Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Исследовать влияние детских литературных произведений на формирование и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
1. Изучить специальную литературу по данной проблематике;
2. Выявить и проанализировать особенности формирования и развития эмоциональной сферы старшего дошкольника;
3. Обозначить роль детских литературных произведений в развитии эмоциональной сферы старшего дошкольника;

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx диплом.docx

— 55.75 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Возраст, о котором пойдет речь, во многих описаниях и классификациях состоит  как бы из двух: старшего дошкольного  и младшего школьного. Ни в коей мере не принижая значения такого важного  события, как поступление в школу, посмотрим на этот период жизни ребенка  с точки зрения тех задач развития, которые он решает сам, как бы относительно независимо от места пребывания - детский  сад это, школа или семья. Обратимся  еще раз к фактам, которые появились  на границе этого возраста, - это  повышенная чувствительность ребенка  к экзистенциальным переживаниям, обозначение  границ Я-концепции через установление дистанции с другими людьми, формирование обобщенной концепции другого человека. Сензитивность, повышенная чувствительность ребенка к содержанию его Я-концепции делает его очень уязвимым к любым воздействиям других людей, недаром именно защищенное окружение является ресурсом его развития.

С такой повышенной чувствительностью  к воздействиям других людей ребенок  и приходит к середине детства. Расширяется  его социальное пространство отношений  с разными людьми, - кроме семьи  значимыми становятся отношения  с соседями и школой.

Научная новизна. Проблема эмоционального развития, или формирования нравственных качеств личности дошкольников, стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально-эмоциональное» воспитание, или «нравственное» воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям и пр. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные эмоционально-нравственные инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему.

Как можно научить ребенка быть добрым?

С какого возраста нужно начинать воспитывать  в детях гуманное отношение к  окружающим? Возможно ли вообще воспитание нравственных качеств, или они заложены природой и не подвержены педагогическим воздействиям?

Многие  отечественные психологи и педагоги пытались ответить на эти вопросы. Значительное число исследований посвящено проблемам  становления моральных и нравственных основ личности, их истоки, развитие и возможности коррекции. В данной лекции мы познакомим вас с основными  направлениями психологических  исследований, а также с педагогическими  подходами к морально-нравственному  развитию ребенка в современной  психологии и дошкольной педагогике.

Объект исследования - формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - роль детских литературных произведений в формировании и развитии эмоциональной сферы старшего дошкольника.

Цель работы. Исследовать влияние детских литературных произведений на формирование и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи.

1. Изучить специальную литературу  по данной проблематике;

2. Выявить и проанализировать особенности формирования и развития эмоциональной сферы старшего дошкольника;

3. Обозначить роль детских литературных произведений в развитии эмоциональной сферы старшего дошкольника;

Методы исследования.

1. Изучение и анализ специальной  литературы.

2. Наблюдение за детьми старшего  дошкольного возраста в период  их ознакомления с детскими  литературными произведениями.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ  СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

педагогическая эмоциональная детское литературное произведение

1.1 Особенности развития эмоциональной  сферы детей дошкольного возраста

Ребенок очень рано проявляет эмоционально-социальную чувствительность. Уже младенец реагирует  на то, как с ним взаимодействуют  взрослые, каким тоном с ним  разговаривают. Ребенок испытывает самые разнообразные эмоции, которые  быстро сменяют друг друга. Гамма чувств ребенка первого года жизни достаточно широка: страх, гнев, удовольствие, неудовольствие, обида, симпатия, но существуют они, разумеется, еще в зачаточной форме. Эмоциональная сфера психики ребенка чрезвычайно подвижна, но именно она определяет все социально-поведенческие реакции младенца, как, впрочем, и поведение детей в последующих возрастах детства. Любая деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста также эмоционально насыщена и эмоциональная активность является доминирующей. Именно это делает малыша столь очаровательным, искренним, непосредственным. Эмоциональная жизнь ребенка очень яркая, т.к. переживаемые им чувства хоть и кратковременны, узки, но зато глубоки и сильны. Ребенок полностью отдается во власть возникшей эмоции или чувства, и именно это делает его легкоранимым и уязвимым. Всякое неосторожное прикосновение к легкоуязвимой хрупкой детской душе может привести к нарушениям в эмоциональной сфере ребенка, что может отразиться на складе его личности и психосоматическом здоровье Реан Л.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.; М.: - Прайм-Еврознак: Нева: Олма-Пресс, 2001. - 652 с..

