Теоретические основы организации обучения в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:10, курс лекций

Описание работы

Курс лекций выстроен в логике стандарта от изучения особенностей государственной политики в области начального общего образования, исследования методологического аспекта реализации ФГОС начального общего образования и заканчивается анализом педагогического аспекта реализации ФГОС начального общего образования. Каждая лекция рассчитана на изучение теоретического материала и обсуждение его на семинарских, практических занятиях, лабораторных работах, самостоятельную работу студентов, тематика которой представлена в конце пособия.

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Государственная политика в области начального общего образования
1. Модернизация системы образования в России
2. Государственный стандарт начального образования нового поколения
3. Основные термины образовательного стандарта второго поколения
4. Проект «Наша новая школа»
5. Учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы
Раздел 2. Методологический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Системно - деятельностный подход как основа ФГОС
2. Типология и алгоритм конструирования уроков деятельностной направленности
3. Формирование универсальных учебных действий
4. Контроль и оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Раздел 3. Педагогический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Особенности обучения и воспитания одаренных детей
2. Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении
3. Проектирование развития форм сотрудничества участников образовательного процесса, в том числе учебного сотрудничества
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курс_лекций_по_МДК_ТОО_обучения_в_нач.кл..doc

— 829.50 Кб (Скачать файл)

Для этого необходимо:

- организовать повторение контролируемых способов действий (норм);

- активизировать мыслительные  операции (сравнение, обобщение) и познавательные  процессы (внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной  работы;

- организовать мотивирование  учащихся («хочу» - «надо» -•могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа;

- организовать индивидуальное  написание учащимися контрольной  работы;

- организовать сопоставление  учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);

- предоставить возможность  учащимся провести самооценку  своих работ по заранее обоснованному  критерию.

3 этап - локализации индивидуальных  затруднений;

Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.

Для реализации этой цели необходимо:

- организовать мотивирование  учащихся к коррекционной деятельности («хочу» - «надо» - «могу») и формулировку  ими основной цели урока;

- воспроизвести контролируемые  способы действий (нормы);

- проанализировать правильность  самопроверки учащимися своих  работ и при необходимости - согласование их оценок с оценкой учителя.

Далее учащиеся, которые допустили ошибки:

- уточняют алгоритм исправления  ошибок (алгоритм строится на  предыдущих уроках на основе  рефлексивного метода);

- на основе алгоритма  исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднений;

- выявляют и фиксируют  способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых допущены  ошибки, - причину затруднений.

Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствуем формированию речи, логического мышления, умения критериально обосновывать свою точку зрения.

4 этап - построения проекта  коррекции выявленных затруднений;

Основной целью этапа построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

- сформулировали индивидуальную  цель своих будущих коррекционных  действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий  им нужно уточнить и научиться правильно применять);

- выбрали способ (как?) и  средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно  изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить  и понять и каким образом  они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

5 этап - реализации построенного  проекта;

Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Как и на уроке рефлексии, для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в контрольной работе, должен:

- самостоятельно исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения - с помощью предложенного эталона для самопроверки;

- в первом случае - соотнести  свои результаты исправления  ошибок с эталоном для самопроверки;

- далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;

- решить эти задания (часть из них может войти  в домашнюю работу).

Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

6 этап - обобщения затруднений  во внешней речи;

Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется:

- обсуждение типовых  ошибок;

- проговаривание формулировок  способов действий, вызвавших затруднение.

7 этап - самостоятельной  работы с самопроверкой по  эталону;

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке рефлексии, является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:

- выполнили самостоятельную  работу, аналогичную контролируемой  работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки;

- провели самопроверку  своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково результаты.

- зафиксировали преодоление  возникшего ранее затруднения.

Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

8 этап - этап включения в систему знаний и повторения;

Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

- выполняют задания, в  которых рассматриваемые способы  действий связываются с ранее  изученными и между собой;

- выполняют задания на  подготовку к изучению следующие  тем.

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

9 этап рефлексии контрольно-коррекционной  деятельности.

Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.

Для реализации этой цели учащиеся:

- проговаривают механизм  деятельности по контролю;

- анализируют, где и почему  были допущены ошибки, способы  их исправления;

- называют способы действий, вызвавшие затруднение;

- фиксируют степень соответствия  поставленной цели контрольно-коррекционной  деятельности и ее результатов;

- оценивают полученные  результаты собственной деятельности;

- при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);

- намечают цели последующей  деятельности.

Отметим, что в педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся способностей к контролю и самоконтролю, например административный контроль или традиционная контрольная работа. Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них необходимых деятельностных качеств.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1.Предъявление контролируемого  варианта;

2.Наличие понятийно обоснованного  эталона, а не субъективной версии;

3.Сопоставление проверяемого  варианта с эталоном по оговоренному  механизму;

4.Оценку результата сопоставления  в соответствии с заранее обоснованным  критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1.Написание учащимися  варианта контрольной работы;

2.Сопоставление с объективно  обоснованным эталоном выполнения  этой работы;

3.Оценка учащимися результата  сопоставления в соответствии  с ранее установленными критериями.

Учителю следует обратить внимание на следующее:

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

В типологию уроков можно включить урок-исследование (урок творчества). Он позволил бы учителю сделать плавный переход от урочной деятельности к внеурочной, использовать видоизменение урока через включение игры, игровой деятельности, заключение урока в игровую оболочку. Использование различных видов уроков расширяет возможности использования системно-деятельностного подхода в образовании.

 

5 тип урока – урок – исследование (урок творчества)

Структура урока-исследования может быть следующей:

I. Актуализация знаний.

1.1. Мотивация. Актуализация  ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового  знания.

1.2. Фиксирование затруднения  в индивидуальной деятельности.

II. Операционно-исполнительский  этап.

2.1. Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

б) постановка проблемы исследования;

2.2. Определение темы  исследования.

2.3. Формулирование цели  исследования.

2.4. Выдвижение гипотезы.

2.5. Выбор метода решения  проблемной ситуации.

2.6. Составление плана  исследования.

2.7. «Открытие» детьми  нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Использование материальных или материализованных моделей. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

III. Оценочно-рефлексивный  этап

3.1. Интерпретация полученных  данных.

3.2. Вывод по результатам  исследовательской работы.

3.3. Применение новых  знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися  изученного материала и его  первичное закрепление.

3.4. Итоги урока. Самооценка  детьми собственной деятельности.

IV. Домашнее задание. Домашнее  задание предусматривает элементы  выбора, творчества.

Из данной структуры видно, что исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.

 

Тема 2.3. Формирование универсальных учебных действий

 

Изменения, происходящие в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:

Информация о работе Теоретические основы организации обучения в начальных классах