Теоретические основы профессиональной ориентации школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 05:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть и проанализировать особенности деятельности педагога дополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников.
Задачи исследования:
– провести анализ литературы по теме исследования;
– выявить сущность и компоненты профессиональной ориентации;
– выделить цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации школьников;
– рассмотреть проблемы профессиональной ориентации школьников

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы профессиональной ориентации школьников…………………………………………………………………….5
Сущность и компоненты профессиональной ориентации……………5
Цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации школьников…………………………………………………….8
Проблемы профессиональной ориентации школьников…………….11
Глава 2. Профессиональное самоопределение как процесс……………14
2.1. Предпосылки профессионального самоопределения…………………14
2.2. «Восемь углов выбора профессии»………………………………………16
2.3. Управление выбором профессии…………………………………………18
2.4. Самопознание в выборе профессии……………………………………20
2.5. Роль самооценки в профессиональном самоопределении……………21
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………27

Файлы: 1 файл

Профориентация школьников.docx

— 52.53 Кб (Скачать файл)

Объясняется это целым  рядом причин:

-отсутствием установки  на изучение учащихся в целях  профориентации;

-слабая психолого-педагогическая  подготовка учителей;

-нежелание затруднять  себя дополнительной работой;

-неимение доступных метод  и методик изучения учащихся.

Современному выпускнику школы нужна характеристика, в  которой оценки личностных качеств  должны быть полными и точными. В  характеристике необходимо указывать  перспективу развития личности, прогнозировать ее будущее. Нельзя ограничиваться в  характеристике учащегося указанием  на его дисциплину, учебные оценки и будущую активность.

   Особое внимание  нужно обращать на динамику  интересов учащихся, на их склонности  в процессе учебы. При этом  крайне важно проектировать возможности  развития способностей в процессе  обучения. Если учитель заметит  определенную напраленность профессиональных интересов учащегося, настойчивость и упорство, проявленное им, то он обязан это отразить в характеристике и убедить воспитанника, что даже при небольших способностях он может достичь успеха. Хотя не всегда просто помочь юноше или девушке определить свое призвание, тем не менее, нельзя признать нормальным, когда после окончания школы ученик не знает, способен ли он к чему-либо, где найти занятие по душе. Разглядеть индивидуальность, помочь раскрыться способностям и склонностям ученика под силу учителю, классному руководителю. Изучение учащихся – одно из необходимых условий выявления индивидуально психологических особенностей в целях правильного профессионального самоопределения.

 

 

2.4. Самопознание в выборе  профессии

 

Самопознание – одно из необходимых условий осуществления  личностного подхода к выбору профессии.

Познание самого себя идет через сравнение себя с другими  людьми, путем осознания своих  возможностей, достижений и сравнения  их с успехами и достижениями окружающих людей. Познавая себя, мы одновременно познаем другого человека. Значение других людей помогает самопознанию. Процесс сравнения – основа не только познания мира, но и познания самого себя. Познавая через сравнения  качества другого человека, мы получаем материал, необходимый для выработки  собственной оценки.

Для лучшего познания мира и самого себя, человек должен прилагать  активные усилия. Совершенствование  самого себя начинается с процесса самопознания. Нельзя стать лучше, не зная, какие качества характера надо воспитать, а какие – изжить. Без  самопознания нельзя правильно наметить программу самовоспитания и саморазвития, трудно выбрать работу по душе.

   Требования человека  к себе, самовоспитание, зависят  от требований и перспектив  общества, в котором он живет.  Требования общества – одно  из важнейших побуждений самопознания  и самовоспитания. Возникновение  потребности в знании особенностей, интереса к себе и размышлений  о себе является особенностью  повзрослевших детей.

 

 

 

2.5. Роль самооценки в  профессиональном самоопределении

 

В психологии самооценка рассматривается  как феномен самопознания. Самопознание – это осознание человеком  самого себя, своего «Я». Осознать самого себя – значит дать себе отчет относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить  их в должной мере.

Само слово «самооценка» помогает нам понять его значение. В профессиональном самоопределении  личности самооценка – оценка, которую  человек дает самому себе, своим  возможностям, соответствующим или  не соответствующим специфике профессии.

Еще К. Маркс в работе «Размышления юноши при выборе профессии» обращал внимание молодежи на умение дать оценку собственным способностям: «заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии…- это ошибка, которая мстит за себя и …причиняет нам страшные муки…».

Самооценка, как и любое  психическое образование, формируется  прижизненно, и рассматривать ее нужно в возрастном аспекте.

Исследования показывают, что старшеклассники стремятся  выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию  собственных возможностей. Поскольку  зачастую понимание собственных  возможностей у школьников не адекватно  показателям, то на пути выбора их ожидают  неудачи.

Объективно и полно  оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них  нет единой тенденции: одни склонны  переоценивать себя, другие наоборот. Поэтому не правы те, кто считает, что старшеклассники только переоценивают  себя, а также те, кто помогает, что они себя недооценивают. Им свойственно  и первое, и второе.

Старшеклассники в отличие  от подростков ощущают потребность  в самооценке, хотя объективно к  ней не готовы. Внутренняя потребность  в самооценке – залог успешного ее формирования при соответствующих условиях.

У старшеклассников самооценка служит двум целям:

- самовоспитанию.

- прогнозированию будущей профессии.

Выбирая профессию, старшие  школьники в большинстве случаев  ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организованных качеств.

Подростки же слабо апеллируют к самооценке, то есть они не осознают должным образом ее роли в выборе профессии. Большинство из них выбирает профессию, не прибегая к самооценке, а если и делает это, то весьма поверхностно.

Представления подростков о  самих себе неглубоки, приблизительны, планы и намерения динамичны. Сама проблема выбора профессии серьезно их не волнует.

Для старшеклассников-выпускников  выбор профессии – серьезный  шаг. Но проблема в том, что они  слабо ориентируются в научных  основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических.

Большинству юношей и девушек  не хватает знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих  интересах, способностях, качествах  и чертах характера. Их представления  о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все  это дает право утверждать, что  психологическое образование как  условие формирования объективной  самооценки, как условие правильного  выбора профессии очень нужно  нашим старшеклассникам.

Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к  переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию.

Заниженная самооценка также  неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.

Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки:

- Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.

- Средний уровень наблюдается  в том случае, когда учащиеся  частично переоценивают или недооценивают  свои возможности по сравнению  с оценкой взрослых. Профессию  школьники выбирают на основе  познавательного интереса к школьным  предметам без учета своей  пригодности.

- Низкий уровень имеет  место тогда, когда резкая переоценка  или недооценка своих интересов,  способностей, личных качеств по  сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор  профессии на данном уровне  самооценки совершается необоснованно.

Самооценка как феномен  самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности и имеет разную степень  объективности и полноты. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из задач профессиональной ориентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате проведенной  работы нами: проведен анализ литературы по теме исследования; выявлены сущность и компоненты профессиональной ориентации; выделены цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации школьников; рассмотрены проблемы профессиональной ориентации школьников; проанализирована сущность деятельности педагога дополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников; охарактеризованы основные направления работы педагога дополнительного образования по профессиональной ориентации школьников; выделены этапы развития профессионального самосознания и особенности профориентационной работы педагога дополнительного образования; рассмотрено профессиональное просвещение школьников педагогом дополнительного образования; проанализирована профессиональная консультация учащихся педагогом дополнительного образования; выявлены основные организационные принципы профориентационной работы педагога дополнительного образования; охарактеризованы организационные модели профориентационной помощи и основы составления программ профориентационной помощи.

Приведем основные теоретические  результаты исследования.

1. Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.

2. Система профессиональной  ориентации включает в себя  следующие компоненты: профессиональное  просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

3. Подготовка подрастающего  поколения к созидательному труду  на благо общества – важнейшая  задача общеобразовательной школы.  Ее успешное осуществление связано  с постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности педагога дополнительного образования.

4. Роль педагога дополнительного  образования по формированию  всесторонне развитого, готового  к трудовой деятельности подрастающего  поколения обуславливает ведущую  позицию педагогических коллективов  в едином многогранном процессе  профессиональной ориентации, осуществляемой  школой, семьей, всей общественностью.  Педагог дополнительного образования  помогает школьникам осознать  им склонности и способности,  направляет развитие их профессиональных  интересов. Педагог дополнительного  образования должен уметь в  зависимости от педагогической  ситуации, от своих собственных  возможностей, интересов и способностей  школьников подобрать комплекс  педагогических средств, методов  воздействия на личность, чтобы  достичь цели профориентации, реализовать  тот широкий круг задач подготовки  молодежи к выбору профессии,  которые призвана решать школа.

И в то же время профессиональная ориентация содействует рациональному  распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями  народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам  сложная многогранная проблема.

Таким образом, цель исследования, заключающаяся в рассмотрении и анализе особенностей деятельности педагога дополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников достигнута, задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева В.А. и др. Справочник начинающего профконсультанта. – М., 2008.

2. Бендюков М.А. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? Изд. 2-е, доп. и дораб. / М.А. Бендюков, И.Л. Соломин, М.И. Ткачев. СПб.: ЗАО «Литера плюс», 2007.

3. Взаимодействие общеобразовательной  школы и специальных учебных  заведений в профессиональной  ориентации молодежи: Межвузовский  сборник научных трудов. – Ярославль:  ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 2004.

4. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 2008.

5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. Изд. 2-е, доп. и дораб. / Е.А. Климов. М.: «Просвещение», 2000.

6. Мартынова С.С. Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации); Омск: Омский пед. ин-т, 2006.

7. Поляков В.А., Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. – 2003. – №5. – С. 34–52.

8. Профессиональная ориентация  молодежи»/ А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньшиков и др. – М.: Высшая школа, 2003.

9. Профессиональная ориентация  молодежи и организация приема  в высшие учебные заведения/  Гусев Н.Г., Н.П. Калашников, А.В. Качанов и др. – М.: Высшая школа, 2002.

10. Профессиональная ориентация  старших школьников в процессе  трудового обучения / Под ред. канд. пед. наук В.А. Полякова; М.: Просвещение, 2002.

11. Профессиональная ориентация  учащихся: Учебное пособие для  студентов пед. ин-тов»; под ред. А.Д. Сазонова. – М.: Просвещение, 2005.

12. Профессиональная ориентация  школьников: Межвузовский сборник  научных трудов». – Ярославль:  ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 2007.

Информация о работе Теоретические основы профессиональной ориентации школьников