Теоретические основы организации обучения в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:10, курс лекций

Описание работы

Курс лекций выстроен в логике стандарта от изучения особенностей государственной политики в области начального общего образования, исследования методологического аспекта реализации ФГОС начального общего образования и заканчивается анализом педагогического аспекта реализации ФГОС начального общего образования. Каждая лекция рассчитана на изучение теоретического материала и обсуждение его на семинарских, практических занятиях, лабораторных работах, самостоятельную работу студентов, тематика которой представлена в конце пособия.

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Государственная политика в области начального общего образования
1. Модернизация системы образования в России
2. Государственный стандарт начального образования нового поколения
3. Основные термины образовательного стандарта второго поколения
4. Проект «Наша новая школа»
5. Учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы
Раздел 2. Методологический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Системно - деятельностный подход как основа ФГОС
2. Типология и алгоритм конструирования уроков деятельностной направленности
3. Формирование универсальных учебных действий
4. Контроль и оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Раздел 3. Педагогический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Особенности обучения и воспитания одаренных детей
2. Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении
3. Проектирование развития форм сотрудничества участников образовательного процесса, в том числе учебного сотрудничества
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курс_лекций_по_МДК_ТОО_обучения_в_нач.кл..doc

— 829.50 Кб (Скачать файл)

Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценносто-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Однако, все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремиться в воспитании и обучении детей.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

 соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;-

 соответствие свойств  УУД заранее заданным требованиям.-

Условия, обеспечивающие развитие УУД:

1. Учитель обращает внимание  на развивающую ценность любого  задания, используя специализированные  развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.

2. Учитель отмечает успехи  ребенка в сравнении с его  прошлыми результатами

3. Учитель показывает  для чего нужно то или иное  знание, как оно пригодится в  жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.

4. Учитель привлекает  детей к открытию новых знаний  при усвоении нового материала.

5. Учитель обучает детей  приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому  решению в групповой работе, помогает  детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия

6. Учитель на уроке  уделяет большое внимание самопроверке  детей, обучая их как можно  найти и исправить ошибку, дети  по предложенному алгоритму учатся  оценивать результаты выполнения  задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

7. Учитель оценивает  не только сам, но и позволяет  другим детям участвовать в  процессе оценивания, в конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет

8. Учитель ставит цели  урока и работает с детьми  в направлении целей – “чтобы  чего-то добиться, цель должен  знать каждый участник урока”.

9. Учитель учит детей  тем навыкам, которые им пригодятся  в работе с информацией –пересказу, составлению плана, учит пользоваться  разными источниками, используемыми  для поиска информации.

10. Учитель обращает внимание  на развитие памяти и логических  операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности

11. Учитель обращает внимание  на общие способы действий  в той или иной ситуации  –и обучает детей применению  обобщенных способов действий.

12. Учитель использует  проектные формы работы на  уроке и внеурочной деятельности

13. Учитель учит ребенка  делать нравственный выбор в  рамках работы с ценностным  материалом и его анализом.

14. Учитель находит способ  увлечь детей знаниями.

15. Учитель считает, что  ребенку обязательно уметь планировать  и прогнозировать свои действия.

16. Учитель включает детей  в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая  их к организации мероприятий  и поощряя инициативы детей.

17. Учитель всегда дает  шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка –это нормально –главное –уметь учиться на ошибках.

18. Учитель помогает ребенку  найти самого себя, простраивая  индивидуальный маршрут, оказывая  поддержку, создавая ситуацию успеха.

19. Учитель учит ребенка  ставить цели и искать пути  их достижения, а также решения  возникающих проблем.

20. Учитель учит детей  составлять план действий, перед  тем, как начать что –то делать

21. Учитель ненавязчиво  транслирует детям позитивные  ценности, позволяя им прожить  их и на собственном примере  убедиться в их важности и  значимости

22. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

23. Учитель организует  деятельностные формы, в рамках  которых дети могли бы прожить  и присвоить нужные знания  и ценностный ряд.

24. Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.

25. Учитель показывает, как  распределять роли и обязанности, работая в команде

26. Учитель активно включает  каждого в учебный процесс, а  также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.

27. Учитель и ученики  вместе решают возникающие учебные  проблемы.

