Теоретические основы профессиональной ориентации школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 05:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть и проанализировать особенности деятельности педагога дополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников.
Задачи исследования:
– провести анализ литературы по теме исследования;
– выявить сущность и компоненты профессиональной ориентации;
– выделить цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации школьников;
– рассмотреть проблемы профессиональной ориентации школьников

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы профессиональной ориентации школьников…………………………………………………………………….5
Сущность и компоненты профессиональной ориентации……………5
Цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации школьников…………………………………………………….8
Проблемы профессиональной ориентации школьников…………….11
Глава 2. Профессиональное самоопределение как процесс……………14
2.1. Предпосылки профессионального самоопределения…………………14
2.2. «Восемь углов выбора профессии»………………………………………16
2.3. Управление выбором профессии…………………………………………18
2.4. Самопознание в выборе профессии……………………………………20
2.5. Роль самооценки в профессиональном самоопределении……………21
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………27

Файлы: 1 файл

Профориентация школьников.docx

— 52.53 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в теории профориентации школьников существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.

 

 

1.3. Проблемы профессиональной ориентации школьников

 

Проблема ориентации школьников на рабочие профессии имеет несколько  аспектов: социально-экономический, психологический, медицинский, педагогический [7, c. 98].

Во-первых, профориентация является социально-экономической проблемой  по своим целям: способствовать рациональному  распределению трудовых ресурсов, повышению эффективности производства, раскрытию потенциальных возможностей личности, ее всестороннему развитию.

Каждая рабочая профессия  предъявляет определенные требования к физическим, психофизиологическим качествам работника, его здоровью. Уровень этих требований зависит  от содержания, характера и условий  труда. При выборе профессии необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными  особенностями человека, поэтому  ориентация школьников на рабочие профессии  является проблемой медицинской  и психологической.

Школьник имеет право  на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней  недостаточно. Основанием для сознательного  выбора профессии должен быть целый  комплекс знаний и умений, который  можно назвать готовностью подростка  к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного  педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения  учащихся. В этом суть педагогического  аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии, в частности.

Существует два основных направления ориентации подростков на рабочие профессии [16, c. 71]:

  • профессиональная пропаганда и профессиональное просвещение;
  • развитие интересов, склонностей, способностей школьников, их самооценки через включение в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности.

Ключевую роль в профориентации выпускников играет информация: о  содержании, условиях, организации  труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе.

Выбор профессии, принятие решения  о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем этим позициям и зависят  от их объективного содержания и понимания  каждым клиентом.

Полноценное профинформирование характеризуется следующими существенными признаками [14, c. 32]:

  • достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);
  • актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);
  • перспективность (показ профессии в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);
  • обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);
  • доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);
  • привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).

Профинформация, характеризующаяся указанными признаками, усиливает мотивацию поиска новых, недостающих сведений о реальных объектах профподготовки, трудоустройства, ослабляет синдром неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности, пассивности. Профинформирование мобилизует силы и активность человека к самопознанию и самоопределению в мире труда и профессий [8, c. 61].

 

 

Глава 2. Профессиональное самоопределение  как процесс

2.1. Предпосылки профессионального  самоопределения

 

Профессиональное самоопределение  – существенная сторона общественного  процесса развития личности. Выявление  особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой – система общественного  ориентирования молодежи в решении  вопроса о сознательном выборе профессии. Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства  на мотивы выбора профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности.

Испытываемая человеком  потребность в самореализации сама по себе беспредметна. А.Н. Леонтьев отмечал, что «…до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, так как он еще не обнаружен…».

Взаимосвязь личности и внешней  по отношению к ней системы  профессиональных воздействий возникает  только в процессе деятельности. Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие  психического отражения и выступает  как механизм детерминирующегося воздействия на личность.

В процессе постоянной связи  с внешним миром человек выступает  как активная сторона взаимодействия. Поэтому, психологическое проявление принципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы соотношения внешних и внутренних условий в детерминации деятельности. В плане анализа движущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи и противопоставленности внутреннего и внешнего.

Процесс профессионального  самоопределения обусловлен возникновением, расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами  профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.