Особенности эмоциональной сферы ребенка  формируются во взаимосвязи с  познанием и неосознанным отражением экспрессии взрослых людей, к которым  он очень рано проявляет "интерес", т.к. зависит от этих других и связан с ними как физически, так и  психически.

В познании ребенком других людей наблюдается  определенная последовательность и  стадиальность: сначала ребенок  выделяет человека как субъекта общения  и деятельности, затем переходит  к характеристике его самого, фиксируя сначала внешние признаки, а позже  начинает познавать и внутренние переживания, цели и стремления людей, но через внешние их проявления.

Ребенок - дитя человеческое. И естественно, что его внимание и интерес  направлены прежде всего на человека - сначала взрослого, а несколько позже и на ребенка. Взрослый очень рано становится объектом пристального внимания детей. Исследования А.В. Ярмоленко, которая специально изучала сравнительную привлекательность различных предметов и человека для младенцев 4-6 месяцев, установила, во-первых, что уже в первом полугодии жизни ребенок выделяет человека из других предметов; во-вторых, сосредоточение взора ребенка наблюдается даже на неподвижном человеке, а на говорящем и находящемся в движении длительнее, чем при фиксации других предметов, в 3-5 раз15.

Реакция ребенка на взрослого изменяется в процессе его развития. На втором месяце жизни у ребенка появляется улыбка и "комплекс оживления", описанный  Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовой (1949), Н.М. Щелованым и А.М. Аксариной (1960).

С четырех месяцев наблюдаются  дифференцированные реакции на взрослого  более сложного характера. По данным М.Ю.Кистяковской и других авторов, в возрасте от трех до шести месяцев у ребенка возникает избирательное отношение к взрослым. С шести-восьми месяцев ребенок начинает выделять его как объект взаимодействия.

При этом взрослый остается центральным  звеном всей воспринимаемой ситуации. Взрослый выступает для ребенка  носителем общественного опыта  действий с предметами, речевых и эмоционально-экспрессивных форм общения.

Благодаря значению, которое имеет взрослый в жизни ребенка, в процессе взаимодействия с ним ребенок все тоньше дифференцирует и внешний облик взрослого, и  изменения, которые происходят в  нем, и в том числе, прежде всего, изменения эмоционального выражения  его лица, интонационной выразительности  голоса, жестов.

Богатый материал, который раскрывает характер изменений в восприятии человека детьми, дает анализ процесса их общения  с окружающими.

М.И. Лисина, изучая развитие общения детей со взрослыми, приходит к выводу о том, что в первом полугодии жизни возникает непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым, называемое еще ситуативно-личностным. Содержанием такого общения являются переживаемые ребенком эмоциональные состояния, которые и "сообщаются" взрослому Лисина М.И. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 3. - С. 4-7..

Подобные "сообщения" не имеют осознанной целенаправленности и достаточно аморфны. Они обычно являются выражением глобальной симпатии ребенка ко всем взрослым, общего его положительного "отношения" к человеку. Средством общения  детей первого полугодия жизни  являются, в основном, мимика, выразительные  жесты и экспрессивные вокализации, т.е. экспрессивно-мимические акты.

С 6-8 месяцев у детей появляется новая форма взаимодействия: ситуативное  предметно-действенное (деловое) общение  со взрослым. Содержание ситуативно-делового общения определяется совместными со взрослыми предметными действиями ребенка. На фоне взаимодействия ребенок осуществляет дальнейшее, уже более дифференцированное познание взрослого, его отношение к себе. С каждым месяцем диапазон средств общения ребенка расширяется. Кроме экспрессивно-мимических появляются локомоторные и предметные действия, которые трансформируются и используются детьми в установлении контактов со взрослыми, выражении своего отношения к нему и к оказываемым им на него воздействиям.

В дошкольном возрасте появляется внеситуативно-познавательное общение, направленное на познание окружающего мира вещей и людей.

