Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:54, курсовая работа
Цель работы. Исследовать влияние детских литературных произведений на формирование и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
1. Изучить специальную литературу по данной проблематике;
2. Выявить и проанализировать особенности формирования и развития эмоциональной сферы старшего дошкольника;
3. Обозначить роль детских литературных произведений в развитии эмоциональной сферы старшего дошкольника;
ВВЕДЕНИЕ
Возраст, о котором пойдет речь, во многих описаниях и классификациях состоит как бы из двух: старшего дошкольного и младшего школьного. Ни в коей мере не принижая значения такого важного события, как поступление в школу, посмотрим на этот период жизни ребенка с точки зрения тех задач развития, которые он решает сам, как бы относительно независимо от места пребывания - детский сад это, школа или семья. Обратимся еще раз к фактам, которые появились на границе этого возраста, - это повышенная чувствительность ребенка к экзистенциальным переживаниям, обозначение границ Я-концепции через установление дистанции с другими людьми, формирование обобщенной концепции другого человека. Сензитивность, повышенная чувствительность ребенка к содержанию его Я-концепции делает его очень уязвимым к любым воздействиям других людей, недаром именно защищенное окружение является ресурсом его развития.
С такой повышенной чувствительностью к воздействиям других людей ребенок и приходит к середине детства. Расширяется его социальное пространство отношений с разными людьми, - кроме семьи значимыми становятся отношения с соседями и школой.
Научная новизна. Проблема эмоционального развития, или формирования нравственных качеств личности дошкольников, стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально-эмоциональное» воспитание, или «нравственное» воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям и пр. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные эмоционально-нравственные инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему.
Как можно научить ребенка быть добрым?
С какого возраста нужно начинать воспитывать в детях гуманное отношение к окружающим? Возможно ли вообще воспитание нравственных качеств, или они заложены природой и не подвержены педагогическим воздействиям?
Многие
отечественные психологи и
Объект исследования - формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - роль детских литературных произведений в формировании и развитии эмоциональной сферы старшего дошкольника.
Цель работы. Исследовать влияние детских литературных произведений на формирование и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
1.
Изучить специальную
2. Выявить и проанализировать особенности формирования и развития эмоциональной сферы старшего дошкольника;
3. Обозначить роль детских литературных произведений в развитии эмоциональной сферы старшего дошкольника;
Методы исследования.
1. Изучение и анализ специальной литературы.
2. Наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста в период их ознакомления с детскими литературными произведениями.
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
педагогическая эмоциональная детское литературное произведение
1.1
Особенности развития
Ребенок
очень рано проявляет эмоционально-
Особенности эмоциональной сферы ребенка формируются во взаимосвязи с познанием и неосознанным отражением экспрессии взрослых людей, к которым он очень рано проявляет "интерес", т.к. зависит от этих других и связан с ними как физически, так и психически.
В познании ребенком других людей наблюдается определенная последовательность и стадиальность: сначала ребенок выделяет человека как субъекта общения и деятельности, затем переходит к характеристике его самого, фиксируя сначала внешние признаки, а позже начинает познавать и внутренние переживания, цели и стремления людей, но через внешние их проявления.
Ребенок - дитя человеческое. И естественно, что его внимание и интерес направлены прежде всего на человека - сначала взрослого, а несколько позже и на ребенка. Взрослый очень рано становится объектом пристального внимания детей. Исследования А.В. Ярмоленко, которая специально изучала сравнительную привлекательность различных предметов и человека для младенцев 4-6 месяцев, установила, во-первых, что уже в первом полугодии жизни ребенок выделяет человека из других предметов; во-вторых, сосредоточение взора ребенка наблюдается даже на неподвижном человеке, а на говорящем и находящемся в движении длительнее, чем при фиксации других предметов, в 3-5 раз15.
Реакция ребенка на взрослого изменяется в процессе его развития. На втором месяце жизни у ребенка появляется улыбка и "комплекс оживления", описанный Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовой (1949), Н.М. Щелованым и А.М. Аксариной (1960).
С четырех месяцев наблюдаются дифференцированные реакции на взрослого более сложного характера. По данным М.Ю.Кистяковской и других авторов, в возрасте от трех до шести месяцев у ребенка возникает избирательное отношение к взрослым. С шести-восьми месяцев ребенок начинает выделять его как объект взаимодействия.
При этом взрослый остается центральным звеном всей воспринимаемой ситуации. Взрослый выступает для ребенка носителем общественного опыта действий с предметами, речевых и эмоционально-экспрессивных форм общения.
Благодаря значению, которое имеет взрослый в жизни ребенка, в процессе взаимодействия с ним ребенок все тоньше дифференцирует и внешний облик взрослого, и изменения, которые происходят в нем, и в том числе, прежде всего, изменения эмоционального выражения его лица, интонационной выразительности голоса, жестов.
Богатый материал, который раскрывает характер изменений в восприятии человека детьми, дает анализ процесса их общения с окружающими.
М.И. Лисина, изучая развитие общения детей со взрослыми, приходит к выводу о том, что в первом полугодии жизни возникает непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым, называемое еще ситуативно-личностным. Содержанием такого общения являются переживаемые ребенком эмоциональные состояния, которые и "сообщаются" взрослому Лисина М.И. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 3. - С. 4-7..