Личностные предпосылки  самоопределения.

Структурные элементы личности, как ближайшие психологические  предпосылки профессионального  самоопределения, различны по характеру  их функций. Всю совокупность важнейших  личностных предпосылок самоопределения  можно свести к двум основным группам:

1) Особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвует в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень жизненной зрелости человека.

2) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обусловливающие избирательность реагирования. Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о жизненных ценностях.

Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными  потребностями обладают функцией обусловливания сферы деятельности, привлекательной для человека.

2.2. «Восемь углов выбора  профессии»

 

По мнению Е.А. Климова  существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает  во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу  информации.

1)Позиция старших членов  семьи.

Конечно, забота старших  о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность  за то, как складывается его жизнь.

Очень часто родители предоставляют  ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором  ребенка, предлагая пересмотреть планы  и сделать другой выбор, считая, что  он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки  родителей, которые стремятся, чтобы  дети компенсировали их недостатки в  будущем, в той деятельности, в  которой они не смогли себя полностью  проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие  от родителей «выше трамплин, с  которого они будут погружаться  в мир профессии…».

Наблюдения показывают, что  в большинстве случаев дети соглашаются  с выбором родителей, рассчитывая  на помощь родителей при поступлении  в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности  придется им, а не их родителям.

 О бесконфликтности  выхода из таких обстоятельств  можно только предполагать.

2)Позиция товарищей, подруг (сверстников).

Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние  их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального  будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микро группы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

3)Позиция учителей, школьных  педагогов, классного руководителя.

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в  учебной деятельности, все время  «проникает мыслью за фасад внешних  проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество  той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

4)Личные профессиональные  планы.

В поведении и жизни  человека представления о ближайшем  и отдаленном  будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опята человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит  то человека.

5)Способности.

Способности, таланты учащегося  старших классов необходимо рассматривать  не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

6)Уровень притязаний на  общественное признание.

Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень  профессиональной подготовки.

7)Информированность –  важная, неискаженная информация  – важный фактор выбора профессии.

8)Склонности проявляются  и формируются в Деятельности. Сознательно включаясь в разные  виды деятельности, человек может  менять свои увлечения, а значит  и направления. Для старшеклассников это важно, так как до профессиональные увлечения – путь к будущему.

2.3. Управление выбором  профессии

 

В целях правильного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется учителем.

Управление выбором профессии  – одна из составных частей проблемы научного управления обществом. В более  узком плане применительно к  проблеме выбора профессии учащимися  учителю крайне важно знать объективные  и субъективные факторы, составляющие содержание управления. К объективным  факторам относятся:

-система объективно действующих  закономерностей, условия жизни  субъекта, среда, воспитание, экономическое  окружение и другое.

К субъективным факторам относятся:

-возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения,  мотивы, характер, темперамент, задатки  и другие стороны личности.

Чтобы управление выбором  профессии было действительно эффективным, крайне важно разобраться в сущности указанных выше двух слагаемых сторон предмета управления. Управление выбором  профессии немыслимо без знания личности, ее структуры.

Человеческая личность чрезвычайно  сложна. Она обладает как приобретенными при жизни качествами, так и  биологическими свойствами, характеризующимися относительным постоянством (задатки, тип нервной системы и т.д.).

Управление профориентацией  только тогда научно, когда строиться  с учетом индивидуально-психологических  особенностей учащихся, базируется на знании функциональной динамической структуры  личности.

Требование изучать каждого  школьника общепризнанно. Однако в  практике нередки случаи, когда учитель  может подробно охарактеризовать одного-двух своих воспитанников, всем остальным  он в состоянии дать лишь самую  общую характеристику.

Бывает, что учитель неплохо  знает ученика, но дать целостную  характеристику направленности его  личности (выделить склонности, интересы, способности, мотивы поведения, черты  характера) затрудняется. Какое место  занимает ученик в коллективе, каков  его престиж среди одноклассников, как оценивают его товарищи, учителя, как он сам себя оценивает –  такие вопросы часто и вовсе  не ставятся отдельными педагогами.

Информация о работе Теоретические основы профессиональной ориентации школьников