Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 06:52, курсовая работа
Цель: изучить влияние театрализованной деятельности на развитие самостоятельности старших дошкольников.
Объект: процесс развития самостоятельности
Предмет: театрализованная деятельность как средство развития самостоятельности у детей 5-7 лет.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективной, если использовать театрализованную деятельность.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения самостоятельности у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности
1.1. Характеристика и сущность понятия самостоятельность. Особенности развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.2. Методы и приемы развития самостоятельности у старших дошкольников
1.3. Развитие самостоятельности в театрализованной деятельности
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1. Изучение развития самостоятельности у старших дошкольников
2.2. Повышение уровня развития самостоятельности в процессе театрализованной деятельности
2.3. Анализ, результаты исследования
Заключение
Список литературы
Так, доктор педагогических наук И.Я. Лернер разработал систему обще-дидактических методов обучения, в основе которой лежит степень самостоятельности и творческой активности ребенка:
В своей работе А. Б. Воронцов как метод выделяет проблемное обучение, в котором перед дошкольниками ставятся задачи проблемного типа. Главная цель ребенка при такой форме развития самостоятельности это решение поисковых задач. Такой подход включает в себя логические операции, которые необходимы для выбора наиболее целесообразного решения. Данный прием включает в себя:
- выдвижение проблемной задачи;
- создание проблемной ситуации;
- демонстрация опыта;
- решение задачи.
Кроме развития самостоятельности, данный метод влияет на поисковые, коммуникативные и оценочные умения ребенка [Общая психология Дмитриев].
А.И. Савенков и его коллеги выделяют интегративный метод как способ активизации самостоятельности старших дошкольников. Также они считают данный метод как один из основных и обязательных приемов ее развития, т.к. интеграция вызывает необходимость наиболее глубокого анализа и обобщения явлений [Психология детской одаренности Савенков].
Многие исследователи пришли к выводу, что изобразительная деятельность заключает в себе большие возможности для развития самостоятельности. В частности, О.А. Малик выделяет занятия аппликациями. Самостоятельность ребенка в процессе такого занятия проявляется в интересе и способности действовать без помощи взрослого при выборе способов выполнения аппликативных заданий.
По мнению автора, наиболее значимыми условиями, обеспечивающими эффективный процесс формирования самостоятельности, являются:
- создание обогащённой среды, которая открывает для дошкольника возможность выбора способов и средств аппликативного замысла;
- дифференцированный подход к детям с учетом уровня их самостоятельности;
- использование современных технологий [Детский сад от А до Я 2008№1].
В трудах Р.С. Буре приводятся примеры исследований, в которых было доказано положительное влияние хозяйственно-трудовой деятельности на развитие детской самостоятельности. Ребенок имеет возможность проявить активность при выполнении трудовых поручений, например, дежурство или стирка вещей для куклы. Хозяйственно-бытовой труд характеризируется цикличностью. В его процессе не просто повторяются трудовые ситуации, а возникают такие, которые можно часто встретить и в реальной жизни. Постоянное выполнение таких дел формирует в ребенке навыки самостоятельности, ответственности, настойчивости и упорства. Также одной из особенностей хозяйственно-бытового труда является то, что его результат не всегда заметен, например, накрыли стол к обеду, пообедали, убрали за собой. По мере усвоения навыков труда дети приобретают не только самостоятельность в выполнении действий, но и учатся работать правильно и аккуратно [Организация труда детей и методика руководства Буре].
Но самым эффективным
методом развития
Разные подходы к детской игре отражены в многочисленных исследованиях (Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Данилова В.Л. и другие). Так, Д.Б. Эльконин определяет игру не просто как форму деятельности, а как форму усвоения поведения взрослых. Развитие самостоятельности взаимосвязано с этапами развития самой игры. Так, ребенка в раннем возрасте интересуют предметы и действия с ними. Затем ребенок переключает свое внимание на человека. Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности ребенка.
Игра создает такой эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Л.В. Семенова для развития самостоятельности использует дидактическую игру, которая является ценным средством воспитания умственной активности. Она не просто вызывает интерес у дошкольников, она активизирует все психические процессы ребенка. В таком виде деятельности дети преодолевают трудности в своем развитии и тренируют свои силы [Психология самостоятельности Осницкий].
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие самостоятельности это ответственный и трудоемкий процесс. В условиях педагогической деятельности дошкольники могут проявлять самостоятельность в разных видах деятельности: в труде, в игре, в познании, в общении. Самостоятельность создает благоприятные условия для получения знаний на все области жизни ребенка. Роль взрослого в процессе становления детской самостоятельности должна быть существенной, специально организованной, т.е. являться реализующей спланированной педагогической деятельностью. И для достижения наиболее эффективного результата заниматься ее развитием должны не только сотрудники дошкольного образования, но и в большей степени сами родители.