Подобные
"сообщения" не имеют осознанной
целенаправленности и достаточно аморфны.
Они обычно являются выражением глобальной
симпатии ребенка ко всем взрослым,
общего его положительного "отношения"
к человеку. Средством общения
детей первого полугодия жизни
являются, в основном, мимика, выразительные
жесты и экспрессивные
С 6-8 месяцев у детей появляется новая форма взаимодействия: ситуативное предметно-действенное (деловое) общение со взрослым. Содержание ситуативно-делового общения определяется совместными со взрослыми предметными действиями ребенка. На фоне взаимодействия ребенок осуществляет дальнейшее, уже более дифференцированное познание взрослого, его отношение к себе. С каждым месяцем диапазон средств общения ребенка расширяется. Кроме экспрессивно-мимических появляются локомоторные и предметные действия, которые трансформируются и используются детьми в установлении контактов со взрослыми, выражении своего отношения к нему и к оказываемым им на него воздействиям.
В дошкольном возрасте появляется внеситуативно-познавательное общение, направленное на познание окружающего мира вещей и людей.
Формирующееся на этом этапе представление о взрослом человеке значительно обогащается и образ человека теряет ту аморфность и ситуативную ограниченность, которые отличали его на предыдущей ступени развития ребенка. Ведущим средством общения ребенка с окружающими его людьми становится речь. Овладение ребенком речью вносит существенные изменения в познание им человека. Благодаря слову чувственное содержание образа человека становится носителем психологического индивидуально-личностного содержания. Постепенно человек начинает выступать как лицо, обладающее не только непосредственными чувственно воспринимаемыми свойствами, но и сигнализируемыми ими психическими свойствами.
Однако, несмотря на большую роль речи в понимании ребенком человека, в дошкольном возрасте, как указывает М.И. Лисина, ведущими все же остаются экспрессивно-мимические акты. Какой бы ни была форма общения ребенка с окружающими людьми, необходимым средством его остается экспрессия. Эмоциональное общение, видоизменяясь, проходит через все формы общения, пронизывает и окрашивает их, играя при этом огромную роль в формировании у ребенка эмоционально-ценностного отношения к людям, их понимания и развития у него собственных средств экспрессивного воздействия на окружающих.
В ходе развития форм общения, усложнения его содержания, в результате накопления ребенком опыта переживаний и чувств его представления о человеке из глобальных, аморфных становятся более полными и четкими. В образе человека - объекте восприятия - выделяются ребенком какие-то постоянные свойства и признаки, помогающие ему понять переживаемые им отношения к окружающему. Общаясь с близкими взрослыми людьми, а затем и с людьми из более широкого окружения, дети учатся дифференцировать оттенки экспрессивного поведения и по ним "читать" переживаемое человеком состояние. Об этом свидетельствуют проявления маленькими детьми сочувствия, страха, радости и иных переживаний в соответствии с экспрессивной картиной поведения близкого им человека.
Для того, чтобы жить среди других людей, чувствовать себя комфортно в социуме, быть принятым и понятым этими другими, очень важно уметь понимать и чувствовать их эмоционально-психические состояния, адекватно на них реагировать. Подобное поведение требует развития эмоционально-перцептивной зоркости, умения замечать, распознавать состояние другого, владения "языком" эмоций, т.е. формирования эмоционально-перцептивных способностей. Эмоционально-перцептивные способности - это свойства человека, которые позволяют ему воспринимать и распознавать экспрессию другого, понимать его эмоциональное состояние и адекватно реагировать на него в процессе общения и взаимодействия Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия. 1996. - 348 с..
Ребенок очень рано усваивает те формы эмоционального состояния, которые закрепились в определенной этнокультуре, он учится воспринимать и понимать переживания других людей и выражать собственные эмоции. Благодаря значению, которое имеет взрослый в жизни ребенка, в процессе взаимодействия с ним ребенок все тоньше дифференцирует и внешний облик взрослого, и изменения, которые происходят в нем, и в том числе и прежде всего изменения эмоционального выражения его лица, интонационной выразительности голоса, жестов. Младенец, еще не умея говорить и не понимая значения сказанного, адекватно реагирует на интонацию голоса взрослого. И если мама ласковым голосом говорит 4-7-ми месячному ребенку: "Ах ты безобразник такой! Это что ж ты наделал здесь?", - то малыш радостно улыбается в ответ на такой "выговор".
Ребенок изначально существо чувствующее. Я эмоциональное, непосредственное, самоощущающее лежит в основе развития у малыша способности чувствовать состояние другого, еще не понимая его. Неосознанная аффективная включенность ребенка младенческого и раннего возраста в переживания человека, начиная с 2-3 лет обогащается опытом распознавания, постепенным осознанием и пониманием эмоционального состояния другого человека.
Дети
дошкольного возраста способны не только
чувствовать, но и понимать различные
эмоции. Уровни понимания детьми эмоций
различны у детей разного дошкольного
возраста. А.М. Щетининой в результате
специально проведенного исследования
установлены уровни понимания дошкольниками
эмоциональных состояний
I
уровень - неадекватный: дети не
понимают эмоционального
II
уровень - ситуативно-конкретный: а)
дети обнаруживают понимание
эмоционального состояния
Информация о работе Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста