предмет: театрализованная деятельность как средство развития самостоятельности у детей 5-7 лет.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективной, если использовать театрализованную деятельность.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения самостоятельности у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности
1.1. Характеристика и сущность понятия самостоятельность. Особенности развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.2. Методы и приемы развития самостоятельности у старших дошкольников
1.3. Развитие самостоятельности в театрализованной деятельности
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1. Изучение развития самостоятельности у старших дошкольников
2.2. Повышение уровня развития самостоятельности в процессе театрализованной деятельности
2.3. Анализ, результаты исследования
Заключение
Список литературы
В основе программы «Театральная семейка» лежат следующие принципы:
В ходе реализации программы используются методы и приемы обучения:
Ожидаемые результаты знаний, умений и навыков, которые приобретают дети в ходе реализации программы:
Продолжительность программы: 24 занятия. Одно занятие рассчитано на 30 минут.
2.3 Анализ, результаты исследования.
В ходе эмпирического исследования мы выделили 2 группы старших дошкольников: экспериментальная и контрольная группа. В экспериментальной группе дети прошли методику, после чего они приняли участие в программе дополнительного образования по развитию творческой самостоятельности в процессе театрализованной деятельности «Театральная семейка». После окончания программы дети снова прошли диагностическую методику.
Контрольная группа была обследована один раз, они не принимали участие в программе «Театральная семейка».
После окончания всех диагностических обследований мы сравнили результаты показателей контрольной и экспериментальной групп по критериям самостоятельности – методика Р.М. Геворкян «Изучение особенностей проявления воли дошкольниками». Наблюдение осуществлялось по следующим шкалам:
- организация деятельности и
поступков без посторонней
- выполнение решений без напоминаний;
- умение отстоять свое мнение, без упрямства;
- умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность;
- способность не поддаваться дурному влиянию.
По всем шкалам была применена 3-х бальная оценка. Где, 3- это признак проявляется в большинстве случаев, 1- признак практически не проявляется.
Шкала общий результат является суммой всех значений по шкалам наблюдения. Она являться показателем самостоятельности по выделенным критериям.
На первом этапе прохождения методики мы вычислили средние показатели по вышеприведенным шкалам.
Экспериментальная группа:
- организация деятельности и поступков без посторонней помощи: 1,7;
- выполнение решений без напоминаний: 1,7;
- умение отстоять свое мнение, без упрямства: 1,6;
- умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность: 1,7;
- способность не поддаваться дурному влиянию: 1,5;
- шкала общий результат наблюдения: 8,2.
Т.е. на первом этапе тестирования данная группа имела уровень близкий к среднему по всем исследуемым шкалам. Средний результат варьируется от 1,5 до 1,7 баллов. Шкала «способность не поддаваться дурному влиянию» находиться на низком уровне, т.е. в среднем дети подвержены заражению дурным примером и в связи с этим не способны контролировать свое поведение. Но при этом наблюдается хорошая способность к выполнению решений без напоминания со стороны взрослого и умению организовать деятельность без посторонней помощи (см. рисунок 1)
Рисунок 1.
Гистограмма наблюдения по критериям самостоятельности в экспериментальной группе
По шкале «организация деятельности и поступков без посторонней помощи» 40% детей не способны выполнить данное условие.
По шкале «выполнение решений без напоминаний» высокий результат показали 15% детей, средний – 45%, остальные 40% показали результат низкий.
«Умение отстаивать свое мнение без упрямства» положительно проявили себя только 5%, средний результат у 50% детей, 45% имеют низкий результат.
По шкале «умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность» 15% проявили высокие показатели, 40% – средние, 45% детей с низким показателем.
По шкале «способность не поддаваться дурному влиянию» высокий показатель всего у 10 % детей, остальные 90% показали низкие и средние результаты.
По шкале «общий результат наблюдения самостоятельности» 12% детей проявляют высокий уровень, 43% – средний и еще 45% имеют низкий уровень самостоятельности.
Контрольная группа:
- организация деятельности и поступков без посторонней помощи: 1,8;
- выполнение решений без напоминаний: 2;
- умение отстоять свое мнение, без упрямства: 1,8;
- умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность: 1,6;
- способность не поддаваться дурному влиянию: 1,6;
- шкала общий результат наблюдения: 8,8.
Таким образом, показатели детей вошедших в контрольную группу также можно отнести к среднему уровню. Средний результат варьируется от 1,6 до 2. О данной группе можно сказать, что они в не достаточной степени умеют найти занятие и организовать свою деятельность и имеют низкую способность не поддаваться дурному влиянию со стороны сверстников (см. рисунок 2).
Рисунок 2.
Гистограмма наблюдения по критериям самостоятельности в контрольной группе
По шкале «организация деятельности и поступков без посторонней помощи» 35 % детей не способны выполнить данное условие.
По шкале «выполнение решений без напоминаний» высокий результат показали 25% детей, остальные – 50% показали средний результат, 25% – низкий результат.
«Умение отстаивать свое мнение без упрямства» положительно проявили 15% детей. Остальные 50% находятся на среднем уровне, оставшиеся 35% имеют низкий уровень по данной шкале.
По шкале «умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность» 10% детей проявили высокие показатели, 45% – средние и 45% – низкие.
