Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 05:02, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть и проанализировать особенности деятельности педагога дополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников.
Задачи исследования:
– провести анализ литературы по теме исследования;
– выявить сущность и компоненты профессиональной ориентации;
– выделить цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации школьников;
– рассмотреть проблемы профессиональной ориентации школьников
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы профессиональной ориентации школьников…………………………………………………………………….5
Сущность и компоненты профессиональной ориентации……………5
Цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации школьников…………………………………………………….8
Проблемы профессиональной ориентации школьников…………….11
Глава 2. Профессиональное самоопределение как процесс……………14
2.1. Предпосылки профессионального самоопределения…………………14
2.2. «Восемь углов выбора профессии»………………………………………16
2.3. Управление выбором профессии…………………………………………18
2.4. Самопознание в выборе профессии……………………………………20
2.5. Роль самооценки в профессиональном самоопределении……………21
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………27
Таким образом, в теории профориентации
школьников существуют и общепедагогические
принципы, и специфические принципы,
характеризующие
1.3. Проблемы профессиональной ориентации школьников
Проблема ориентации школьников
на рабочие профессии имеет
Во-первых, профориентация является
социально-экономической
Каждая рабочая профессия предъявляет определенные требования к физическим, психофизиологическим качествам работника, его здоровью. Уровень этих требований зависит от содержания, характера и условий труда. При выборе профессии необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностями человека, поэтому ориентация школьников на рабочие профессии является проблемой медицинской и психологической.
Школьник имеет право
на свободный выбор профессии, но
одного желания работать по определенной
профессии и интереса к ней
недостаточно. Основанием для сознательного
выбора профессии должен быть целый
комплекс знаний и умений, который
можно назвать готовностью
Существует два основных направления ориентации подростков на рабочие профессии [16, c. 71]:
Ключевую роль в профориентации
выпускников играет информация: о
содержании, условиях, организации
труда и обучения по конкретной профессии,
оплате труда, его требованиях к организму
и личности человека, возможностях профессионально-
Выбор профессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем этим позициям и зависят от их объективного содержания и понимания каждым клиентом.
Полноценное профинформирование характеризуется следующими существенными признаками [14, c. 32]:
Профинформация, характеризующаяся указанными признаками, усиливает мотивацию поиска новых, недостающих сведений о реальных объектах профподготовки, трудоустройства, ослабляет синдром неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности, пассивности. Профинформирование мобилизует силы и активность человека к самопознанию и самоопределению в мире труда и профессий [8, c. 61].
Глава 2. Профессиональное самоопределение как процесс
2.1. Предпосылки профессионального самоопределения
Профессиональное
Испытываемая человеком потребность в самореализации сама по себе беспредметна. А.Н. Леонтьев отмечал, что «…до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, так как он еще не обнаружен…».
Взаимосвязь личности и внешней по отношению к ней системы профессиональных воздействий возникает только в процессе деятельности. Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие психического отражения и выступает как механизм детерминирующегося воздействия на личность.
В процессе постоянной связи
с внешним миром человек
Процесс профессионального
самоопределения обусловлен возникновением,
расширением деятельности субъекта,
реализующей его связь с
Личностные предпосылки самоопределения.
Структурные элементы личности, как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их функций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам:
1) Особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвует в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень жизненной зрелости человека.
2) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обусловливающие избирательность реагирования. Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о жизненных ценностях.
Компоненты второй группы
благодаря своей связи с
2.2. «Восемь углов выбора профессии»
По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу информации.
1)Позиция старших членов семьи.
Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.
Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…».
Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.
О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно только предполагать.
2)Позиция товарищей, подруг (сверстников).
Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микро группы может стать решающим в профессиональном самоопределении.
3)Позиция учителей, школьных
педагогов, классного
Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.
4)Личные профессиональные планы.
В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опята человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит то человека.
5)Способности.
Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.
6)Уровень притязаний на общественное признание.
Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки.
7)Информированность –
важная, неискаженная информация
– важный фактор выбора
8)Склонности проявляются
и формируются в Деятельности.
Сознательно включаясь в
2.3. Управление выбором профессии
В целях правильного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется учителем.
Управление выбором профессии – одна из составных частей проблемы научного управления обществом. В более узком плане применительно к проблеме выбора профессии учащимися учителю крайне важно знать объективные и субъективные факторы, составляющие содержание управления. К объективным факторам относятся:
-система объективно
К субъективным факторам относятся:
-возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности.
Чтобы управление выбором профессии было действительно эффективным, крайне важно разобраться в сущности указанных выше двух слагаемых сторон предмета управления. Управление выбором профессии немыслимо без знания личности, ее структуры.
Человеческая личность чрезвычайно сложна. Она обладает как приобретенными при жизни качествами, так и биологическими свойствами, характеризующимися относительным постоянством (задатки, тип нервной системы и т.д.).
Управление профориентацией только тогда научно, когда строиться с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, базируется на знании функциональной динамической структуры личности.
Требование изучать каждого школьника общепризнанно. Однако в практике нередки случаи, когда учитель может подробно охарактеризовать одного-двух своих воспитанников, всем остальным он в состоянии дать лишь самую общую характеристику.
Бывает, что учитель неплохо
знает ученика, но дать целостную
характеристику направленности его
личности (выделить склонности, интересы,
способности, мотивы поведения, черты
характера) затрудняется. Какое место
занимает ученик в коллективе, каков
его престиж среди
Информация о работе Теоретические основы профессиональной ориентации школьников