Теоретические основы организации обучения в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:10, курс лекций

Описание работы

Курс лекций выстроен в логике стандарта от изучения особенностей государственной политики в области начального общего образования, исследования методологического аспекта реализации ФГОС начального общего образования и заканчивается анализом педагогического аспекта реализации ФГОС начального общего образования. Каждая лекция рассчитана на изучение теоретического материала и обсуждение его на семинарских, практических занятиях, лабораторных работах, самостоятельную работу студентов, тематика которой представлена в конце пособия.

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Государственная политика в области начального общего образования
1. Модернизация системы образования в России
2. Государственный стандарт начального образования нового поколения
3. Основные термины образовательного стандарта второго поколения
4. Проект «Наша новая школа»
5. Учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы
Раздел 2. Методологический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Системно - деятельностный подход как основа ФГОС
2. Типология и алгоритм конструирования уроков деятельностной направленности
3. Формирование универсальных учебных действий
4. Контроль и оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Раздел 3. Педагогический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Особенности обучения и воспитания одаренных детей
2. Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении
3. Проектирование развития форм сотрудничества участников образовательного процесса, в том числе учебного сотрудничества
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курс_лекций_по_МДК_ТОО_обучения_в_нач.кл..doc

— 829.50 Кб (Скачать файл)

2. Смоделировать способ  открытия нового знания.

3. Вычленить мыслительные  операции, используемые при открытии  нового знания.

4. Определить необходимые  ЗУН и способы его повторения.

5. Подобрать упражнения  для этапа актуализации, опираясь  на перечень необходимых мыслительных  операций и ЗУНов.

6. Смоделировать затруднение  и способ его фиксации.

7. Смоделировать проблемную  ситуацию и диалог.

8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.

9. Определить приемы  организации и проведения первичного  закрепления.

10. Подобрать задания  для этапа повторения по уровням.

11. Провести анализ урока  по конспекту.

12. Внести при необходимости  коррективы в план конспекта.

 

Структура урока открытия нового знания:

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

2. Этап актуализация  и фиксирование индивидуального  затруднения в пробном действии.

3. Этап выявления места  и причины затруднения.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

5. Этап реализации построенного  проекта.

6. Этап первичного закрепления  с проговариванием во внешней  речи.

7. Этап самостоятельной  работы с самопроверкой по  эталону.

8. Этап включения в  систему знаний и повторения.

9. Этап рефлексии учебной  деятельности на уроке.

 

Рассмотрим подходы к структуре урока открытия нового знания и микроцели этапов:

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

- создать условия для  возникновения внутренней потребности  включения в деятельность («хочу»);

- актуализировать требования  к ученику со стороны учебной  деятельности («надо»);

- установить тематические  рамки учебной деятельности («могу»).

2.Актуализация и фиксирование  индивидуального затруднения в  пробном действии

Целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

- воспроизвели и зафиксировали  знания, умения и навыки, достаточные  для построения нового способа  действий;

- активизировали соответствующие  мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

- актуализировали норму  пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);

- попытались самостоятельно  выполнить индивидуальное задание  на применение нового знания, запланированного для изучения  на данном уроке;

- зафиксировали возникшее  затруднение в выполнении пробного  действия или его обосновании.

3.Выявление места и  причины затруднений

Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения (осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей).

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

- проанализировали шаг  за шагом с опорой на знаковую  запись и проговорили вслух, что  и как они делали;

- зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);

- соотнесли свои действия  на этом шаге с изученными  способами и зафиксировали, какого  знания или умения не достает  для решения исходной задачи  и задач такого класса или  типа вообще (причина затруднения).

4.Построение проекта  выхода из затруднения (цель, тема, план, способ, средство)

Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

- сформулировали конкретную  цель своих будущих учебных  действий, устраняющих причину возникшего  затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить  и чему научиться);

- предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;

- выбрали способ построения  нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий  можно сконструировать из ранее  изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет  и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);

- выбрали средства для  построения нового знания (с помощью  чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи  и т.д.

5.Реализация построенного  проекта

Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

- на основе выбранного  метода выдвинуть и обосновать  гипотезы;

- при построении нового  знания использовать предметные  действия с моделями, схемами  и т.д.;

- применить новый способ  действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;

- зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;

- зафиксировать преодоление  возникшего ранее затруднения.

6.Первичное закрепление  с проговариванием во внешней  речи

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

- решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий  на новый способ действия;

- при этом проговаривали  вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.

7.Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Для этого необходимо:

- организовать самостоятельное  выполнение учащимися типовых  заданий на новый способ действия;

- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого  ребенка;

- для учащихся, допустивших  ошибки, предоставить возможность  выявления причин ошибок и  их исправления.

8.Включение в систему  знаний на повторение

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Для этого нужно:

- выявить и зафиксировать  границы применимости нового  знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;

- доведения его до  уровня автоматизированного навыка;

- при необходимости организовать  подготовку к изучению следующих  разделов курса;

- повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения  содержательной непрерывности.

9. Рефлексия УД (учебной  деятельности) на уроке

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

- организуется рефлексия  и самооценка учениками собственной  учебной деятельности на уроке;

- учащиеся соотносят  цель и результаты своей учебной  деятельности и фиксируют степень  их соответствия;

- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

2 тип урока – урок отработки умений и рефлексии

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки.

Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.

Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эталоном. При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания». Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке. Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению, далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходят к проверке своей работы по эталону для самопроверки. Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети быстро осваивают и уверенно применяют.

Уроки отработки умений и рефлексии имеют следующую структуру:

1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

2.Этап актуализации и  пробного учебного действия.

3.Этап локализации индивидуальных затруднений.

4.Этап построения проекта  коррекции выявленных затруднений.

5.Этап реализации построенного  проекта.

6.Этап обобщения затруднений  во внешней речи.

7.Этап самостоятельной  работы с самопроверкой по  эталону.

8.Этап включения в  систему знаний и повторения.

9.Этап рефлексии учебной  деятельности на уроке.

 

Рассмотрим структуру урока и основные микроцели этапов:

1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Основной целью мотивации (самоопределения) к коррекционной деятелъности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

Для реализации этой цели требуется:

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- актуализировать требования  к ученику со стороны коррекционной  деятельности («надо»);

- исходя из решенных  ранее задач установить тематические  рамки и создать ориентировочную  основу коррекционных действий («могу»).

2. Этап актуализации  и пробного учебного действия.

Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Для этого необходимо:

- организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.;

- активизировать соответствующие  мыслительные операции и познавательные  процессы (внимание, память и т.д.);

- организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение  учащимися самостоятельной работы  на применение способов действий, запланированных для рефлексивного  анализа;

- организовать самопроверку  учащимися своих работ по готовому  образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).

3. Этап локализации индивидуальных  затруднений.

Информация о работе Теоретические основы организации обучения в начальных классах