По шкале «способность не поддаваться дурному влиянию» высокий показатель имеют всего 10% детей, 45% – средний показатель и 25% показали низкие результаты.
По шкале «общий результат наблюдения самостоятельности» у 16% детей был выявлен высокий уровень, у 46% – средний, у оставшихся 38% низкий уровень самостоятельности.
Исходя из первого этапа исследования, можно сделать вывод, что контрольная и экспериментальная группы имеют приблизительно одинаковый уровень самостоятельности.
На втором этапе нашего исследования дети из экспериментальной группы посещали занятия по театрализованной деятельности. Занятия проходили 2 раза в неделю по 30 минут. Всего было проведено 24 занятия.
Дети из контрольной группы не посещали данные занятия.
На третьем этапе нашего исследования, после прохождения занятий по программе «Театральная семейка», за детьми из экспериментальной группы вновь было проведено наблюдение по методике Р.М. Геворкяна.
Результаты наблюдения за экспериментальной группой:
- организация деятельности и поступков без посторонней помощи: 2,1;
- выполнение решений без
- умение отстоять свое мнение, без упрямства: 2,1;
- умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность: 2,1;
- способность не поддаваться дурному влиянию: 2,1;
- шкала общий результат наблюдения: 10,6.
Из данных результатов можно сделать вывод, что дети, посещающие занятия по программе «Театральная семейка», повысили свой уровень самостоятельности.
«Организация деятельности без помощи взрослого» на 0,4.
«Решение без напоминания» на 0,5.
«Отстаивание мнения, без признаков упрямства» на 0,5.
«Умения самому найти себе занятие и организовать деятельность» на 0,4.
«Умение не поддаваться дурному влиянию» на 0,6.
И общий уровень по результатам наблюдения повысился на 1,8 (см. рисунок 3).
Рисунок 3.
Гистограмма сравнительных результатов наблюдения экспериментальной группы по критериям самостоятельности
По шкале «организация деятельности и поступков без посторонней помощи» 15% детей повысили свою способность выполнить данное условие.
По шкале «выполнение решений без напоминаний» высокий результат показали 35% детей, 55% показали результат близкий к среднему, а у оставшихся 10% детей низкий результат.
«Умение отстаивать свое мнение, не проявляя упрямства» положительно проявили себя более 35%.
По шкале «умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность» 25% детей проявили высокие показатели.
По шкале «способность не поддаваться дурному влиянию» высокий показатель имеют 30% детей, 55% значительно повысили свой результат до среднего, у оставшихся 15% результаты не изменились и остались на низком уровне.
По шкале «общий результат наблюдения самостоятельности» 15 % детей проявляют высокий уровень самостоятельности, 54% – средний и 15% –низкий.
Таким образом, можно сделать вывод, что произошли существенные изменения в развитии самостоятельности детей из экспериментальной группы. Они стали отстаивают свое мнение без проявления признаков упрямства, т.е. ищут конструктивный выход при столкновении мнений. Повысился уровень умения самому найти себе занятие и организовать деятельность, т.е. дети стали подходить к своей деятельности более ответственно и с большей серьезностью. Они стали меньше поддаваться дурному влиянию со стороны своих сверстников и стали более коммуникабельны в совместной деятельности. Также занятия по программе «Театральная семейка» способствовали развитию не только самостоятельности, но и таких процессов, как память, воображение и мышление.
Также сравним результаты контрольной и экспериментальной группы после занятий театрализованной деятельности (см. рисунок 4)
Рисунок 4.
Гистограмма сравнительных результатов
контрольной и экспериментальной группы
Из данной главы можно сделать следующий вывод: театрализованная деятельность в развитии самостоятельности детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение, т.к. после ее проведения показатели по выбранным методикам были значительно улучшены.
Заключение
В ходе нашей исследовательской работы мы выяснили, что самостоятельность это способность действовать за пределами своих возможностей, находя новые решения для жизненных задач.
В ходе анализа научной литературы по проблеме самостоятельность мы выяснили, что многие педагоги и психологи занимались данной проблемой. Они рассматривали данный вопрос с разных точек зрения и сформировали на этой основе собственные позиции.
Также мы выяснили, что самостоятельность проявляется в разных видах деятельности: в труде, в игре, в познании, в общении. Но наиболее эффективным способом развитие самостоятельности является театрализованная деятельность. Она должна быть специально организованной, т.е. являться реализующей спланированной педагогической деятельностью. Мы проводили исследование самостоятельности на основе методики Р.М. Геворкяна. Она включает в себя анализ таких шкал, как - организация деятельности и поступков без посторонней помощи, выполнение решений без напоминаний, умение отстоять свое мнение, без упрямства, умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность, способность не поддаваться дурному влиянию и шкала общий результат наблюдения. Т.е. понятие самостоятельность включает в себя большой спектр изучения различных ее составляющих.
Также мы выяснили, что на развитие самостоятельности ребенка старшего дошкольного возраста большое положительное влияние оказывает театрализованная деятельность. В ходе этого процесса ребенок проходит всестороннее развитие, которое так необходимо ему на данном жизненном этапе. Параллельно с развитием самостоятельности, в процессе театрализованной деятельности, у детей формируются такие качества, как инициативность, творчество, коммуникабельность, и развиваются такие психические процессы, как память, мышление, воображение, воля.