Роль театрализованной деятельности в развитии детской самостоятельности отмечают многие отечественные и зарубежные исследователи. Также они отмечают, что театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для познавательной и творческой самостоятельности детей. Театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, развитие всех психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Старшие дошкольники
проявляют большой интерес к
театральному искусству, это является
предпосылкой развития
По мнению Т.Н. Дороновой, самостоятельное творчество старшего дошкольника в театрализованной деятельности проявляется в трех направлениях:
- продуктивное (сочинение собственных сюжетов);
- исполнительское (речь, движения);
- оформительское (костюмы, декорации) [Ребенок в детском саду 2001 №2].
Так, О. Ю. Солнцевой были выделены условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников:
- содержание игр соответствует
интересам и возможностям
- построение педагогического сопровождения с учетом уровня самостоятельности ребенка;
- театрализованная деятельность должна быть динамично изменяющейся [Томчикова Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности].
С.Н. Томчикова, утверждает, что театрализованная деятельность дошкольников, это достаточно специфический вид творческой деятельности, но в его процессе участники осваивают не только сценическое искусство, но и формируют свою познавательную самостоятельность, посредством подготовки к роли и ее проигрывания [Томчикова Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности].
Л.С. Фурмина подчеркивает, что именно в театрализованной игре дети наиболее ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и свою субъективную позицию. Также она выделяет основные принципы организации театрализованной игры для наиболее успешного развития субъективной позиции. Это такие принципы, как:
- принцип специфичности. Такой принцип объединяет сразу два компонент: игровой и художественный;
- принцип импровизации. Подразумевает свободное взаимодействие ребенка и взрослого, ребенка и остальных участников такой деятельности.
- принцип комплексности. Театрализованная
игра взаимосвязана с
Рассмотрим основные программы театрализованной деятельности в детском саду, в которых уделяется внимание развитию творческой самостоятельности.
Авторская программа «Театральные ступеньки» Е.Г. Савиной для детей 5-8 лет.
Обучение по программе осуществляется с учётом основных принципов развивающего обучения: развитие познавательного интереса у ребёнка, развитие его психических функций, творческих способностей и личностных качеств. Программа состоит из трех ступеней, соответствующих возрастным периодам детей. На первой ступени освоение театрального творчества начинается с специально организованного общения дошкольников в рамках театрального творчества. Данное общение осуществляется в форме игрового тренинга, который является способом адаптации ребёнка в новом коллективе; средством выработки у него целенаправленных действий по освоению окружающей реальности; условием для личностного развития и творческой самостоятельности ребёнка. На второй ступени дети вовлекаются в творческую работу по постановке спектаклей. Навыки, полученные в процессе занятий на “первой ступеньке”, развиваются и закрепляются детьми в продуктивной театрализованной деятельности. К концу третей ступени дети адекватно воспринимают, анализируют образы окружающей действительности и самостоятельно отражают их, воплощая представления и фантазии средствами актёрской выразительности. Они овладевают необходимыми элементарными знаниями, умениями и навыками юного актёра и применяют их в иной деятельности.
Авторская программа Н.Ф.
Таким образом, многие авторы приходят к выводу, что театрализованная деятельность может быть эффективным методом для развития самостоятельности старших дошкольников, но следует учитывать некоторые условия реализации такой деятельности в дошкольном образовании. Становится очевидным, что развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста зависит от определенных условий. К ним относятся внутренние условия - индивидуальные возможности и способности детей в театрализованной деятельности - и внешние условия, к которым относится семья ребенка, его родители, педагог, использующий потенциал педагогического процесса в развитии игровой деятельности детей.
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа.
2.1. Изучение развития самостоятельности у старших дошкольников.
В нашем исследовании участвовало 40 воспитанников МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №53 «Топтыжка» г. Рубцовска, в возрасте 5,5 и 6,5 лет. Из них 20 детей контрольная группа, 20 детей экспериментальная группа.
Цель исследования: выявить уровень самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Метод исследования:
1. Наблюдение по критериям самостоятельности методики Р.М. Геворкян «Изучение особенностей проявления воли дошкольниками».
2. Сравнение результатов.
Методика «Изучение особенностей проявления воли дошкольниками» (Р.М. Геворкян). Из данной методики были взяты показатели по критерию самостоятельность для наблюдения за старшими дошкольниками. (Приложение 1)
В данной работе было использовано понятие самостоятельности О.В. Смирновой, которая понимала под данным феноменом способность действовать за пределами своих возможностей, находя новые решения для жизненных задач.
2.2. Повышение уровня развития самостоятельности в процессе театрализованной деятельности
Для повышения уровня развития самостоятельности мы взяли за основу фрагмент рабочей программы дополнительного образования по театрализованной деятельности «Театральная семейка», разработанную на основании программы «Арт-фантазия» Э.Г. Чуриловой, автор-составитель: музыкальный руководитель первой квалификационной категории, Питайкина О.В. (Приложение 2).
Цель программы — развитие творческой самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи: