Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 05:02, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть и проанализировать особенности деятельности педагога дополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников.
Задачи исследования:
– провести анализ литературы по теме исследования;
– выявить сущность и компоненты профессиональной ориентации;
– выделить цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации школьников;
– рассмотреть проблемы профессиональной ориентации школьников
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы профессиональной ориентации школьников…………………………………………………………………….5
Сущность и компоненты профессиональной ориентации……………5
Цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации школьников…………………………………………………….8
Проблемы профессиональной ориентации школьников…………….11
Глава 2. Профессиональное самоопределение как процесс……………14
2.1. Предпосылки профессионального самоопределения…………………14
2.2. «Восемь углов выбора профессии»………………………………………16
2.3. Управление выбором профессии…………………………………………18
2.4. Самопознание в выборе профессии……………………………………20
2.5. Роль самооценки в профессиональном самоопределении……………21
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………27
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
основы профессиональной ориентации школьников……………………………………………………
Глава 2. Профессиональное
самоопределение как процесс………
2.1. Предпосылки профессионального самоопределения…………………14
2.2. «Восемь углов выбора профессии»………………………………………16
2.3. Управление выбором профессии…………………………………………18
2.4. Самопознание в выборе профессии……………………………………20
2.5. Роль самооценки в
профессиональном
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………27
Введение
Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Вопросы профориентации и ее научного обоснования в нашей педагогике особенно актуализировались с середины 60-х гг. XX в. Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие специальные исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников (А.Е. Голоншток, Е.А. Климов, П.П. Костенков, А.Д. Сазонов, В.Ф. Сахаров, С.Н. Чистякова и др.).
Профессиональная ориентация
представляет собой обоснованную систему
социально-экономических, психолого-педагогических,
медико-биологических, производственно-технических
мер, направленных на оказание помощи
учащимся и молодежи в профессиональном
самоопределении. Правильно выбранная
профессия соответствует
Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления. Именно эту работу и могут организовать педагоги дополнительного образования.
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации школьников, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Объект исследования: профессиональная ориентация школьников.
Предмет исследования: деятельность педагога дополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников.
Цель исследования: рассмотреть и проанализировать особенности деятельности педагога дополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников.
Задачи исследования:
– провести анализ литературы по теме исследования;
– выявить сущность и компоненты профессиональной ориентации;
– выделить цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации школьников;
– рассмотреть проблемы профессиональной ориентации школьников;
– проанализировать сущность деятельности педагога дополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников;
– охарактеризовать основные направления работы педагога дополнительного образования по профессиональной ориентации школьников.
Глава 1. Теоретические основы профессиональной ориентации школьников
Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку школьников к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [16, c. 43].
Система профориентации школьников
– это организованная, управляемая
деятельность различных государственных
и общественных организаций, предприятий
учреждений и школы, а также семьи,
направленная на совершенствование
процесса профессионального и
Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.
Профессиональное просвещение
– ознакомление учащихся и выпускников
учебных заведений с современными видами
трудовой деятельности, социально-экономическими
и психофизиологическими особенностями
различных профессий, потребностями в
квалифицированных кадрах, требованиями,
предъявляемыми профессиями к человеку,
возможностями профессионально-
Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех или иных профессий. С работы по профессиональному просвещению начинается ознакомление детей и подростков с профессиями, с потребностями конкретного района, города в рабочих руках. Учителя, классные руководители, родители могут активно влиять на правильный выбор учащимися профессии, на формирование профессиональных мотивов [5, c. 87].
Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.
Профессиональное
Профессиональная консультация
заключается в оказании помощи, советах
специалистов (психологов, врачей, педагогов),
в установлении соответствия между
требованиями, предъявляемыми человеком
к профессии, и его индивидуально-
Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние специальные учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу. При профессиональном выборе рекомендуется учитывать семейные традиции, мнение друзей, мотивы удовлетворенности трудом и др.
Профессиональная адаптация
– это процесс вхождения
Компоненты профориентации
взаимосвязаны, соподчинены. Проведение
профориентации в школе во многом
зависит от возрастных особенностей
школьников. На ступени начальной
школы формируется
Психологическая поддержка – методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
1.2. Цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации школьников
Основной целью системы
профессиональной ориентации является
удовлетворение интересов общества,
государства и личности в обеспечении
для школьников возможности и
способности свободного и осознанного
выбора профессиональной деятельности,
оптимально соответствующей личностным
интересам, потребностям, особенностям
и запросам рынка труда в
В связи с этим важными
социально-экономическими задачами является
создание и последовательное развитие
государственной системы
Система профессиональной ориентации должна стать неотъемлемым элементом всей кадровой политики и частью двух сопряженных систем: непрерывного образования и эффективной занятости.
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) школьники, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.
Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.
Последним принципом в этой группе является принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п. [12, c. 43]
«В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающимися) с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы [13, c. 98]:
Информация о работе Теоретические основы профессиональной ориентации школьников