28. Учитель строит урок  в деятельностной парадигме, опираясь  на структуру формирования умственных  действий П. Гальперина

29. Учитель на уроке  использует интерактивные возможности ИКТ

30. Учитель организует  работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций

31. Учитель дает детям  возможность самостоятельно выбирать  задания из предложенных

32. Учитель учит детей  планировать свой досуг

Одним из самых эффективных приёмов является создание каждым учеником своей «Карты знаний и достижений»

Это специально отведённое место в классе (стенд), специальная детская тетрадь, где в схематической форме отражаются достижения учащихся в той или иной сфере деятельности.

«Карта достижений» может помочь учащимся:

Сознательно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения учебно-практических задач.

Позволяет обозначать и осознавать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете

Делать предположения о возможных дальнейших продвижениях

«Карта знаний и достижений» может стать средством:

- Планирования

- Удержания предметной  логики в течение учебного  года

- Рефлексии индивидуального  пути движения в учебном предмете

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

1. Формирование УУД является  целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все  предметные области и внеурочную  деятельность.

2. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

3. Схема работы над  формированием конкретных УУД  каждого вида указывается в  тематическом планировании.

4. Способы учета уровня  их сформированности - в требованиях  к результатам освоения учебной  программы по каждому предмету  и в программах внеурочной  деятельности.

5. Результаты усвоения  УУД формулируются для каждого  класса и являются ориентиром  при организации мониторинга их достижения

Преемственность формирования универсальных учебных действий.

Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе из дошкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.

Готовность детей к обучению в школе при переходе от дошкольного к начальному общему образованию необходимо рассматривать как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовности.

Физическая готовность определятся состоянием здоровья, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.

Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность.

Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет:

‒ ориентации на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

‒ четкого представления о планируемых результатах обучения на ступени обучения;

‒ целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе.

В деятельности учителя по формированию УУД должно обратить на себя внимание следующее положение стандарта: «Начальное образование должно гарантировать «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».

Не секрет, что класс младших школьников не бывает однородным: кто-то пришел в школу бегло читающим, а кто-то не знает даже букв; у одного ученика богатая фантазия и хорошая речь, а другой двух слов связать не может; один легко вступает в общение, другой испытывает большие трудности в этом процессе. Можно ли добиться реализации цели развития всех учащихся при их столь разных возможностях? Реально добиться этой цели можно, если организовать процесс обучения как дифференцированный.

Обсуждение проблемы дифференциации образовательного процесса в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, т. е. индивидуализирования процесса обучения, – «дежурная» педагогическая проблема: она обсуждается столько же, сколько существует наука педагогика. Напомним, что в «Конвенции о правах ребенка» (1989 г.) определяется приоритетность интересов детей перед интересами общества, осуждаются любые формы дискриминации в области воспитания и образования. Специальными статьями "Конвенции" юридически установлено право ребенка "на сохранение своей индивидуальности", на получение определенного уровня воспитания и обучения в соответствии со своими особенностями и возможностями.

Основой дифференциации стал учет сформированности учебной деятельности школьника, знание учителем того, какие ее компоненты у ребенка не развиты, и на этой основе обеспечение восполнения пробелов и устранение возникших трудностей. Естественно, такого рода дифференциация требует специальных методических приемов, учебных заданий, упражнений, которые бы разумно и целесообразно дополняли учебный процесс, не разрушая его целостности. Задания должны быть разноуровневые, позволяющие не затормозить развитие сильных учащихся и помочь слабым преодолеть трудности учения. При этом каждый ученик имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников), т. е. находящуюся в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся.

Например, первоклассники выбирают по собственному усмотрению задание из рабочей тетради. Одно задание – несложное: нужно по рисункам определить, какие нарисованные предметы старинные, а какие – современные. Другое задание труднее: ученик должен закончить предложения. Представим, что в классе есть три ученика, которые не приступят ко второму заданию или выполнят его неправильно. Но факт участия их в обсуждении, которое ведут успешные дети, даст им возможность понять свои ошибки и устранить их тут же, на уроке. Наличие разноуровневых заданий решает еще одну «незаметную» проблему начальной школы. Так установилось, что работа учителя многие годы ориентировалась на подравнивание всех под средние показатели. Ориентация процесса образования на средние результаты высвечивает весьма важную проблему средних учеников. Именно эта категория школьников (кстати, самая многочисленная) фактически выпадает из зоны внимания учителя. Каждый из нас наверняка замечал, сколько вокруг нас «средних» – тех, кто выполняет свои обязанности на троечку, не проявляет инициативы, предпочитает больше подчиняться, чем руководить. Такие люди не выдвигают оригинальных идей, их работы отличаются отсутствием творчества.

Информация о работе Теоретические основы организации обучения в начальных классах