Формирующееся на этом этапе представление о  взрослом человеке значительно обогащается и образ человека теряет ту аморфность и ситуативную ограниченность, которые отличали его на предыдущей ступени развития ребенка. Ведущим средством общения ребенка с окружающими его людьми становится речь. Овладение ребенком речью вносит существенные изменения в познание им человека. Благодаря слову чувственное содержание образа человека становится носителем психологического индивидуально-личностного содержания. Постепенно человек начинает выступать как лицо, обладающее не только непосредственными чувственно воспринимаемыми свойствами, но и сигнализируемыми ими психическими свойствами.

Однако, несмотря на большую роль речи в  понимании ребенком человека, в дошкольном возрасте, как указывает М.И. Лисина, ведущими все же остаются экспрессивно-мимические акты. Какой бы ни была форма общения ребенка с окружающими людьми, необходимым средством его остается экспрессия. Эмоциональное общение, видоизменяясь, проходит через все формы общения, пронизывает и окрашивает их, играя при этом огромную роль в формировании у ребенка эмоционально-ценностного отношения к людям, их понимания и развития у него собственных средств экспрессивного воздействия на окружающих.

В ходе развития форм общения, усложнения его содержания, в результате накопления ребенком опыта переживаний и  чувств его представления о человеке из глобальных, аморфных становятся более полными и четкими. В образе человека - объекте восприятия - выделяются ребенком какие-то постоянные свойства и признаки, помогающие ему понять переживаемые им отношения к окружающему. Общаясь с близкими взрослыми людьми, а затем и с людьми из более широкого окружения, дети учатся дифференцировать оттенки экспрессивного поведения и по ним "читать" переживаемое человеком состояние. Об этом свидетельствуют проявления маленькими детьми сочувствия, страха, радости и иных переживаний в соответствии с экспрессивной картиной поведения близкого им человека.

Для того, чтобы жить среди других людей, чувствовать себя комфортно в социуме, быть принятым и понятым этими другими, очень важно уметь понимать и чувствовать их эмоционально-психические состояния, адекватно на них реагировать. Подобное поведение требует развития эмоционально-перцептивной зоркости, умения замечать, распознавать состояние другого, владения "языком" эмоций, т.е. формирования эмоционально-перцептивных способностей. Эмоционально-перцептивные способности - это свойства человека, которые позволяют ему воспринимать и распознавать экспрессию другого, понимать его эмоциональное состояние и адекватно реагировать на него в процессе общения и взаимодействия Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия. 1996. - 348 с..

Ребенок очень рано усваивает те формы  эмоционального состояния, которые  закрепились в определенной этнокультуре, он учится воспринимать и понимать переживания других людей и выражать собственные эмоции. Благодаря значению, которое имеет взрослый в жизни  ребенка, в процессе взаимодействия с ним ребенок все тоньше дифференцирует и внешний облик взрослого, и  изменения, которые происходят в  нем, и в том числе и прежде всего изменения эмоционального выражения его лица, интонационной  выразительности голоса, жестов. Младенец, еще не умея говорить и не понимая  значения сказанного, адекватно реагирует  на интонацию голоса взрослого. И если мама ласковым голосом говорит 4-7-ми месячному ребенку: "Ах ты безобразник такой! Это что ж ты наделал здесь?", - то малыш радостно улыбается в ответ на такой "выговор".

Ребенок изначально существо чувствующее. Я  эмоциональное, непосредственное, самоощущающее лежит в основе развития у малыша способности чувствовать состояние другого, еще не понимая его. Неосознанная аффективная включенность ребенка младенческого и раннего возраста в переживания человека, начиная с 2-3 лет обогащается опытом распознавания, постепенным осознанием и пониманием эмоционального состояния другого человека.

Дети  дошкольного возраста способны не только чувствовать, но и понимать различные  эмоции. Уровни понимания детьми эмоций различны у детей разного дошкольного  возраста. А.М. Щетининой в результате специально проведенного исследования установлены уровни понимания дошкольниками  эмоциональных состояний человека:

I уровень - неадекватный: дети не  понимают эмоционального состояния,  не могут его назвать или  делают грубые ошибки;

II уровень - ситуативно-конкретный: а)  дети обнаруживают понимание  эмоционального состояния через  приведенную, подсказанную им  конкретную ситуацию; б) словесное  обозначение (глаголом, а не прилагательным) эмоционального состояния с трудом  выбирают из предложенных экспериментатором, т.е. с подсказкой.

Информация о работе Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста